Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:57, статья
Статья о проблеме компьютерной зависимости подростков + исследование.
Причины компьютерной зависимости кроются и в индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, и в проблемах межличностных отношений. Несмотря на большой интерес к рассматриваемой проблеме, научные исследования компьютерной зависимости в нашей стране сравнительно немногочисленны. В связи с этим, представляет интерес изучение психологических, в частности, личностных особенностей тех, кто стал зависимым от компьютерных игр и Интернета.
На основе диагностирования Интернет-зависимости были получены следующие данные: 85 % испытуемых используют Интернет как средство общения, 25 % — как средство поиска нужной информации, 14 % — как средство развлечения; 55 % опрошенных выходят в Интернет, когда им грустно или одиноко; 58 % анкетированных чувствуют себя подавлено, когда находятся вне Интернета; 77 % — часто думают об Интернете, даже тогда, когда там не находятся; 66 % респондентов предпочитают общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
На основе эмпирического исследования (был применён опросник «Шестнадцать личностных факторов» 16PF Р. Кеттелла (форма С)) нам удалось выявить личностные особенности подростков, присущие трём группам (А1, А2 и К)* Для получения достоверно значимых результатов был применён критерий ср*— угловое преобразование Фишера.
Чтобы выявить личностные особенности подростков с компьютерной зависимостью> мы сравнили факторные данные группы А1 и А2 с группой К (независимых от игр и Интернета подростков).
Данные свидетельствуют о том, что подростки с компьютерной зависимостью более склонны к ригидности, холодности, скептицизму и отчуждённости, чем независимые от компьютерных игр и Интернета подростки. Также независимые подростки имеют более высокий уровень интеллектуального развития, чем зависимые. Кроме того, они эмоционально более устойчивы по сравнению с зависимыми подростками. Зависимые же имеют низкий порог в отношении фрустрации, более чувствительны, эмоционально менее устойчивы, легко расстраиваются. Характерной особенностью подростков с компьютерной зависимостью является конформность (они менее настойчивы в отличие от группы независимых подростков), которая может проявляться также в зависимости от других, покорности, пассивности, признании своей вины, навязчивом соблюдении корректности, правил. Такая пассивность является частью многих невротических синдромов. Независимые подростки более добросовестны, сознательны, настойчивы, требовательны к себе (сила «Сверх-Я»), Зависимые же имеют тенденцию к непостоянству цели, непринуждённости в поведении, избеганию правил. Их свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам (слабость «Сверх-Я»). Подростки с компьютерной зависимостью отличаются подозрительностью. Это может проявляться в недоверчивости, упрямстве, погружённости в своё «Я», осмотрительности в действиях. Также они являются более хитрыми и циничными по сравнению с независимыми. Независимые подростки более естественны в поведении, спонтанны в проявлении чувств. У зависимых подростков отмечается преобладание плохого настроения, мрачных предчувствий и размышлений, беспокойство (тенденция к аутопунитивности), чувство вины, напряжённость, фрустрация, тенденция к тревожности в трудных ситуациях. Может возникать чувство, что их не принимает группа. Самооценка у них имеет тенденцию к занижению. Независимые подростки, напротив, более спокойны, расслаблены, безмятежны, уверенны в себе, гибки в поведении.
Таким образом, для подростков с компьютерной зависимостью (для зависимых от компьютерных игр и Интернета подростков) характерны такие личностные особенности, как отчуждённость, эмоциональная неустойчивость, конформность, непостоянство целей, подозрительность, хитрость и циничность, напряжённость и тревожность, сниженная самооценка. Независимые же от компьютерных игр и Интернета подростки более общительны, приспособляемы, чаще сотрудничают с другими, лучше интеллектуально развиты, эмоционально устойчивы, способны к соблюдению общественных моральных норм, сознательны, требовательны к себе, доверяют другим, адаптивны, естественны в поведении, более спокойны, уверены в себе и в своих способностях, уравновешены.
Помимо общих данных, которые были представлены выше, для выявления личностных особенностей подростков с компьютерной игровой зависимостью мы сравнили факторные данные группы А1 с группой К. Различия позволяют говорить о том, что подростки с компьютерной игровой зависимостью более практичны (управляют внешними реальными обстоятельствами), а независимые подростки более мечтательны (самомотивирован- ны, обладают творческим воображением). Независимые подростки в отличие от подростков, зависимых от компьютерных игр, предпочитают работать и принимать решения вместе с другими людьми, любят общение и восхищение.
Для выявления личностных особенностей подростков с компьютерной игровой зависимостью мы сравнили факторные данные группы А2 с группой К. Эти различия позволяют говорить о том, что независимые подростки более разговорчивы, в сравнении с Интернет-зависимыми подростками. Интернет- зависимые, в свою очередь, молчаливы, неразговорчивы, задумчивы. Это подтверждает предположение о том, что подростки используют Интернет для восполнения недостатка общения в реальной жизни.
Интересным представляется не только изучение личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью в общем, но и изучение тех характеристик, которыми зависимые от компьютерных игр подростки отличаются от подростков, зависимых от Интернета.
При сравнении группы А1 и А2 мы обнаружили, что подростки с компьютерной зависимостью более подозрительны, чем независимые. В свою очередь, по сравнению с игровыми аддиктами, Интернет- аддикты более доверчивы, лучше адаптируются в социуме. Среди Интернет-аддиктов больше людей мечтательных, а среди игровых аддиктов .— реалистичных. По сравнению с Интернет-зависимыми, зависимые от компьютерных игр более консервативны. Они убеждены в правильности того, чему их учили, склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей, имеют тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их. Подростки с Интернет- зависимостью являются более зависимыми от группы. Предпочитают работать и принимать решения вместе с другими людьми. Большая часть игровых аддиктов имеет низкую самооценку в сравнении с Интернет-аддиктами.
Заключение
Для подростков с компьютерной аддикцией (игровой и Интернет) характерны определённые черты личности, которые нужно учитывать в процессе психолого-педагогической работы. Знание этих личностных особенностей необходимо специалистам для организации правильного взаимодействия и грамотного построения диагностической, просветительской, профилактической, коррекционной работы. Определим основные направления деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по профилактике компьютерной зависимости подростков.
1) Работа с педагогическим коллективом: а) просветительская, по организации содействия реализации программ предотвращения вредных привычек в рамках учебно-воспитательной работы с применением внутришкольных семинаров и круглых столов; б) организационно-методическая и консультативная, с использованием тренингов по методам и средствам предупреждения компьютерной зависимости в детско-подростковой среде с учётом их возрастных особенностей; в) внедрение в образовательное учреждение существующих педагогических и психологических методик, обеспечивающих развитие потребностей здорового образа жизни и мотивов отказа от вредных привычек, а также техник мониторинга для раннего обнаружения случаев «заболевания» компьютерной зависимостью и планирования профилактических мероприятий; г) реабилитационная, включающая взаимодействие учреждения образования по вопросам компьютерной зависимости детей и подростков со специалистами служб города.
б) создание групп поддержки родителей, активно настроенных на участие в борьбе с вредными привычками; в) организация для родителей специальных лекций по вопросам зависимости от компьютера, привлечение взрослых членов семей к процессу профилактики компьютерной зависимости среди подростков; г) подбор и распространение методических рекомендаций, публикаций в средствах массовой информации, а также видеофильмов по проблемам профилактики компьютерной зависимости.
Список цитированных источников
У, Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании : учебное пособие для вузов / Н. И. Шевандрин. — М.: Владос, 1995. — 285 с.