Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:55, курсовая работа
ЦЕЛЬ. Выявить влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.
ГИПОТЕЗА. Особенности видов педагогических коммуникаций будут: 1) взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников;
2) влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе.
Введение
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе
1.1. Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии
1.2. Виды педагогических коммуникаций
1.3. Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Глава 2. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие
2.1. Возрастные особенности младших школьников
2.2. Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия
2.3. Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла (музыки)
Глава 3. Организация и методики исследования.
Глава 4. Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования)
Глава 5. Психолого-педагогические рекомендации.
Выводы
Литература
Приложения
2)показатель высокой степени сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний (фактор В) связан со свойствами:
-нетерпеливость, активность, легкая возбудимость (фактор D), что, вероятно, является характерным для младшего школьного возраста;
-независимость, доминантность, напористость (фактор Е), то есть, чем выше интеллект и больше объем знаний, тем ребенок более активен, независим, напорист;
3)показатель уверенности, спокойствия и стабильности (фактор С) имеет связь с проявлениями:
-добросовестности, исполнительности, ответственности (фактор G), то есть спокойный ребенок в этом классе также добросовестный и ответственный;
4)показатель нетерпеливости, активности, легковозбудимости (фактор D) связан со свойствами:
-добросовестности, ответственности (фактор G) - отрицательной связью;
-высокого самоконтроля, хорошего понимания социальных нормативов (фактор Q3) отрицательной связью, то есть, чем нетерпеливее и активнее ребенок, тем он менее ответственен и имеет меньший самоконтроль;
5)показатель доминантности, независимости, напористости (фактор Е) связан со следующими проявлениями:
-склонность к риску, храбрость, беспечность, веселость (фактор F), то есть более независимый ребенок - он более храбрый и более склонен к риску;
6)показатель добросовестности, ответственности, исполнительности (фактор G) связан со свойствами:
-чувствительность, нежность, зависимость от других (фактор I);
-напористость, раздражительность, фрустрированность (фактор Q4) - отрицательной связью, то есть, добросовестный ребенок в данном классе более чувствителен и менее напорист и раздражителен;
7)показатель социальной смелости, непринужденности, решительности (фактор Н) связан с проявлениями:
-тревожности, озабоченности, полный мрачных мыслей (фактор О) - отрицательной связью, то есть, решительный, непринужденный ребенок - безмятежный, спокойный и оптимистичный;
8)показатель чувствительности, нежности (фактор I) связан с :
-высоким самоконтролем (фактор Q3), то есть нежный ребенок лучше умеет осуществлять самоконтроль.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, анализ корреляционных связей показал, что наибольшая нагрузка “падает” на фактор D (нетерпеливый, активный, легко возбудимый), который имеет 3 связи; а также на фактор G (добросовестный, исполнительный, ответственный), который имеет 4 связи; то есть, нетерпеливые, легко возбудимые дети в данном классе имеют высокую степень сформированности интеллектуальных функций, они, зачастую, бывают безответственны и имеют низкий самоконтроль, что, вероятно, связано с особенностями младшего школьного возраста; вместе с тем, добросовестные, исполнительные ребята более уверены в себе, спокойны, более чувствительны и зависимы от окружающих, также они более невозмутимы, расслаблены, флегматичны и сдержанны.
КРОМЕ ТОГО, была рассмотрена взаимосвязь личностных свойств с социальным статусом детей (учебный статус и эмоциональный статус). Результаты исследования представлены на рис.2 и рис.3.
ВЫЯВЛЕНА ВЗАИМОСВЯЗЬ эмоционального статуса учащихся с их учебным статусом и показателями: социально-смелый, непринужденный, решительный (фактор Н).
Особое внимание следует обратить на выделенную взаимосвязь эмоционального и учебного статуса. Вероятно, это характеризует специфическое для учащихся младших классов
единство в межличностном восприятии академической успеваемости и межличностных эмоциональных личных отношениях, что, скорее всего,будет рассогласовано в подростковом возрасте. Учебный статус связан с показателями:
-открытость, доброжелательность, общительность (фактор А);
-уверенность в себе, стабильность (фактор С);
-доминантность, независимость (фактор Е);
-социальная смелость, непринужденность (фактор Н);
-тревожность, озабоченность (фактор О) - отрицательная связь;
-эмоциональный статус.
