Экспериментальный
этап развития системы поликультурного
образования предполагает последовательное
развертывание в Республике Северная
Осетия-Алания, Республике Татарстан,
Чеченской Республике образовательных
моделей:
- начального образования
(с 1 по 4 класс) – в 2011-2013 гг.;
- дошкольного образования
– в 2011-2013 гг.;
- неполного общего образования
(с 1 по 9 класс) – в 2014-2018 гг.;
- полного общего образования
(с 1 по 11 класс) – в 2019-2020 гг.
Одновременно с экспериментальной
апробацией планируется создание в 2011-2016
гг. системы профессионального образования,
предназначенной для подготовки педагогических
кадров для поликультурной (полилингвальной)
школы в Республике Северная Осетия-Алания,
Республике Татарстан, Чеченской Республике.
Этап внедрения целостной системы поликультурного
образования предполагает последовательное
выведение прошедших успешную апробацию
образовательных моделей на уровень массового
применения в Республике Северная Осетия-Алания,
Республике Татарстан, Чеченской Республике
и других регионах Российской Федерации:
- дошкольного и начального
образования (по 4 класс) – с 2014 г.;
- неполного общего образования
(по 9 класс) – с 2019 г.;
- полного общего образования
(по 11 класс) – с 2021 г.
Этап внедрения начинается
после завершения экспериментальной апробации
поликультурных (полилингвальных) моделей
дошкольного и начального образования
и разворачивается параллельно продолжению
эксперимента по следующим уровням общего
образования. Одновременно планируется
создание в 2014-2019 гг. системы профессионального
образования, предназначенной для подготовки
педагогических кадров для поликультурной
(полилингвальной) школы в регионах Российской
Федерации.
Система
программных мероприятий
Пилотный
проект или первый этап реализации
Программы, планируемый на 2009-2010 гг., включает:
- анализ состояния этнокультурного
образования и перспектив его развития
в трех субъектах Российской Федерации
(оценка обеспеченности учебниками и учебно-методическими
материалами, квалифицированными педагогическими
кадрами, анализ этнокультурных параметров
региональных базисных учебных планов,
обобщение состояния регионального регулирования
в области этнокультурного образования;
оценка уровня знаний в области этнокультурного
образования воспитанников дошкольных
образовательных учреждений и учащихся
общеобразовательных учебных заведений; социолингвистическое обследование населения с целью установления социальной востребованности этнокультурного образования);
- разработку полилингвальных моделей, методик и образовательных технологий для системы поликультурного образования (разработка предложений по совершенствованию методики преподавания русского языка как неродного в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах; разработка предложений по совершенствованию методики преподавания языков народов РФ как родных в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах; разработка методики преподавания языков народов РФ в качестве государственных языков республик в составе РФ);
- разработку психолого-педагогических
технологий формирования российской идентичности
в системе дошкольного и общего образования
(разработка психолого-педагогических
рекомендаций по тематической стратегии
содержания образовательных программ,
призванной содействовать формированию
общенациональных культурных ценностей,
разработка предложений по формам и способам
гармоничного сопряжения общечеловеческих,
общегосударственных и национально-культурных
ценностей в учебном пространстве; создание
Программы поликультурного воспитания);
- разработку технологий
диагностики педагогических рисков поликультурной
образовательной модели, включая разработку
диагностического инструментария для
проведения исследований в учреждениях
дошкольного и общего образования (подготовка
методических указаний по диагностированию
педагогических рисков поликультурной
образовательной модели; разработка диагностического
инструментария для проведения исследований
в учреждениях дошкольного и общего образования);
- разработку методических
рекомендаций по экспериментальной апробации
методик и технологий поликультурного
образования (на основе анализа и обобщения
опыта теоретических исследований и практических
разработок в области поликультурного
образования);
- разработку программных
и учебно-методических материалов для
подготовки и переподготовки педагогических
работников по технологиям психолого-педагогического
сопровождения реализации Концепции и
Программы поликультурного образования
(разработка учебно-методического комплекса
спецкурса для педагогических работников
по технологиям психолого-педагогического
сопровождения реализации концепции поликультурного
образования);
- разработку программ
подготовки, повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров
для работы в системе поликультурного
образования ((разработка учебно-методического
комплекса спецкурсов по предметным технологиям
поликультурного образования);
- проведение для управленческих,
научно-педагогических и педагогических
кадров Республики Северная Осетия-Алания,
Республики Татарстан, Чеченской Республики
семинаров по проблемам и перспективам
поликультурного образования (организация
семинаров для управленческих кадров
системы образования трех субъектов РФ
с целью их подготовки к организации и
проведению эксперимента; проведение
семинаров для научно-педагогических
кадров, привлекаемых к разработке концептуальных
положений поликультурной образовательной
модели, а также к подготовке соответствующих
учебно-методических комплексов);
- подготовку экспериментальных
моделей поликультурного образования
в первом классе общеобразовательной
школы Республики Северная Осетия-Алания,
Республики Татарстан, Чеченской Республики
(учебно-методические комплексы на русском
и титульных языках для 1 класса системы
общего образования – по русскому
языку как неродному, титульному языку
как родному, титульному языку как государственному
республики, математике, окружающему миру,
изобразительному искусству, музыке; учебные
материалы для младшей группы дошкольных
образовательных учреждений – по развитию
математических представлений, ознакомлению
с окружающим миром, музыке, изобразительному
искусству, развитию русской речи как
родной, развитию русской речи как неродной,
развитию речи на титульном языке республики
как родной, развитию речи на титульном
языке республики как неродной);
- апробацию моделей
поликультурного образования в первом
классе общеобразовательной школы Республики
Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан,
Чеченской Республики (мониторинг и анализ
результатов учебного и воспитательного
процесса в экспериментальных и контрольных
школах и дошкольных образовательных
учреждениях с использованием экспериментальных
учебников и учебных материалов; организация
обсуждения моделей поликультурного образования
в открытых источниках информации).
