Комплексная Программа развития поликультурного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 14:31, доклад

Описание работы

Комплексная Программа развития поликультурного образования (далее – Программа) опирается на концептуальное представление о путях модернизации российского образования, о роли образования в развитии российского общества, о приоритетах и направлениях образовательной политики. Программа определяет целевую установку, задачи и направления развития поликультурного (полилингвального) образования в России. Программа направлена на реализацию стратегии развития образования, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования.

Файлы: 1 файл

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА 
 
РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

Комплексная Программа развития поликультурного образования (далее – Программа) опирается на концептуальное представление о путях модернизации российского образования, о роли образования в развитии российского общества, о приоритетах и направлениях образовательной политики.

Программа определяет целевую установку, задачи и направления развития поликультурного (полилингвального) образования в России. Программа направлена на реализацию стратегии развития образования, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования.

В основу Программы положена Концепция развития поликультурного образования, разработанная с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа России.

Поликультурное образование базируется на отношениях взаимодействия и взаимообогащения культур, принятых международным сообществом в качестве императива культурной политики. Согласно основополагающему документу ЮНЕСКО «Декларация Мехико по политике в области культуры», культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом: культурная самобытность расширяет возможности для всестороннего развития человека; ни одна культура не может претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность; многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции; культура – это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поликультурного образования.

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Поэтому проблема развития поликультурного образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений».

Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

Существует, по меньшей мере, два непреложных основания для возведения поликультурного образования в ранг государственной политики. На тактическом уровне от развития поликультурного образования зависит успешность преодоления тех угроз социальной нестабильности, которые возникают на почве неподготовленности молодежи к жизни в условиях все возрастающей полиэтничности и поликультурности российского общества. В стратегическом смысле поликультурное образование есть важнейший инструмент формирования российской гражданской идентичности.

Общая социально-политическая сверхзадача российской школы состоит в гражданской консолидации полиэтнического российского социума. Лишь базовые принципы поликультурности способны превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества.

Содержание проблемы поликультурного образования

Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России – для республик, краев и областей, для мегаполисов и крупных городов, для малых городов и сельских поселений. Вне зависимости от того, при каких обстоятельствах сложилась полиэтничность населения той или иной территории – сформировалась ли она исторически или стала результатом миграционных процессов – сегодня необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая общегосударственные российские интересы и национально-культурные особенности народов России, исходящая из сложных условий межкультурного диалога в многонациональном российском обществе и настоятельной необходимости проектировать гармонию межэтнических и межконфессиональных отношений.

В условиях социально-экономических реформ и первых этапов модернизации государственной системы образования в России накоплен бесценный опыт этнокультурных подходов в обучении и воспитании, включающий стимулирование региональных моделей национального образования, закрепление национально-регионального компонента в структуре и содержании общего образования, провозглашение в качестве одной из целей образования сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России.

Однако ни вопросы выделения региональной составляющей в содержании образования, ни даже проблематика национальной школы при всей ее важности отнюдь не исчерпывают весь круг национально-культурных проблем образования. Механическое расчленение общего содержания образования на инвариантный федеральный и вариативный национально-региональный компоненты оказалось не вполне адекватным, слишком упрощенным и малоэффективным воплощением главных социокультурных условий, закрепленных в Законе РФ «Об образовании»: единства культурно-образовательного пространства России и всемерного содействия развитию национальных языков, культур, региональных традиций. Сведение национального к региональному на деле редуцировало поликультурную образовательную перспективу до формально-ознакомительного монокультурного компонента. Тем самым были проигнорированы сложная неоднородность российской цивилизации и национально-государственный смысл организации единого духовного пространства, были недооценены интегративные задачи школы в полиэтническом обществе и сложность процессов формирования российской гражданской нации.

Сведение принципов и задач поликультурного образования к навыкам диалогической межкультурной коммуникации, воспитанию толерантности по отношению к иным культурам и даже умению обучающихся интегрировать элементы других культур в собственную систему ценностей не затрагивает сущностных качеств и структурных характеристик культурного самосознания как основы идентичности современного человека. Представление о людях постиндустриальной информационной эпохи как о носителях традиционного этнокультурного комплекса, к которому с помощью простых дидактических методов следует присоединить универсальный набор гуманитарных клише, страдает методологическим архаизмом и утопической неадекватностью. Атрибутивно-механистическое представление о роли модернизированной национальной культуры и поликультурной среды в социализации наших современников не отражает и требований современного общества к образовательной системе. Между тем в число этих требований наряду с объемом знаний, умений и навыков входят качественные показатели культурной и гражданской идентичности, исторической преемственности, духовно-нравственного развития, ценностной ориентированности, личностного самоопределения.