Интересным представляется выделенный симптомокомплекс личностных свойств, взаимосвязанный с учебным статусом.
Его отличает внутренняя гармоничность, целостность, взаимодополняемость выделенных личностных качеств.
Например, общительность и доброжелательность (фактор А) напрямую связаны с социальной смелостью и непринужденностью (фактор Н),и в то же время, гармонично сочетаются с уверенностью в себе, стабильностью (фактор С),а доминантность и независимость (фактор Е) придают всей вышеуказанной характеристике логическую завершенность.
Особое внимание хочется обратить на выделенную отрицательную взаимосвязь с тревожностью; что, с одной стороны, весьма логично сочетается с другими выделенными личностными свойствами, то есть, общительные и уверенные в себе дети менее тревожны; с другой стороны, выделенная взаимосвязь противоречит взаимосвязи проведенных ранее психологических исследований /1/, а именно, в ряде случаев высокая тревожность имеет положительную взаимосвязь с учебным статусом, поскольку тревожные дети более добросовестны, ответственны, аккуратны, внимательны, что определяет их наиболее тщательную подготовку к занятиям, лучшую усваиваемость материала на уроке и хорошее поведение.
Выявленная же отрицательная взаимосвязь является характеристикой данного класса.
Особо следует отметить отсутствие значимых взаимосвязей фактора В (высокая степень сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний) с учебным статусом. Для объяснения данного факта, вероятно, требуются дополнительные психологические исследования.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, проведенный анализ, по сути, позволяет выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.
Для анализа основных видов коммуникаций и выявления их специфики в педагогическом “репертуаре” учителя, был использован ряд методик (см. главу 3).
По методике социально-коммуникативной компетентности получены следующие результаты:
СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть) 8
НН (нетерпеливость к неопределенности) 8
К (чрезмерное стремление к конформности) 3
ССР (повышенное стремление к статусному росту) 10
ИН (ориентация на избегание неудач) 5
ФН (фрустрационная нетолерантность) 15
Наибольшее отклонение от средних величин выявлено по показателям : К (чрезмерное стремление к конформности),
ИН (ориентация на избегание неудач), ФН (фрустрационная нетолерантность).
Фрустрационная нетолерантность. Высокое значение по данному показателю указывает на эмоциональный дискомфорт, депревацию, фрустрированность в коммуникативной сфере; при этом проявляется недостаточная способность к приятию социально-коммуникативных ситуаций.
Низкое значение по показателю ИН (ориентация на избегание неудач) свидетельствует о возможной тенденции преподавателя в своей музыкально-педагогической деятельности ориентироваться на постановку максимальных целей, задач в работе и их достижение, а не на выбор некоего оптимального варианта в работе, который обеспечивает невысокие результаты, но в то же время позволяет избежать неудач.
Низкое значение по показателю К (чрезмерное стремление к конформности) может свидетельствовать о неподатливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Показатели СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть), НН (нетерпеливость к неопределенности), ССР (повышенное стремление к статусному росту) - имеют тенденцию к низкой выраженности.
Так, заниженное значение показателя НН (нетерпеливость к неопределенности) свидетельствует о достаточной терпимости к неопределенности, об определенной творческости данного педагога, поскольку ощущение комфорта в деятельности свойственно, скорее, для творческих, инициативных людей. Также низкое значение показателя СКН (социально-коммуникативная неуклюжесть) может означать социально-коммуникативную гармоничность, умение преподнести свое мнение и выслушать чужое. А низкое значение показателя ССР (повышенное стремление к статусному росту) свидетельствует о том, что данный показатель не является самоцелью в работе, но и не отвергается полностью, что может также говорить о присутствии творчества, энтузиазма, увлеченности.
Также особенности педагогических коммуникаций изучались по методике Фландерса. Использование данной методики позволяет проанализировать основные виды педагогических коммуникаций (вербальный и невербальный).
