Компьютерные технологии в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 13:38, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть особенности применения компьютерных (информационных) технологий в обучении.
Задачи реферата:
изучить понятие новых информационных технологий обучения;
выявить использование информационных технологий в образовании;
изучить методы и приемы использования информационных технологий на уроках.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
1.Понятие новых информационных технологий обучения…..5
2.Использование информационных технологий в образовании и принципы внедрения.…………………………………………………. 8
3.Методы и приемы использования информационных технологий на уроке……………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………..18

Файлы: 1 файл

реферат Компьютерные технологии в обучении.docx

— 39.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт менеджмента и права

Кафедра управления образовательными системами

 

 

 

 

 

Компьютерные технологии в обучении

 

Реферат

по основной образовательной программе

44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Педагогика общего образования»

 

 

Исполнитель:

Пургина Екатерина Ридольевна

студент 00-31z группы

 

Научный руководитель:

Мазурчук Н.И.,

канд.пед .наук, доцент

кафедры управления образовательными системами,


 

 

 

 

Екатеринбург, 2015


          СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………3

1.Понятие новых информационных  технологий обучения…..5

2.Использование информационных технологий в образовании и принципы внедрения.…………………………………………………. 8

3.Методы и приемы использования информационных технологий на уроке……………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………..18

 

Введение

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию учащихся к учебе.

Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий стоит выделить:

    • проблемное обучение;
    • обучение в сотрудничестве;
    • игровую деятельность;
    • разноуровневое обучение;
    • проектное обучение.

Проектная деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. При работе над проектом осуществляется сотрудничество ученика и учителя, что способствует решению главной задачи любой школы – формированию личности.

Цель реферата – рассмотреть особенности применения компьютерных (информационных) технологий в обучении.

Задачи реферата:

изучить понятие новых информационных технологий обучения;

выявить использование информационных технологий в образовании;

изучить методы и приемы использования информационных технологий на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие новых  информационных технологий обучения

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению В.Н. Глушкова (информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации) можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.

Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология – это информационная технология.

Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин "новая информационная технология обучения".

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других – важен анализ знаний в предметной области, в третьих основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день информационные технологии, Н.В. Апатова выделяет в качестве их важнейших характеристик:

    1. типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);
    2. используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);
    3. инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).

Как мы видим, и главное в НИТ – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением.

Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.

В 70-е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Педагогическая технология – это "не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такие посредством оценки применяемых методов".

Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена – процесса обучения.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.

Абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще на что-то опирается) на известные (хорошие или не очень) педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяет основным требованиям понятия "технологии".

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);

она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

 

2. Использование  информационных технологий в  образовании и принципы внедрения

Информационные технологии в образовании – одна из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Педагог имеет возможность не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и, что не менее важно – показать связь между отдельными предметными областями.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. В этих проектах создается анимированное представление материала (например, вращение трехмерной структуры химической формулы, оригинальное оформление и привязка кодов к управляющим элементам типа кнопок, управление движением отдельных объектов и др.). Выполнение проектов по тематике различных предметов осуществляется на уроке информатики, что показывает неразрывную связь между ними, делая работу практически значимой.

Эти проекты реализуются с использованием одной из наиболее популярной на сегодняшний день программы – Macromedia Flash.

Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на "отлично" (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки).

Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ, которые могут быть использованы с той же целью, что и тесты – проверка знаний. Только использование таких программ наиболее успешно выглядит на открытых уроках, когда класс можно разбивать на команды и проводить такие игры.

Правильная организация поиска материалов для проведения урока с использованием информационных технологий является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации. Здесь, безусловно, главенствующая роль отводится педагогу, как специалисту в своей области. Правильно спланированный урок, правильно отсортированная информационная база – главный залог успеха, главный залог понимания проблемы, изучаемой на этом уроке.

Говорить о преимуществах уроков с использованием информационных технологий можно бесконечно долго. Но отметим и некоторые недостатки: при неправильной организации работы – естественно наличествует риск нанесения ущерба здоровью, поэтому такие уроки должны готовиться заранее с расчетом не на одного учащегося, а на команду, работа которой распараллелена, где каждый выполняет свои функции, чтобы дать возможность более тщательно и разносторонне представить материал.

Организация общеклассной работы всегда сближает учащихся, так как они понимают значимость своего труда, повышает их общий уровень развития, расширяет кругозор, в особенности, если планируется интегрированный урок.

Показ уроков с использованием информационных технологий – всегда яркое зрелище, зрелище, которого ждут не только ученики, но и учителя, особенно, если удается его представить в нужном свете, если продуманы все детали, подобраны интересные, оригинальные материалы, задействованы ресурсы умственные и творческие учащихся образовательных учреждений. И нет сомнения в том, что именно такая организация обучения, в котором помимо не менее важных классических уроков внедряются интегрированные уроки с использованием информационных технологий, позволят воспитать образованных, интеллигентных и творческих людей.

Основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс.

1. Принцип новых задач. Суть его  состоит в том, чтобы не перекладывать  на компьютер традиционно сложившиеся  методы и приемы, а перестраивать  их в соответствии с новыми  возможностями, которые дают компьютеры. На практике это означает, что  при анализе процесса обучения  выявляются потери, происходящие  от недостатков его организации (недостаточный анализ содержания  образования, слабое значение реальных  учебных возможностей учащихся  и т.п.). В соответствии с результатом  анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных  причин (большой объем, громадные  затраты времени и т.п.) сейчас  не решаются или решаются неполно, но которые вполне решаются  с помощью компьютера.

Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевременность и хотя бы приближенную оптимальность принимаемых решений.

2. Принцип системного подхода. Это  означает, что внедрение компьютеров  должно основываться на системном  анализе процесса обучения. То  есть должны быть определены  цели и критерии функционирования  процесса обучения, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для  того, чтобы проектируемая система  наилучшим образом соответствовала  установленным целям и критериям.

Информация о работе Компьютерные технологии в обучении