Коммуникации в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ. Выявить влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки.
ГИПОТЕЗА. Особенности видов педагогических коммуникаций будут: 1) взаимосвязаны с развитием личностных свойств и социальным статусом младших школьников;
2) влиять на ценностно-мотивационную сферу младшего школьника по отношению к урокам музыки в школе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Коммуникации в педагогическом процессе
1.1. Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии
1.2. Виды педагогических коммуникаций
1.3. Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе
Глава 2. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие
2.1. Возрастные особенности младших школьников
2.2. Возрастные особенности в восприятии вербальных и невербальных средств взаимодействия
2.3. Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла (музыки)
Глава 3. Организация и методики исследования.
Глава 4. Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования)
Глава 5. Психолого-педагогические рекомендации.
Выводы
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Особенности влияния педагогической коммуникации.rtf

— 657.19 Кб (Скачать файл)

 

Глава 5. Психолого-педагогические рекомендации.

1.Специфика педагогического взаимодействия на уроках музыки требует от учителя обратить особое внимания на важность развития невербального компонента в поведении. Этой проработке, к сожалению, не уделяется достаточного внимания не только в школе, но и на других уровнях, поэтому мы рекомендуем:

Р расширять педагогическую компетентность путем теоретической проработки материала;

Р возможно проведение тренинга невербальной педагогической коммуникации;

С целью расширения диапазона коммуникативного взаимодействия и повышения уровня педагогической интуиции, важной для развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки (см. библиографический список, NN 2, 5, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 23, 26, 29, 31, 38, 39, 40, 41).

2. Музыка как вид искусства требует от человека эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, внутреннего “проживания” музыкального текста, то есть того, что вербально (словами) передать бывает очень непросто. Поэтому, расширяя свой репертуар в плане невербального взаимодействия, одновременно следует:

Р совершенствовать вербальный компонент путем расширения своего лексического запаса.

3. На основании результатов, полученных при корреляционном анализе теста-вопросника Р.Кетелла,

Р особое внимание педагогам следует уделить формированию произвольности, саморегуляции, а также формированию отношений к социальным нормам и ответственности.

  1. Выявленная взаимосвязь эмоционального и учебного ста туса во-первых, подтверждает возрастные закономерности младших школьников, а во-вторых,

Р открывают возможности для построения гармоничных межличностных отношений в классе как через направленную работу в эмоциональной, межличностной, так и в учебной деятельности. При этом уроки музыки, в отличие от других учебных дисциплин, имеют значительно большее поле для учебно-воспитательной работы

(иными словами, поднимая эмоциональный статус средствами музыки, повышается и статус учебный).

5. Также мы рекомендуем:

Р анализ планирования урока с учетом пожеланий детей (в результате чего происходит эффективная работа на мотивацию детей), которые отражены в методике неоконченных предложений. Предлагаемая рекомендация имеет смысл для ее применения по 2-м причинам:

  1. для повышения и сохранения высокого статуса педагога;
  2. для повышения рейтинга своего предмета (в данном случае, музыки) - в связи с его низким рейтингом, который определен на текущий момент.

 

Выводы

  1. Изучена и проанализирована литература по теме исследования; в библиографическом списке представлено 41 наименование.
  2. Изучены особенности вербальной и невербальной коммуникаций учителя музыки, в результате анализа которых выявлено, что характерным для данного педагога является доброжелательное, очень активное, инициативное диалогичное общение с детьми.
  3. Изучены и проанализированы особенности индивидуальности младших школьников, что позволило выявить психологический личностный портрет успешного ученика в данном классе.
  4. Рассмотрено влияние особенностей педагогических коммуникаций на развитие индивидуальности младшего школьника на уроках музыки; таким образом, гипотеза:

  1-е предположение подтвердилось;

  2-е предположение выявлено на уровне тенденции и требует дополнительного психологического исследования.

5. Данное исследование позволило разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействия педагога с учщимися.

 

Литература

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва:    ”Академия”, 1997.
  2. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Издательство Ленинградского университета, 1970.
  3. Гладунцова М.А., Замятина И.А., Школяр В.А.,

Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1класс (программа и методика). - Москва, 1996.

  1. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.
  2. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак:

Рассказы о невербальной коммуникации. - М.:Молодая гвардия, 1991.

  1. Детский психолог. Выпуск 4 - “Тотем”: издательство

“Приазовский край”, 1993.

  1. Детский психолог. Выпуск 5 - “Тотем”: издательство

“Приазовский край”, 1994.

  1. Детский психолог. Выпуск 11 - “Тотем”: издательство “Приазовский край”, 2001.
  2. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влия-

ния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 N 5.

  1. Кадобнова И.В., Усачева В.О., Школяр Л.В.,

Кузьмина О.В. Искусство слышать. Методическое пособие.

“Радуница”, 2004.

