Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 13:38, реферат
Цель реферата – рассмотреть особенности применения компьютерных (информационных) технологий в обучении.
Задачи реферата:
изучить понятие новых информационных технологий обучения;
выявить использование информационных технологий в образовании;
изучить методы и приемы использования информационных технологий на уроках.
Введение…………………………………………………………3
1.Понятие новых информационных технологий обучения…..5
2.Использование информационных технологий в образовании и принципы внедрения.…………………………………………………. 8
3.Методы и приемы использования информационных технологий на уроке……………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………16
Список использованных источников…………………………..18
3. Принцип первого руководителя.
Суть его состоит в том, что
заказ на компьютеры, программное
обеспечение и их внедрение
в процесс обучения должны
производиться под
4. Принципы максимальной
5. Принципы непрерывного
6. Принципы автоматизации
7. Принципы единой
Особенностью современной школы является ее функционирование в условиях стремительного роста объёма образовательных ресурсов. Школьнику уже не всегда удается получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ее ограниченной информационной пропускной способности. На современном этапе научно-технического прогресса, при переходе к информационному обществу, перед школой стоит важная задача – предоставление ученикам условий для реализации своих потенциальных возможностей в различных сферах знаний.
Процессы интеграции и информатизации школьного образования направлены на решение ряда объективных противоречий, имеющих место в настоящее время. Это противоречие между возрастающим объемом содержания обучения и ограниченным количеством учебного времени; уменьшение доли знаний, полученных в школе, относительно объема знаний полученных вне школы; частичное несоответствие содержания учебников и знаний, рожденных новой образовательной парадигмой.
Процесс информатизации общего образования позволяет дополнить многообразие традиционных методик обучения новыми информационными развивающими педагогическими технологиями. С их помощью на уроках могут реализоваться педагогические ситуации, в которых деятельность учителя и учащихся носит исследовательский, поисковый характер.
На современных уроках физики, информатики, экологии, истории, биологии, географии, и других дисциплин с использованием компьютерных технологий происходит не пассивное усвоение информации, а активная ее переработка. Подобное образование носит комплексный характер и способствует формированию целостной системы знаний, определяющей мировоззрение школьника.
Роль творчески работающего учителя не ограничивается внедрением в учебный процесс уже имеющихся компьютерных технологий. Оказавшись "на передовой" научно-технического процесса, учитель сам имеет возможность стать разработчиком и испытателем арсенала новых средств обучения: от наброска иллюстраций к конкретному уроку до производства программного продукта, от формирования нового приема работы до создания авторской методики.
Проведение урока изучения нового материала, как и урока любого другого типа, предполагает выбор учителем формы занятия, в которой поставленные задачи могли бы иметь оптимальное решение. Наиболее часто функция объяснения нового реализуется в традиционном уроке (комбинированная форма), иногда в уроке-исследовании, и всегда присутствует в уроке-лекции. С появлением доступных компьютерных средств обучения интерес школьного учителя к лекционной форме урока заметно вырос. Не удивительно – использование ЭВМ позволило сделать лекцию более привлекательной для ученика. Выросла её информативная емкость, объяснение стало более красочным, наблюдение явлений и демонстрация опытов в полной мере дополнились методами моделирования.
Однако, при выборе лекционной формы проведения урока, следует помнить тот факт, что психика части учащихся-школьников еще недостаточно подготовлена к длительному выполнению одного и того же вида работы. Особенность школьной лекции состоит в необходимости принятия мер для снижения психической нагрузки с одной стороны, и стимулирования актуализации внимания учащихся в течение длительного времени – с другой. Чтоб не возникало чрезмерного психического утомления, целесообразно планировать лекционное занятие, таким образом, чтобы в ходе урока неоднократно модифицировались виды учебной деятельности школьников, пассивные формы работы сменялись активными. Одним из способов стимулирования внимания обучающихся может служить предложение оцениваемой работы, (письменной, тестовой, графической) с распределенным на время урока заданием. Другой способ – постановка вначале урока ряда проблемных вопросов, ответы на которые учащиеся должны дать по окончании лекции на основе полученных знаний. Несмотря на то, что контроль знаний не является целью урока изучения нового (тем более – лекции), именно система обязательного оценивания деятельности каждого ученика способна обеспечить школьному лекционному занятию гарантированную эффективность.
