Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:37, статья

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Файлы: 1 файл

KONTsEPTsIYa_DUKhOVNO_NRAVSTVENNOGO_RAZVITIYa.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии  и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов  жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой  заключалась в централизации  и концентрации государственной  власти в руках правящего монарха  – императора. Государство возвышалось  над церковью, был сформулирован  новый воспитательный идеал –  «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система  стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для  государственных нужд. «Всяческое беззаветное  служение на благо и на силу Отечества, – утверждал М. В. Ломоносов, –  должно быть мерилом жизненного смысла»**. Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой  нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для  императорской России был характерен идеал полезного государству  и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином  и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и  личную жизнь, подавляя религиозное  сознание, советское государство  само стало претендовать на роль новой  вселенской церкви. Спектр жизненных  смыслов был сжат до веры в коммунизм  и служения коммунистической партии.

Вместе  с тем советская эпоха в  отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал –  воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и  своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного  идеала необходимо в полной мере учитывать:

• преемственность  современного национального воспитательного  идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых  эпох;

• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

• внешние  и внутренние вызовы, стоящие перед  Россией.

Национальным  приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности  многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его  жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской  солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал  определяется:

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности  по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции Российской Федерации;

• согласно Закону Российской Федерации «Об  образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и  задачам основных образовательных  программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал  – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий  судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

 

 

2. Цель и  задачи духовно-нравственного развития  и воспитания

 

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства  является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного  гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

• готовность и способность к духовному  развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей  жизни, индивидуально ответственному поведению;

• готовность и способность к реализации творческого  потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных  норм, непрерывного образования и  универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать  согласно своей совести;

• формирование морали как осознанной личностью  необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать  собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных  норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность  к самостоятельным поступкам  и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности  за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание  ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям  и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному  здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

• свободолюбие как способность к сознательному  личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и  развитию в сочетании с моральной  ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности  за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся  должно обеспечить:

• осознание  себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

• готовность граждан солидарно противостоять  внешним и внутренним вызовам;

• развитость чувства патриотизма и гражданской  солидарности;

• заботу о  благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание  межэтнического мира и согласия;

• осознание  безусловной ценности семьи как  первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

• понимание  и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших  и старших, ответственность за другого  человека;

• бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;

• законопослушность  и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

• духовную, культурную и социальную преемственность  поколений.

В сфере государственных отношений  духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления;

• повышению  доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

• повышению  эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

• укреплению национальной безопасности.

 

3. Духовно-нравственное  развитие и воспитание

 

Обеспечение духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной  государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно  зависит от принятия гражданином  России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные  общеобразовательные программы  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта  с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников  и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной  образовательной системы и представляет собой важный компонент социального  заказа для образования.

Содержание  духовно-нравственного развития и  воспитания личности определяется в  соответствии с базовыми национальными  ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости  от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения  к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в  целом является сложным, многоплановым  процессом. Оно неотделимо от жизни  человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни  народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в  этом процессе определяется следующими положениями:

• усилия общества и государства направлены сегодня  на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства  ответственности за свою страну;

• общее  образование, выстраивающее партнерские  отношения с другими институтами  социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

• содержание духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных  учреждений должны быть сфокусированы  на целях, на достижение которых сегодня  направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования  призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его  гражданственности, принятия гражданином  России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями  базовых национальных ценностей  являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального  сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой  является система ценностей традиционных российских религий;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые  ребенком с первых лет жизни, имеют  непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения  в семье проецируются на отношения  в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Информация о работе Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России