  1. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. - М.:ТОО “Независимая фирма ”Класс”, 1993.
  2. Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин “Развитие ребенка и его отношений с окружающими”. - М., 1993 , Центр общечеловеческих ценностей.
  3. Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения //Вопросы психологии. 1987 N 3.
  4. Матвеева Л.В. Коммуникативный акт в условиях опосредования // Вестник МГУ. Серия “Психология”. 2004, N 4.
  5. Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.
  7. Ниренберг Д., Калеро Т. Словно раскрытую книгу, прочти человека. - Минск.: ООО “Попурри”, 1996.
  8. Ниренберг Д., Калеро Т. Читать человека - как книгу. - М.: Экономика, 1990.
  9. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание человека). М.: Дело, 1996.
  10. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.
  11. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.
  12. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  13. Пиз Аллан. Язык телодвижений. - Нижний Новгород: ”Ай кью”, 1994.
  14. Практическая психология образования / Под редакцией  И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”, 2004.
  15. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 2001 N 6.
  16. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990.
  17. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. ЦАПИ Москва. 1994.
  18. Рамендик Д.М., Зонабед Ф.М., Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений // Психологический журнал. 1994 N 6.
  19. Русская Елена. Имидж современного педагога // Источник неизвестен.
  20. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М.: АО ”Интерэксперт”, 1996.
  21. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольника // Вопросы психологии. 2004 N 5.
  22. Смирнов С.Д. Богатый мир движений // Вопросы психологии. 2004 N 6.
  23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 1996.
  24. Тарасов Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психологический журнал. 1994 N 6.
  25. Тарасов Г.С. Потребность в классическом музыкальном искусстве как психологический феномен // Психологический журнал. 2003 N 6.
  26. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
  27. Фаст Джулиус. Знак чувства бессловесный. - Минск: ООО “Попурри”, 1996.
  28. Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможность использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 2004 N 6.
  29. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.
  30. Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. 2003 N 1.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 

 

Рус

яз.

Мат

физра

чтение

музыка

ест/зн

ритмик

тру    д

изо

этикет

геогр

1

4

14

16

6

8

5

17

13

14

14

4

9

5

5

3

5

2

4

3

5

3

2

6

8

3

4

2

2

2

3

2

2

3

3

5

7

3

1

2

5

4

3

 

1

1

3

2

6

2

1

1

3

3

2

 

2

 

1

2

5

5

1

 

2

3

4

1

1

1

2

3

4

3

 

1

2

2

3

   

2

 

1

3

   

1

 

1

1

2

1

1

1

2

2

     

1

1

1

1

   

1

1

1

             

1

1

   

 

 

Бланк рейтинговой оценки.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере.                                              

 

 

                 11              

2. Одобряет действия или поведение ученика.

               

 

 

                 43

3. Развивает идеи, предложенные учеником.

 

 

                 20

4. Задает вопросы,основанные на своих идеях с целью получить ответ от ученика.

 

 

                 34

5. Объяснение, развитие собственных идей.

 

 

                 17

6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик.

 

                  6

7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, апелляция к авторитету ученика.

 

                  0

8. Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена.

 

 

 

                 49

9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей.

 

 

                 22

10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникации во время которых непонятен наблюдателю.

 

 

                  1


 

Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

  Ф.И.ребенка

A

B

C

D

E

F

G

H

I

O

Q

Q

S   

 

S

 

1. Ганцевая

2  

6

2

8

4

4

4

5

5

9

3

9

-

1

 

5

2. Сухоносова     

9

8

1

-

2

6

7

8

7

4

7

2

 

 

4

 

2

3. Лаптев 

6

4

3

5

1

3

5

3

8

7

8

6

 

1

 

3

4. Лыскова

-

3

1

4

6

7

4

4

4

7

2

8

 

3

 

1

5. Скороспешкин

5

4

8

4

5

4

5

5

7

6

7

6

 

2

 

1

6. Бодерко

3

5

5

5

4

4

3

1

4

8

2

7

 

2

 

1

7. Михайлова

9

7

8

6

7

7

5

9

5

3

6

6

 

1

 

1

8. Созина

6

4

6

5

3

2

8

4

7

5

4

1

 

1

 

3

9. Плотников

2

4

4

4

2

6

-

5

5

6

7

6

 

2

 

2

10.Золотухина

6

4

6

1

3

6

9

4

9

6

7

3

 

2

 

1

11.Зарубин

7

4

3

4

5

8

4

6

-

4

5

6

-

1

-

1

12.Харченко

6

5

4

7

4

5

5

4

7

2

3

5

 

1

 

3

13.Концева

6

7

4

6

2

4

6

4

5

7

5

6

 

1

 

4

14.Шаврин

7

3

1

8

4

6

2

5

2

8

2

6

 

1

 

2

15.Кузнецов С.

7

5

5

3

2

6

6

7

5

-

6

2

 

4

 

4

16.Колчанова

4

2

3

3

3

4

4

3

7

8

5

6

 

1

 

2

17.Спешилова

4

5

2

4

2

1

3

4

6

8

7

7

 

2

 

1

18.Смирнов

7

4

9

-

5

5

6

7

7

2

7

8

 

1

 

5

19.Переладов

4

-

-

9

4

4

-

3

1

5

3

7

 

1

 

2

20.Кузнецов А.

8

3

3

3

1

4

7

6

9

3

9

5

 

2

 

2

21.Катаева

3

3

7

3

2

4

4

3

2

4

3

8

 

2

 

3

22.Лалетина

4

6

1

6

4

6

4

5

7

5

8

6

 

2

 

2

23.Иванов

6

3

8

2

1

3

6

6

5

6

9

8

 

2

 

4

24.Есюнина

6

5

1

4

3

5

3

3

1

8

7

8

-

1

-

1

Учитель музыки

           

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

8

8

3

1

5

1

1

         

0

   

1

Информация о работе Коммуникации в педагогическом процессе