Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:55, курсовая работа
ЦЕЛЬ. Выявить влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.
ГИПОТЕЗА. Особенности видов педагогических коммуникаций будут: 1) взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников;
2) влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе.
Введение
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе
1.1. Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии
1.2. Виды педагогических коммуникаций
1.3. Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Глава 2. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие
2.1. Возрастные особенности младших школьников
2.2. Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия
2.3. Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла (музыки)
Глава 3. Организация и методики исследования.
Глава 4. Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования)
Глава 5. Психолого-педагогические рекомендации.
Выводы
Литература
Приложения
Глава 5. Психолого-педагогические рекомендации.
1.Специфика педагогического взаимодействия на уроках музыки требует от учителя обратить особое внимания на важность развития невербального компонента в поведении. Этой проработке, к сожалению, не уделяется достаточного внимания не только в школе, но и на других уровнях, поэтому мы рекомендуем:
Р расширять педагогическую компетентность путем теоретической проработки материала;
Р возможно проведение тренинга невербальной педагогической коммуникации;
С целью расширения диапазона коммуникативного взаимодействия и повышения уровня педагогической интуиции, важной для развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки (см. библиографический список, NN 2, 5, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 23, 26, 29, 31, 38, 39, 40, 41).
2. Музыка как вид искусства требует от человека эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, внутреннего “проживания” музыкального текста, то есть того, что вербально (словами) передать бывает очень непросто. Поэтому, расширяя свой репертуар в плане невербального взаимодействия, одновременно следует:
Р совершенствовать вербальный компонент путем расширения своего лексического запаса.
3. На основании результатов, полученных при корреляционном анализе теста-вопросника Р.Кетелла,
Р особое внимание педагогам следует уделить формированию произвольности, саморегуляции, а также формированию отношений к социальным нормам и ответственности.
Р открывают возможности для построения гармоничных межличностных отношений в классе как через направленную работу в эмоциональной, межличностной, так и в учебной деятельности. При этом уроки музыки, в отличие от других учебных дисциплин, имеют значительно большее поле для учебно-воспитательной работы
(иными словами, поднимая эмоциональный статус средствами музыки, повышается и статус учебный).
5. Также мы рекомендуем:
Р анализ планирования урока с учетом пожеланий детей (в результате чего происходит эффективная работа на мотивацию детей), которые отражены в методике неоконченных предложений. Предлагаемая рекомендация имеет смысл для ее применения по 2-м причинам:
Выводы
1-е предположение подтвердилось;
2-е предположение выявлено на уровне тенденции и требует дополнительного психологического исследования.
5. Данное исследование позволило разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога с учщимися.
Литература
Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1класс (программа и методика). - Москва, 1996.
Рассказы о невербальной коммуникации. - М.:Молодая гвардия, 1991.
“Приазовский край”, 1993.
“Приазовский край”, 1994.
ния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.
Кузьмина О.В. Искусство слышать. Методическое пособие.