Анализ с использованием видеозаписи 3-х уроков музыки, где было выделено 203 педагогических коммуникации, показал, что наиболее ярко представлены: пункт 2 (одобряет действия ученика, его поведение), пункт 4 (задает вопросы, основанные на своих идеях с целью получить ответ), пункт 8 (ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена).
Среднюю выраженность имеют: пункт 3 ( развивает идеи, предложенные учеником), пункт 5 (объяснение, развитие собственных идей), пункт 9 (выражение собственных идей ученика, вопросов, предложений. Свободное развитие собственных мыслей).
Фактически не представленными являются пункт 1 (принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере), пункт 7 ( критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика), пункт 10 (молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю).
ТАКИМ ОБРАЗОМ, наибольшую выраженность имеет доброжалательное, активное, диалогичное взаимодействие учителя с детьми;
среднюю выраженность имеет также активное, инициативное общение на уроке музыки;
низкую выраженность имеет конфликтное, в повышенном тоне, пассивное взаимодействие педагога с детьми.
ПОЭТОМУ, из вышесказанного видно, что характерным для данного педагога является доброжелательное, в то же время очень активное, инициативное, диалогичное общение с ребятами.
Качественный анализ невербальных компонентов в работе преподавателя сделан также на основе видеозаписи 3-х уроков музыки.
1.Дистанция (организация рабочего пространства) - на уровне диалога (0.5 - 1.2 м) и социального расстояния (1.2 - 3.7 м). Во время урока учитель много двигается по классу, часто подходит близко к детям, стараясь сократить дистанцию. Но иногда расстояние увеличивается, это происходит во время разучивании песни или исполнении музыки на инструменте; а также, когда учитель пишет что-нибудь на доске.
Микровывод: организация рабочего пространства зависит от форм работ на уроке, требуемых нахождения учителя за инструментом или у доски, а в целом наиболее характерным является расстояние на уровне диалога (0.5 - 1.2 м), что обеспечивает довольно тесный и весьма доброжелательный контакт.
-стоит с опорой на ученический стол;
-руки заложены за спину;
-ладонь запущена в волосы;
-рука согнута в локтевом суставе;
-ладонь поддерживает подбородок;
-руки скрещены на груди (крайне редко).
Микровывод: позы “стоит с опорой на ученический стол ” и “руки заложены за спину” могут восприниматься как некая эмоциональная дистанция; а позы “ладонь запущена в волосы” и “ладонь поддерживает подбородок” - могут трактоваться как акцент говорящего на своих мыслях, чувствах, своем внутреннем состоянии (что, кстати, является вполне уместным, так как специфика искусства, в данном случае, музыки, предполагает именно “уход в себя”). (Говоря о предполагаемых трактовках невербального поведения, нужно всегда помнить о том, что нет универсального “переводчика”, всегда следует учитывать контекст коммуникаций, состояние человека, внешние факторы - об этом см. главу 1). Таким образом, практически все отмеченные выше позы связаны с использованием рук; если вспомнить о том, что положение рук человека естественнее и удобнее в согнутом, нежели вытянутом состоянии (об этом см. главу 1), то возможна трактовка всех зафиксированных поз как модификации положения “руки согнуты”.
-взмах рукой;
-покачивание головой в такт высказывания;
-грозит пальцем;
-руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории;
-прохаживание перед аудиторией;
-волнообразные движения руки;
-телодвижения в такт высказывания, в такт музыке;
-покачивание головой в знак одобрения;
-“палец ко рту” (“тише”);
-покачивание головой (“нет”);
-иллюстративные жесты;
-дирижерские жесты;
-жесты-“сорняки” практически отсутствуют;
-прикосновение (используется довольно часто, как для похвалы, так и для дисциплины).
Микровывод. Возможна следующая трактовка некоторых жестов: “руки подняты на уровне груди и обращены ладонями к детской аудитории”, “покачивание головой в знак одобрения” - открытость, приятие. В целом, жестикуляция и телодвижения используются для усиления значения произносимой речи, как эмоциональный отзыв на музыку, а также как средства для нормализации дисциплины и в целом создают благоприятную картину (см.о прикосновении главу 1).