Компьютерная зависимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 15:57, статья

Описание работы

Статья о проблеме компьютерной зависимости подростков + исследование.
Причины компьютерной зависимости кроются и в индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, и в проблемах межличностных отношений. Несмотря на большой интерес к рассматриваемой проблеме, научные исследования компьютерной зависимости в нашей стране сравнительно немногочисленны. В связи с этим, представляет интерес изучение психологических, в частности, личностных особенностей тех, кто стал зависимым от компьютерных игр и Интернета.

Файлы: 1 файл

статья.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

На основе диагностирования Интернет-зависимости были получены следующие данные: 85 % испытуемых используют Интернет как средство общения, 25 % — как средство поиска нужной информации, 14 % — как средство развлечения; 55 % опрошенных выходят в Интернет, когда им грустно или одиноко; 58 % анкетированных чувствуют себя подавлено, когда находятся вне Интернета; 77 % — часто думают об Интернете, даже тогда, когда там не находятся; 66 % респондентов предпочитают общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.

На основе эмпирического  исследования (был применён опросник «Шестнадцать личностных факторов» 16PF Р. Кеттелла (форма С)) нам удалось выявить личностные особенности подростков, присущие трём группам (А1, А2 и К)* Для получения достоверно значимых результатов был применён критерий ср*— угловое преобразование Фишера.

Чтобы выявить личностные особенности подростков с компьютерной зависимостью> мы сравнили факторные данные группы А1 и А2 с группой К (независимых от игр и Интернета подростков).

Данные свидетельствуют  о том, что подростки с компьютерной зависимостью более склонны к ригидности, холодности, скептицизму и отчуждённости, чем независимые от компьютерных игр и Интернета подростки. Также независимые подростки имеют более высокий уровень интеллектуального развития, чем зависимые. Кроме того, они эмоционально более устойчивы по сравнению с зависимыми подростками. Зависимые же имеют низкий порог в отношении фрустрации, более чувствительны, эмоционально менее устойчивы, легко расстраиваются. Характерной особенностью подростков с компьютерной зависимостью является конформность (они менее настойчивы в отличие от группы независимых подростков), которая может проявляться также в зависимости от других, покорности, пассивности, признании своей вины, навязчивом соблюдении корректности, правил. Такая пассивность является частью многих невротических синдромов. Независимые подростки более добросовестны, сознательны, настойчивы, требовательны к себе (сила «Сверх-Я»), Зависимые же имеют тенденцию к непостоянству цели, непринуждённости в поведении, избеганию правил. Их свобода от влияния группы может вести к асоциальным поступкам (слабость «Сверх-Я»). Подростки с компьютерной зависимостью отличаются подозрительностью. Это может проявляться в недоверчивости, упрямстве, погружённости в своё «Я», осмотрительности в действиях. Также они являются более хитрыми и циничными по сравнению с независимыми. Независимые подростки более естественны в поведении, спонтанны в проявлении чувств. У зависимых подростков отмечается преобладание плохого настроения, мрачных предчувствий и размышлений, беспокойство (тенденция к аутопунитивности), чувство вины, напряжённость, фрустрация, тенденция к тревожности в трудных ситуациях. Может возникать чувство, что их не принимает группа. Самооценка у них имеет тенденцию к занижению. Независимые подростки, напротив, более спокойны, расслаблены, безмятежны, уверенны в себе, гибки в поведении.

Таким образом, для подростков с компьютерной зависимостью (для зависимых от компьютерных игр и Интернета подростков) характерны такие личностные особенности, как отчуждённость, эмоциональная неустойчивость, конформность, непостоянство целей, подозрительность, хитрость и циничность, напряжённость и тревожность, сниженная самооценка. Независимые же от компьютерных игр и Интернета подростки более общительны, приспособляемы, чаще сотрудничают с другими, лучше интеллектуально развиты, эмоционально устойчивы, способны к соблюдению общественных моральных норм, сознательны, требовательны к себе, доверяют другим, адаптивны, естественны в поведении, более спокойны, уверены в себе и в своих способностях, уравновешены.

Помимо общих данных, которые  были представлены выше, для выявления личностных особенностей подростков с компьютерной игровой зависимостью мы сравнили факторные данные группы А1 с группой К. Различия позволяют говорить о том, что подростки с компьютерной игровой зависимостью более практичны (управляют внешними реальными обстоятельствами), а независимые подростки более мечтательны (самомотивирован- ны, обладают творческим воображением). Независимые подростки в отличие от подростков, зависимых от компьютерных игр, предпочитают работать и принимать решения вместе с другими людьми, любят общение и восхищение.

Для выявления личностных особенностей подростков с компьютерной игровой зависимостью мы сравнили факторные данные группы А2 с группой К. Эти различия позволяют говорить о том, что независимые подростки более разговорчивы, в сравнении с Интернет-зависимыми подростками. Интернет- зависимые, в свою очередь, молчаливы, неразговорчивы, задумчивы. Это подтверждает предположение о том, что подростки используют Интернет для восполнения недостатка общения в реальной жизни.