“Радуница”, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Рус яз. |
Мат |
физра |
чтение |
музыка |
ест/зн |
ритмик |
тру д |
изо |
этикет |
геогр | |
1 |
4 |
14 |
16 |
6 |
8 |
5 |
17 |
13 |
14 |
14 |
4 |
9 |
5 |
5 |
3 |
5 |
2 |
4 |
3 |
5 |
3 |
2 |
6 |
8 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
7 |
3 |
1 |
2 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 | |
6 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 | ||
5 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 | |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 | ||||
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 | |||
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |||||
1 |
1 |
1 |
Бланк рейтинговой оценки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
1. Принимает отношение или тон и выражение
эмоций ученика и разъясняет свое отношение
в неугрожающей манере. |
11 |
2. Одобряет действия или поведение ученика. |
43 |
3. Развивает идеи, предложенные учеником. |
20 |
4. Задает вопросы,основанные на своих идеях с целью получить ответ от ученика. |
34 |
5. Объяснение, развитие собственных идей. |
17 |
6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик. |
6 |
7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, апелляция к авторитету ученика. |
0 |
8. Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена. |
49 |
9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей. |
22 |
10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникации во время которых непонятен наблюдателю. |
1 |
Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Ф.И.ребенка |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
O |
Q |
Q |
S |
S |
||
1. Ганцевая |
2 |
6 |
2 |
8 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
9 |
3 |
9 |
- |
1 |
5 | |
2. Сухоносова |
9 |
8 |
1 |
- |
2 |
6 |
7 |
8 |
7 |
4 |
7 |
2 |
|
4 |
2 | |
3. Лаптев |
6 |
4 |
3 |
5 |
1 |
3 |
5 |
3 |
8 |
7 |
8 |
6 |
1 |
3 | ||
4. Лыскова |
- |
3 |
1 |
4 |
6 |
7 |
4 |
4 |
4 |
7 |
2 |
8 |
3 |
1 | ||
5. Скороспешкин |
5 |
4 |
8 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
7 |
6 |
7 |
6 |
2 |
1 | ||
6. Бодерко |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
1 |
4 |
8 |
2 |
7 |
2 |
1 | ||
7. Михайлова |
9 |
7 |
8 |
6 |
7 |
7 |
5 |
9 |
5 |
3 |
6 |
6 |
1 |
1 | ||
8. Созина |
6 |
4 |
6 |
5 |
3 |
2 |
8 |
4 |
7 |
5 |
4 |
1 |
1 |
3 | ||
9. Плотников |
2 |
4 |
4 |
4 |
2 |
6 |
- |
5 |
5 |
6 |
7 |
6 |
2 |
2 | ||
10.Золотухина |
6 |
4 |
6 |
1 |
3 |
6 |
9 |
4 |
9 |
6 |
7 |
3 |
2 |
1 | ||
11.Зарубин |
7 |
4 |
3 |
4 |
5 |
8 |
4 |
6 |
- |
4 |
5 |
6 |
- |
1 |
- |
1 |
12.Харченко |
6 |
5 |
4 |
7 |
4 |
5 |
5 |
4 |
7 |
2 |
3 |
5 |
1 |
3 | ||
13.Концева |
6 |
7 |
4 |
6 |
2 |
4 |
6 |
4 |
5 |
7 |
5 |
6 |
1 |
4 | ||
14.Шаврин |
7 |
3 |
1 |
8 |
4 |
6 |
2 |
5 |
2 |
8 |
2 |
6 |
1 |
2 | ||
15.Кузнецов С. |
7 |
5 |
5 |
3 |
2 |
6 |
6 |
7 |
5 |
- |
6 |
2 |
4 |
4 | ||
16.Колчанова |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
7 |
8 |
5 |
6 |
1 |
2 | ||
17.Спешилова |
4 |
5 |
2 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
6 |
8 |
7 |
7 |
2 |
1 | ||
18.Смирнов |
7 |
4 |
9 |
- |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
2 |
7 |
8 |
1 |
5 | ||
19.Переладов |
4 |
- |
- |
9 |
4 |
4 |
- |
3 |
1 |
5 |
3 |
7 |
1 |
2 | ||
20.Кузнецов А. |
8 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
7 |
6 |
9 |
3 |
9 |
5 |
2 |
2 | ||
21.Катаева |
3 |
3 |
7 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
8 |
2 |
3 | ||
22.Лалетина |
4 |
6 |
1 |
6 |
4 |
6 |
4 |
5 |
7 |
5 |
8 |
6 |
2 |
2 | ||
23.Иванов |
6 |
3 |
8 |
2 |
1 |
3 |
6 |
6 |
5 |
6 |
9 |
8 |
2 |
4 | ||
24.Есюнина |
6 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
1 |
8 |
7 |
8 |
- |
1 |
- |
1 |
Учитель музыки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 | ||||||
8 |
8 |
3 |
1 |
5 |
1 |
1 |
0 |
1 |