Преимущества КСО:
- в результате постоянного повторения
упражнений совершенствуются навыки логического
мышления и понимания;
- в процессе постоянной, активной
деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- каждый чувствует себя раскованно,
работает в индивидуальном темпе, что
создает ситуацию успеха;
- повышается ответственность
не только за свои успехи, но и за результаты
коллективного труда;
- обсуждение одной информации
с несколькими сменными партнерами увеличивает
число ассоциативных связей, а значит,
обеспечивает более прочное усвоение;
- работа в парах способствует
успешному формированию коммуникативных
навыков.
Общие правила организации
парной работы:
необходимо разобрать с детьми
как сесть за партой, чтобы смотреть не
на учителя, а на партнёра, как положить
учебник, чтобы по нему было удобно работать,
как соглашаться, как возражать, когда
споры необходимы, когда не допустимы,
как помогать, как просить о помощи.
Проработка этих шагов - в дальнейшем
организация более сложных форм совместной
работы;
разбор ошибок учащихся при
совместной работе обязателен. При разборе
анализируется ход взаимодействия;
детей соединять в пары с учётом
их личных склонностей, самому “слабому”
ученику нужен не столько сильный, сколько
терпеливый и доброжелательный партнер.
Развитые дети долго не могут сидеть со
«слабыми», им нужен равный партнёр или
даже более сильный. Опасно объединять
двух озорников или тихонь;
при оценке работы пары подчёркивать
человеческие достоинства: дружелюбие,
вежливость, приветливость. Оценивать
всегда лишь общую работу в паре (удалось
поработать в паре или не получилось сотрудничества);
перед началом работы повторять
правило из памятки «Как работать в парах»,
которая всегда лежит на партах.
Золотые правила
при организации парной работы:
Не принуждать, не высказывать,
если кто-то не хочет работать в паре. Лучше
после выяснить при-чину отказа от работы.
10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
Не требовать абсолютной тишины,
но следует бороться с выкрикиванием.
Не наказывать лишением работы
в паре.
Задание №2
Структурно-логическая схема
КСО
Задание №4 Фрагмент занятия по дошкольной
педагогике со студентами
Работа в парах. Обмениваются
карточками (задачами).Один из пары становится
преподавателем, другой – студентом. Преподаватель
дает свою карточку студенту, предлагает
прочесть задачу и затем ставит вопросы
по содержанию задачи и ее решению. Когда
решение закончено, карточка передается
тому, кто по ней отвечал, т. е. студенту.
Теперь студентом становится преподавателем
и ставит вопросы своему «бывшему» преподавателю
по своей карточке Партнеры обмениваются
карточками и работают в других парах.
Решение кроссворда по теме
Коллективный способ обучения
По горизонтали
3. На каком этапе дидактической
целью является выявление качества и уровня
овладения знаниями и способами действий,
обеспечение их коррекции (5)
4. Под какой школой
мы понимаем школу, действующую в период
создания и внедрения принципиально новой
системы обучения, системы, которая перестраивает
отношения между учителями и учениками,
обеспечивая учёт индивидуальных психофизиологических
особенностей школьников (4)
6. Кто категорически
отвергал уроки, построенные на основе
схематизма и трафарета, не побуждающие
ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого
материала, не вооружающие его навыками
и умениями самостоятельной работы, не
способствующие развитию (4)
8. Какой прием играет
важную роль в процессе усвоения новых
понятий, фактов, явлений (5)
10. Какая работа является
ведущей организационной формой обучения
(4)
11. На что направлены
практико-ориентированные проекты (3)
12. Общение между обучающимися
и обучаемыми, т. е. общение между теми,
кто имеет знания и опыт, и теми, кто их
приобретает. (4)
13. Что позволяет учащимся
в процессе выполнения проекта вступать
в диалог как с собственным Я, так и с другими
(3)
14. Какое обучение между
обучающимися и обучаемыми в учебном процессе
дает нам индивидуальную форму организации
учебной работы (4)
16. Каким надо считать
построение учебного процесса, если после
объяснения нового материала не предусмотрены
различные виды проявления активности
учеников по его осмыслению (4)
17. О какой категории
целей познавательной деятельности идет
речь: ученик проявляет умение комбинировать
элементы для получения целого, обладающего
новизной (пишет творческое сочинение,
предлагает план эксперимента, решения
проблемы). (4)
18. Какой прием требует
анализа явления и его причинно-следственных
связей, сопоставления фактов и явлений
19. Целевой функциональный
узел, в котором объединены учебное содержание
и технология овладения им. (4)
20. Что в проектной
технологии позволяет создавать проекты,
приближенные к естественной жизнедеятельности
учащихся, осознать место изучаемой ими
науки в общей системе человеческого бытия
(3)
По вертикали
1. Что является материализованным
продуктом проектирования, который определяется
как самостоятельно принимаемое учащимися
развернутое решение проблемы (3)
2. О какой паре идет
речь: в этом варианте коллективной работы
в малой группе по 4 человека каждый работает
то с одним, то с другим соседом. При этом
происходит обмен материалами, варианты
которых будут проработаны каждым членом
микрогруппы. (4)
5. О каком принципе
согласно теории Дьяченко идет речь: ученик
имеет право переходить к изучению нового
учебного материала, лишь прочно усвоив
предыдущий (4)
7. Что составляет основу
деятельности учащихся на оценочно-рефлексивном
этапе (3)
9. Использование какого
приема требует методически верная организация
обучения с применением исследовательского
подхода (5)
15. На какую деятельность
учащихся ориентирована технология проектного
обучения (3)
Список литературы
Андрианова Г.А., Творческие
уроки. М: ИНФРА, 1994
Дьяченко В.К. Организационная
структура учебного процесса и ее развитие.
— М., Педагогика, 1989.
Еремина Е.М., Цукерман Г.А. Эффективность коллективно-распределенных форм обучения // Новые исследования в психологии. 1979. N 2(21).
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый
в учебном диалоге. М., 1989.
Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.
Левитас Г.Г. Технология учебных циклов – вариант реализации резервов классно-урочной системы. М.: Дело, 1998
Матис Т.А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова и др. М., 1982.
Мкртчян М.А. Коллективный способ
обучения. Практический курс. — г. Саяногорск, Мысль, 1990.
Первые шаги перехода от группового
способа обучения (ГСО) к коллективному
способу обучения (КСО): методические рекомендации.
— Крас, ун-т, Красноярск, 1985.
Полуянов Ю.А. Развитие взаимопонимания
между детьми в учебной деятельности //
Развитие психики школьников в процессе
учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова.
М., 1983.
Рубцов В.В. Организация и развитие
совместных действий у детей в процессе
обучения. М., 1987.
Скибицкий Э.Г. Комплексный подход к проектированию, созданию и применению целостных компьютеризированных курсов в общеобразовательной школе. - Новосибирск, 1996.
Снопков В.Т. Уроки и проблемы. — Коллективный способ обучения, № 2, Красноярск, 1995.
Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985.
Цукерман Г.А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. N 6.
Цукерман Г.А., Елизарова Н.В. О детской самостоятельности // Вопр. психол. 1990. N 6.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.