Интересным представляется не только изучение личностных особенностей подростков с компьютерной зависимостью в общем, но и изучение тех характеристик, которыми зависимые от компьютерных игр подростки отличаются от подростков, зависимых от Интернета.

При сравнении группы А1 и А2 мы обнаружили, что подростки с компьютерной зависимостью более подозрительны, чем независимые. В свою очередь, по сравнению с игровыми аддиктами, Интернет- аддикты более доверчивы, лучше адаптируются в социуме. Среди Интернет-аддиктов больше людей мечтательных, а среди игровых аддиктов .— реалистичных. По сравнению с Интернет-зависимыми, зависимые от компьютерных игр более консервативны. Они убеждены в правильности того, чему их учили, склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей, имеют тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их. Подростки с Интернет- зависимостью являются более зависимыми от группы. Предпочитают работать и принимать решения вместе с другими людьми. Большая часть игровых аддиктов имеет низкую самооценку в сравнении с Интернет-аддиктами.

Заключение

Для подростков с компьютерной аддикцией (игровой и Интернет) характерны определённые черты личности, которые нужно учитывать в процессе психолого-педагогической работы. Знание этих личностных особенностей необходимо специалистам для организации правильного взаимодействия и грамотного построения диагностической, просветительской, профилактической, коррекционной работы. Определим основные направления деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования по профилактике компьютерной зависимости подростков.

1) Работа с педагогическим коллективом: а) просветительская, по организации содействия реализации программ предотвращения вредных привычек в рамках учебно-воспитательной работы с применением внутришкольных семинаров и круглых столов; б) организационно-методическая и консультативная, с использованием тренингов по методам и средствам предупреждения компьютерной зависимости в детско-подростковой среде с учётом их возрастных особенностей; в) внедрение в образовательное учреждение существующих педагогических и психологических методик, обеспечивающих развитие потребностей здорового образа жизни и мотивов отказа от вредных привычек, а также техник мониторинга для раннего обнаружения случаев «заболевания» компьютерной зависимостью и планирования профилактических мероприятий; г) реабилитационная, включающая взаимодействие учреждения образования по вопросам компьютерной зависимости детей и подростков со специалистами служб города.

  1. Работа с подростками: а) организация психолого-педагогического сопровождения воспитательной работы с учащимися, направленного на формирование здорового и безопасного образа жизни; 6) проведение коррекционной работы с детьми «группы риска», определение основных причин социальной и школьной дезадаптации, индивидуальные и групповые консультации для учащихся, социально-психологический контроль, организация тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков, навыков личностного роста, принятия решений в экстремальных ситуациях, разрешение конфликтов, умения сказать «нет» вредным привычкам и т. п.; в) развитие у учащихся устойчивости к внешнему давлению, преодоление внутреннего психофизиологического дискомфорта, связанного с уменьшением количества времени, проводимого за компьютером. Данное направление реализуется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей при помощи следующих форм работы: индивидуальная работа с учащимися; тематические классные часы, в т. ч. и по школьной программе «Здоровье» (1—2 раза в месяц); тематические информационные часы; совместная работа классных руководителей с социально-педагогической службой; участие ребят в спортивно-массовых мероприятиях в рамках б-го дня учебной недели; участие в школьных выставках работ; индивидуальная работа с родителями, дети которых склонны к дезадаптированному поведению; встреча учащихся с педагогом воскресной школы; встреча с врачом-психиатром в рамках Недели здоровья.
  2. Работа с родителями: а) оказание консультативной помощи в установлении контактов со специалистами, группой родительской поддержки, консультирование по проблемам созависимости;

б) создание групп поддержки  родителей, активно настроенных на участие в борьбе с вредными привычками; в) организация для родителей специальных лекций по вопросам зависимости от компьютера, привлечение взрослых членов семей к процессу профилактики компьютерной зависимости среди подростков; г) подбор и распространение методических рекомендаций, публикаций в средствах массовой информации, а также видеофильмов по проблемам профилактики компьютерной зависимости.

Список цитированных источников   

  1. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога : 5—11 классы /Т. А. Шишковец. — 2-е изд., перереб. и доп. — М.: ВАКО, 2007. — 336 с.
  2. Корытникова, Н. В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / Н. В. Корытникова // Социологические исследования. — 2010.— № 6. — С. 70—79.
  3. Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2005. — 672 с.
  4. Абрамов, М. Интернет как инструмент трансформации личности / М. Абрамов // Экология и жизнь. 2006, — № 5. — С 38—41.
  5. Соколова, И. Информатизация общества : угроза или благо? / И. Соколова // Психология и здоровье. - 2008. — № 1. — С. 52—56.
  6. Юрьева; Л. Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск -Пороги, 2006. — 196 с

У, Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании : учебное пособие для вузов / Н. И. Шевандрин. — М.: Владос, 1995. — 285 с.

  1. Жичкина, Д. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А. Жичкина // http : // flogiston. ru / projects / articles / internet.shtml.
  2. Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. С. Иванов // http://flogiston.ru/articles /hetpsy/gameaddict2.shtml.

Информация о работе Компьютерная зависимость