Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:57, статья
Статья о проблеме компьютерной зависимости подростков + исследование.
Причины компьютерной зависимости кроются и в индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, и в проблемах межличностных отношений. Несмотря на большой интерес к рассматриваемой проблеме, научные исследования компьютерной зависимости в нашей стране сравнительно немногочисленны. В связи с этим, представляет интерес изучение психологических, в частности, личностных особенностей тех, кто стал зависимым от компьютерных игр и Интернета.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня средства массовой коммуникации уже не считаются инновационными. Хотя буквально два-три десятка лет назад появление компьютера и компьютерных игр, а также возможностей общения посредством Интернет для населения Республики Беларусь были в диковинку. Современные технологии являются, пожалуй, самым универсальным и многофункциональным инструментом развития общества XXI века. С помощью компьютерных технологий можно осуществить мгновенный поиск информации, наладить коммуникативные связи, получить возможность развития творческого потенциала, продолжить самообразование. Компьютер помогает людям реализовать потребности познавательные (поиск новой информации, повышение квалификации), коммуникативные (интимное, дружеское, деловое общение), рекреационные (досуг, игры, развлечения), аффилиационные (сотрудничество, партнерство, поиск единомышленников).
По данным 2003 года, в нашей стране насчитывалось около 200 тыс пользователей сети. «…20 % всех пользователей Интернета составляла аудитория до 18 лет. На тот момент 80 % учащихся VI-VIII классов городских общеобразовательных школ увлекались компьютерными играми, а дети в возрасте 12-14 лет имели «игровой опыт» от 6 до 8 лет» [1, с. 64]. В октябре 2010 г. За 30 дней было зафиксировано более 4-х млн. пользователей сети Интернет, что свидетельствует о возрастающей тенденции пользования компьютером и услугами Интернет-пространства в республике Беларусь.
В тоже время в научных исследованиях отмечается, что чрезмерное использование информационных технологий может привести к «информационным перегрузкам, технострессам, игровой и Интернет-зависимости, идентификации с кибер-персонажем, стремлению к эскапизму (уходу от реального мира с погружением в виртуальный)» [2, с. 72]. Общество сталкивается с новыми разновидностями аддиктивного (зависимого) поведения человека: гаджет, гемблинг, кибераддикция. В США от 6 до 10 % из 189 млн. интернет-пользователей страдают психологической зависимостью от компьютера. Врачи предлагают включить зависимость от компьютерных игр в Международную классификацию болезней. Кстати, в 2004 году в Пекине открылась специализированная клиника для лечения зависимости от компьютерных игр. В Голландии, США активно действуют похожие учреждения. В России, Украине и Беларуси нет специализированных клиник, занимающихся игровой зависимостью.
Как видим, использование компьютерных средств имеет две стороны: одну – положительную, помогающую всестороннему развитию современного человека, другую – отрицательную, тормозящую полноценное развитие. Современное состояние проблемы компьютерной зависимости представляет серьезную угрозу населению мира и приобретает общественный характер.
Важность рассматриваемой проблемы подчеркивается в таких государственных документах, как «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» от 14. 12. 2006 г., № 125 (Глава 4. Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и формирование здорового образа жизни личности), Кодекс РБ об образовании (статья 18. Воспитание в системе образования), Уголовный Кодекс РБ (статья 212. Хищение при помощи компьютерной техники). В программе школьного курса «Основы безопасности и жизнедеятельности» за 2009/10 гг. подчеркивается, что занятия, проводимые в общеобразовательных учреждениях, должны быть направленны на формирование у школьников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, выработку психологической устойчивости при возникновении экстремальных ситуаций различного характера. Для обеспечения безопасности подрастающего поколения государство принимает меры профилактического характера. В частности подчеркивается роль социально-педагогических и психологических служб в профилактике аддиктивного поведения подростков, компьютерной зависимости как одного из его видов.
На возникновение виртуальной зависимости одним из первых обратил внимание английский психолог М. Гриффитс, изучавший особенности проведения игроков в азартные игры. В последнее время специалисты (А. Голдберг, К. Янг) выделяют синдром «компьютерной зависимости». В психологической литературе термин «аддикция» соотносится со словом зависимость. Проблема аддикции изучается психологией, педагогикой, социологией, медициной и другими науками.