Экспериментальный
этап развития системы поликультурного
образования включает следующие мероприятия,
планируемые на 2011-2020 гг.:
- подготовку экспериментальных
моделей поликультурного образования
в дошкольных образовательных учреждениях
и общеобразовательной школе Республики
Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан,
Чеченской Республики;
- апробацию моделей
поликультурного образования в дошкольных
образовательных учреждениях и общеобразовательной
школе Республики Северная Осетия-Алания,
Республики Татарстан, Чеченской Республики;
- создание системы профессионального
образования, предназначенной для подготовки
педагогических кадров для поликультурной
(полилингвальной) школы в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
- создание системы научно-методической
поддержки поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
- создание системы информационного
сопровождения поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
- апробацию и рекомендацию полилингвальных моделей, методик и образовательных технологий для системы поликультурного образования;
- апробацию и рекомендацию
психолого-педагогических технологий
формирования российской идентичности
в системе дошкольного и общего образования;
- апробацию и рекомендацию
технологий диагностики педагогических
рисков поликультурной образовательной
модели, включая разработку диагностического
инструментария для проведения исследований
в учреждениях дошкольного и общего образования;
- апробацию, рекомендацию
и издание методических рекомендаций
по экспериментальной апробации методик
и технологий поликультурного образования;
- апробацию, рекомендацию
и издание программных и учебно-методических
материалов для подготовки и переподготовки
педагогических работников по технологиям
психолого-педагогического сопровождения
реализации Концепции и Программы поликультурного
образования;
- апробацию, рекомендацию
и издание программ подготовки, повышения
квалификации и переподготовки педагогических
кадров для работы в системе поликультурного
образования;
- анализ состояния этнокультурного
образования и перспектив его развития
во всех субъектах Российской Федерации;
- проведение для управленческих,
научно-педагогических и педагогических
кадров всех регионов Российской Федерации
семинаров по проблемам и перспективам
поликультурного образования;
- подготовку экспериментальных
моделей поликультурного образования
в дошкольных образовательных учреждениях
и общеобразовательной школе всех регионов
Российской Федерации;
- апробацию моделей
поликультурного образования в дошкольных
образовательных учреждениях и общеобразовательной
школе всех регионов Российской Федерации.
Этап внедрения целостной системы поликультурного
образования включает следующие мероприятия,
планируемые с 2014 г.:
- поэтапное создание
системы дошкольного и общего поликультурного
(полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике и других регионах Российской Федерации;
- экспертиза, рекомендация
и издание программных и учебно-методических
комплектов, разработанных для системы
поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике и других регионах регионах Российской Федерации;
- создание системы профессионального
образования, предназначенной для подготовки
педагогических кадров для поликультурной
(полилингвальной) школы в регионах Российской Федерации;
- создание системы научно-методической
поддержки поликультурного (полилингвального) образования в регионах Российской Федерации;
- создание системы информационного
сопровождения поликультурного (полилингвального) образования в регионах Российской Федерации.
Ресурсное
обеспечение и контроль реализации Программы
Определены конкретные
объемы финансирования мероприятий Программы
за счет средств федерального бюджета.
Координацию и контроль
реализации Программы осуществляет Научно-методический
совет по поликультурному образованию,
в который входят представители федеральных
и региональных органов управления образованием,
учреждений науки и образования. Совет:
- анализирует ход выполнения
действий по реализации Программы, вносит
предложения по их коррекции;
- осуществляет организационное,
информационное и научно-методическое
обеспечение реализации Программы;
- координирует взаимодействие
заинтересованных министерств и ведомств
по развитию системы поликультурного
образования;
- не реже, чем ежегодно
информирует Министерство образования
и науки РФ о ходе реализации Программы.