Имея в виду вышеуказанные особенности организации школьной лекции можно рекомендовать определенные подходы использования электронно-информационных средств объяснения, которые собственно и составляют идею технологии.
При отборе и подготовке компьютерных материалов следует предусмотреть разбиение содержания на логически законченные модули, после отработки, которых можно на непродолжительное время занять учащихся иной учебной деятельностью. Рекомендуемое количество лекционных модулей 3-5 на академический час. Ниже приводятся несколько возможных алгоритмов конструирования логических модулей.
При наличии условий для "живой" экспериментальной проверки компьютерной модели явления, в лекционное занятие можно внести элемент исследования. Кроме того, это способствует формированию у школьников доверия к компьютеру, как средству обучения, снимая скепсис по поводу "электронных фантазий программиста".
Планируя смену видов учебной деятельности, рекомендуется предусмотреть введение форм работы, имеющих мониторинговый характер. Это может быть "мягкий" мониторинг в форме беседы, или очевидная проверка качества усвоения материала с помощью краткого теста или упражнения с мгновенной проверкой (самопроверкой) результата. В любом случае, учитель должен иметь "обратную связь", для определения готовности обучающихся к следующему этапу лекции.
Внедрение в урок-лекцию распределенного задания поможет дать оценку успешности каждого учащегося к окончанию занятия. Если выполнение письменных (графических) заданий не предлагается, можно рекомендовать оценивание учебной деятельности, опирающееся на рейтинговый принцип по результатам проводимых в ходе урока бесед.
В организации преподавательской деятельности можно выделить несколько направлений использования компьютера. Самое очевидное и доступное из них – применение возможностей вычислительной машины в качестве личной типографии учителя. По отношению к учащимся такое использование компьютера является опосредованным, однако для педагога владение технологиями малой полиграфии представляется существенным, поскольку значительно облегчает решение ряда организационно-методических задач.
1. Подготовка различного рода контрольно-тестовых заданий с выводом на принтер.
Накапливание дидактической базы данных.
Изготовление и тиражирование печатных и графических дополнений к стандартным учебным пособиям.
Как показывает опыт, для использования компьютера как средства малой педагогической полиграфии требуется минимальный программно-аппаратный ресурс. Наиболее распространенные текстовые и графические редакторы успешно работают на слабых компьютерах под управлением операционных систем старых версий. Офисное приложение "Microsoft Word" и штатный для Windows редактор изображений "Paint" могут удовлетворить большую часть запросов учителя.
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных средств и методов.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другими, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.
Информационная технология – процесс, использующий совокупность методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные идеи, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.
Например, при подготовке к уроку, каждый учитель применяет свою технологию переработки первичной информации (материала, необходимого для изучения конкретной темы). Информационный продукт (непосредственно тип урока) зависит от того, как учитель "видит" данный урок.
Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. К сожалению, пока зачастую роль компьютера сводится только к возможностям неоправданно дорогой пишущей машинки. Но на это есть объективные причины: не все учителя в достаточной степени владеют навыками работы с компьютером. И все-таки компьютер должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел. Последние, кстати, в ряде кабинетов должны быть вытеснены современными средствами экранной видеопроекции. Легко представить себе урок, во время которого учитель, используя специальные компьютерные указательные устройства (от простейшей "мышки" до компьютеризированной лазерной указки), демонстрирует учащимся специально подобранный ряд учебных видеофрагментов, трехмерные модели, компьютерные эксперименты и прочее. Фантастикой это давно уже не кажется, просто для внедрения таких технологий в обычный школьный урок требуется большая работа учителя – энтузиаста, организационная помощь администрации и материальная поддержка государства.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Наверное, поэтому, к учителям, использующим на своих уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идет в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно, такое движение дает свои плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.
Список используемой литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.
2. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. "Школа и компьютер". – М., 2004.
3. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.
4. Новые педагогические и
5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.