Аддиктивное поведение (от англ. addiktion - склонность, пагубная привычка; лат. addictus – рабски преданный) - «…особый тип форм в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психологического состояния» [3, с. 22-23]. Такое поведение описывали W. Miller, M. Landry, Ц. П, Короленко, Т. А. Донских, А. Е. Личко и другие исследователи отмечали, что уход от реальности осуществляется путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на отдельных предметах или видах деятельности. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы на «потом»[2, с. 39]. Этот процесс в такой степени захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. В результате человек становится беспомощным перед своим пристрастием.
Проблема аддикции (патологической зависимости), по мнению И. Соколовой, начинается тогда, когда «…стремление ухода от реальности, связано с изменение психологического состояния, начинает доминировать в сознании… Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии» [5, с. 55]. Автор включает в аддиктивную реализацию не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от реальности. Исследователи отмечают, что аддикция начинается там, где возникает замещение удовлетворения реальных потребностей новой, сверхценной потребностью в аддиктивном агенте. Следовательно, аддикция определяется через поведение как систематическое повторение действий, сосредоточенных на узконаправленной сфере деятельности при игнорировании ведущих социальных потребностей, с уходом от реальности и формированием личности зависимого типа. Компьютерная зависимость изменяет психическое состояние таким образом, что человек становится неспособным воспринимать окружающую действительность, сужает сферу интересов и удовлетворения своих потребностей, блокирует саморазвитие.
В популярной и научной печати отмечается функциональное предназначение компьютера, который сегодня не только становится рабочим инструментом, но и начинает влиять на поведение человека, его межличностные контакты и отношения. Будучи доступным, персональный компьютер создает свою информационную среду, к которой постепенно привыкает человек. Она становится основой и спустя некоторое время начинает занимать ведущее место в его жизни. В следствии этого в межличностные взаимодействия приобретают характер вторичных и даже малозначимых. То есть, «… происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся трансформацией сознания, эмоциональным отчуждением, десоциализацией, деструктивными изменениями психики» [6, с. 8]. Наиболее чувствительны к этим изменениям является психика детей и подростков.
Компьютерными играми и Интернетом ребята наиболее интенсивно начинают увлекаться в подростковом возрасте. Это связано с его спецификой. Подростковый возраст является периодом неоднозначным, сложным, происходят «...кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений, качественное развитие познавательных функций и интеллекта» [7, с. 78—79]. Подросток учится мыслить абстрактными понятиями. Центральным новообразованием становится развитие самосознания. Его важным компонентом является самоуважение (удовлетворённость собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе, согласованность своего реального и идеального «Я»). Этот возраст сензитивен для формирования ценностей, идеалов, способов социального взаимодействия.
В то же время подростковый возраст является одним из кризисных этапов в становлении личности человека. Характеризуя особенности подросткового возраста, Л. И. Божович, А. Е. Яичко, X. Ремшмидт указывают на то, что кризис подросткового возраста является значимым фактором риска формирования аддиктивного поведения, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено происходящими в организме изменениями. Этот кризис понимается как состояние, в котором могут возникать искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего «Я», оторванности от мира. Подросток сомневается в своей идентичности и автономности, он лишён чувства связанности своих действий. Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса. Технологические преобразования оказывают влияние на Я-концепцию современных подростков, предъявляя к ним новые требования.
Чувствительная психика детей не готова к подобным испытаниям, поэтому они особенно остро ощущают нестабильность социально- экономической и моральной обстановки, теряют ориентиры в ценностях и идеалах. Так, большинство исследователей подтверждают наличие связи между содержанием компьютерной игры и уровнем агрессии в последующей свободной игре ребёнка, между его враждебностью и тревожностью (С. A. Anderson & С. М. Ford, N. S. Schuttle, S. Fling, S. В. Silvern). В исследованиях интернет-зависимости (К. Янг, М. Орзак, С. Э. Давтян и Ц. П. Короленко) было установлено, что интернет-зависимые часто «предвкушают» свой выход в интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания во Всемирной паутине. Egger, Morhan-Martin, Scherer установили взаимосвязь между неконтролируемым использованием Интернета и академической успеваемостью студентов. По данным исследования, у студентов, постоянно пользующихся Интернетом, академическая успеваемость ниже, чем у студентов, не пользующихся услугами Интернет. Кроме того, у первых наблюдаются ухудшения в межличностных отношениях [8].
Обобщив результаты различных исследований, Н. В. Чудова приводит следующий список черт Интернет-аддикта: сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела); сложности в непосредственном общении (замкнутость); склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом); низкая агрессивность; эмоциональная напряжённость и некоторая склонность к негативизму; наличие хотя бы одной фрустрированной потребности; независимость выступает как особая ценность; представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны; самооценка занижена; склонность к избеганию проблем и ответственности.