Ответом на запрос гражданского общества и заказ демократического государства может служить лишь целостная инновационная система современного поликультурного образования.

Полноценное поликультурное образование формирует содержание обучения и воспитания в рамках единого государственного стандарта в соответствии с конструкцией российской идентичности, при этом этнокультурное наследие и национальные культуры народов России транслируются в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте по общей формуле «регион – Россия – мир». Тем самым идейно-содержательные, технологические и языковые составляю¬щие поликультурного (полилингвального) образования согласуются со структурой и тенденциями развития единой российской цивилизации, которая ис¬торически объединила и интегрировала национальные культуры народов России. Задачи формирования российской гражданской идентичности требуют отказа от разделения содержания образования на несколько обособленных компонентов и, напротив, предполагают включение регионального контента образования в федеральный компонент. При этом образовательное описание мира происходит в последовательном естественном движении от знакомого и близкого к неизвестному и иному, то есть от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и всему человечеству. Неразрывность и содержательная универсальность федерального компонента остается гарантией культурно-образовательного единства российской гражданской нации. Вариативное полилингвальное и сюжетно-тематическое оформление федерального компонента, органически связанное с региональным контентом в обучении и воспитании, делает поликультурное образование системной частью национальной культуры, а значит – опорой гражданской идентичности как на сегментарном (регионально-территориальном), так и на российском (супернациональном) уровне.

В системе поликультурного (полилингвального) образования представлены все существующие уровни российского образования – дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование этой системы, является государство. Создание системы поликультурного образования предполагает консолидацию усилий органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, творческих союзов, общественных и религиозных организаций

Целевая установка и задачи Программы

Целью Программы является создание в Российской Федерации полноценной системы поликультурного образования, способной на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности.

Поликультурное образование представляет собой институт целенаправленной социализации обучающихся, призванный обеспечить:

  • на когнитивном (познавательном) уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
  • на ценностном (аксиологическом) уровне – формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
  • на оценочном (коннотативном) уровне – формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
  • на деятельностном (поведенческом) уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
  • на социально-психологическом уровне – формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания.

Для реализации целевой установки Программы решаются следующие основные задачи:

  • формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе – разработка образовательных методик и технологий, создание комплекта базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;
  • подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования;
  • экспериментальная апробация поликультурной (полилингвальной) образовательной модели в трех субъектах Российской Федерации;
  • информационное обеспечение поликультурного образования, в том числе создание региональных баз данных о результатах развития и педагогическом опыте поликультурного образования;
  • апробация и издание учебно-методических комплектов, разработанных для начальной поликультурной школы.

Программой определена последовательность решения поставленных задач.

Механизм и этапы реализации Программы

В управленческом смысле Программа развития поликультурного образования – это модель развертывания скоординированных нововведений, определяющая перспективный план действий, порядок их реализации и качество результатов. Комплексное решение задач поликультурного образования возможно лишь при условии создания инновационных моделей управления, способных объединить наиболее ценный педагогический опыт с современными средствами эффективного менеджмента.

Ответственность за решение практических проблем поликультурного образования будет неизбежно сосредоточена на регионально-территориальном уровне. Программа развития поликультурного образования в регионе направлена на целостное и системное изменение региональной системы образования, перевод ее на принципы поликультурности. Тем более важно создать инструменты надежной координации и полного научно-методического единства российских регионов, участвующих в реализации Программы.

Для объединения усилий федерального центра и регионов в деле планирования и управления развитием поликультурного образования необходимо принятие Государственной целевой программы с обоснованными целями, системным управлением, полноценным проблемным анализом и механизмом согласованных действий на всех уровнях. Такое объединение сил позволит преодолеть разрозненность и фрагментарность инновационного опыта, его ресурсную и информационную ограниченность. Целевые программы регионального уровня, выступая в качестве составных частей общей федеральной программы, в этом случае станут действенным инструментом конкретизации предусматриваемых мер, их контролируемости и надежного исполнения.

Пилотным проектом развития целостной системы поликультурного образования в России являются скоординированные усилия трех субъектов Российской Федерации, осуществляющих комплексную подготовку эксперимента по реализации инновационной Концепции и настоящей Программы поликультурного образования. В целях обобщения, закрепления и дальнейшего совершенствования имеющихся достижений в области поликультурного образования на первом (экспериментальном) этапе реализации Программы в 2009-2010 гг. планируется:

  • создание экспериментальных поликультурных (полилингвальных) образовательных моделей первого класса общеобразовательной школы и младшей группы дошкольных образовательных учреждений в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
  • первоначальная апробация моделей поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике на примере первого класса общеобразовательной школы;
  • подготовка к созданию экспериментальных систем поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике.

Информация о работе Комплексная Программа развития поликультурного образования