Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:37, статья

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Файлы: 1 файл

KONTsEPTsIYa_DUKhOVNO_NRAVSTVENNOGO_RAZVITIYa.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

 

Общие положения

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой  на своей земле, утверждая права  и свободы человека, гражданский  мир и согласие, сохраняя исторически  сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов  равноправия и самоопределения  народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность  России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Современный период в российской истории и  образовании – время смены  ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как  важные позитивные перемены, так и  негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение  людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к  человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры  молодежи, происходит девальвация ценностей  старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных  норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря  на установленные российским законодательством  общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время  не сложилась ясно выраженная система  ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

 

В российском обществе стал ощущаться  недостаток сознательно принимаемых  большинством граждан принципов  и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного  социального поведения, а также  дало о себе знать отсутствие созидательных  ориентиров смысла жизни.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом  внешних и внутренних вызовов, в  укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и  будущему своей страны.

Ценности  личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и  других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно  и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где  развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа  должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно  в школе должна быть сосредоточена  не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному  социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив  к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному  развитию, гражданскому воспитанию. В  то же время недостатки развития и  воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие  друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал Л. С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»*.

Концепция духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее  – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об  образовании», на основе ежегодных  посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой  разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта  общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную  основу взаимодействия общеобразовательных  учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными  организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий  для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного  идеала;

• цели и  задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему  базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия  и принципы духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности  и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном  конкурентном мире. При этом образовательные  учреждения должны постоянно взаимодействовать  и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной  общеобразовательной школе как  определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит  эффективное участие образования  в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный  заказ образованию устанавливается  в следующей системе фундаментальных  социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

• нация  – государственно-территориальная  и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик  и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;

• национальное государство – государство с  общей, контролируемой центральной  властью, хозяйственно-экономической  основой, с общей территорией, с  общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация  – национальное государство, имеющее  разнообразный этнический и религиозный  состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

• национальное самосознание (идентичность) – разделяемое  всеми гражданами представление  о своей стране, её народе, чувство  принадлежности к своей стране и  народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

• формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном  народе Российской Федерации как  о гражданской нации и воспитание патриотизма;

• патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и  солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город  или сельскую местность, где гражданин  родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

• гражданское  общество – общество, способное  к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно  выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации  и коалиции, а также формы прямого  волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

• многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это  существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений  и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

• межэтнический  мир и согласие – единство в  многообразии, признание и поддержка  культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное  равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости  и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

• социализация – усвоение человеком социального  опыта в процессе образования  и жизнедеятельности посредством  вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей  различных социальных групп и  общества в целом, активного воспроизводства  системы общественных отношений;

• развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному  состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

• воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

• национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений  и общественных организаций;

• базовые  национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных  традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных  условиях;

• духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой  сферы личности, формирование способности  человека оценивать и сознательно  выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов  отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

 

1. Национальный  воспитательный идеал

 

Воспитание  ориентировано на достижение определённого  идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных  условиях.

Информация о работе Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России