Последствия чрезмерного пользования компьютером и его возможностями дают о себе знать. В работах М. С. Иванова отмечается, что у зависимых от компьютерных игр подростков могут наблюдаться такие негативные последствия, как ухудшение зрения, быстрая утомляемость, неспособность переключаться на другие виды деятельности, чувство мнимого превосходства над окружающими (синдром «вершителя судеб»), оскудение эмоциональной сферы, сужение круга интересов, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности, трудности в межличностных контактах [9]. Во многих исследованиях подчёркивается проблема влияния компьютерных игр на психическое здоровье подростков. Так, корейские исследователи обнаружили у старших школьников с Интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида (Kim et al).
Таким образом, причины компьютерной зависимости кроются и в индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, и в проблемах межличностных отношений. Несмотря на большой интерес к рассматриваемой проблеме, научные исследования компьютерной зависимости в нашей стране сравнительно немногочисленны. В связи с этим, представляет интерес изучение психологических, в частности, личностных особенностей тех, кто стал зависимым от компьютерных игр и Интернета.
Основная часть
Нами было проведено исследование личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью на базе средней школы № 8 г. Гомеля. В нём приняли участие 106 подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Исследование было основано на доказательстве актуальности проблемы компьютерной зависимости, изучении её теоретических оснований и практического опыта учёных. Его цель — выявление личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью. Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи: 1) определить личностные особенности подростков с компьютерной зависимостью; 2) выявить личностные особенности подростков, зависимых от компьютерных игр; 3) выявить личностные особенности Интернет-зависимых подростков; 4) сравнить полученные результаты.
В работе были использованы следующие методики: 1) анкета на определение уровня увлечённости компьютерными играми (авторская); 2) шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной; 3) опросник «Шестнадцать личностных факторов» 16PF Р. Кет- телла (форма С).
На основании анкетирования были выделены группы зависимых и независимых от компьютерных игр подростков. Заполнение анкеты и опросника осуществлялось на добровольной основе. Сначала испытуемым предлагалась анкета на определение зависимости от компьютерных игр и шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной. При формировании выборок мы руководствовались временным и содержательным критериями. В работе был применён метод пассивного контроля зависимой переменной: из общей выборки были отобраны подростки, которые постоянно проводят время за компьютерными играми и в Интернете, и подростки, которые не играют в компьютерные игры и не проводят свободное время в Интернете. На основе полученных результатов были сформированы 3 выборки: 1) группа А1 (подростки 13—16 лет, играющие в компьютерные игры); 2) группа А2 (подростки 13—16 лет, проводящие свободное время в Интернете); 3) группа К (подростки 13—16 лет, не играющие в компьютерные игры и не проводящие свободное время в Интернете).
Группу зависимых от компьютерных игр (А1) составили 40 % подростков. Группу зависимых от Интернета (А2) — 29 %. Группу независимых от компьютерных игр и Интернета — 31 % испытуемых. Из общего количества опрошенных группу игровых и Интернет-аддиктов составили 25 % подростков. В группу зависимых от компьютерных игр вошли подростки, играющие ежедневно от 3-х и более часов в дёнь. В группу зависимых от Интернета вошли те ребята, которые ежедневно большую часть свободного времени проводят в Интернете и, находясь вне его/постоянно думают о нём. В группу независимых вошли подростки, которые проводят за компьютером не более 2-х часов в день и используют его в иных целях: для работы с текстовыми документами, прослушивания музыки и т. п.
На основе анкетирования были получены следующие данные: 79 % играющих составляют подростки мужского пола, 21 % — женского. 80 % респондентов предпочитают игры агрессивного содержания (World of WarCraft, Counter Strike, Left 4 Dead, Assasin Creed и др.), причём от общего количества мальчиков такие игры предпочитают 78 % человек. Что же касается девочек, то картина другая: игры агрессивного содержания предпочитают 29 % человек от общего количества. 76 % испытуемых отмечают, что игра приносит им чувство внутреннего удовлетворения, 69 % — ощущение расслабления/77 % — азарт (особенно если играют по сети; основная цель — выиграть, не дать другому обойти себя); 64 % играющих отмечают наличие конфликтов во взаимоотношениях с родителями; 85 % испытуемых не посещают никакие кружки и секции, то есть после занятий у них достаточно свободного времени, и только 10 % респондентов отметили, что их увлечение мешает общению с друзьями и учёбе.