Конфликты в организации. Типы конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, который - один из самых главных врагов менеджера, т.к. он дезорганизует людей, переводит их в эмоции, а не разум. Поэтому одна из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, - предотвращение возникновения, сглаживание последствий конфликта, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.

Файлы: 1 файл

Контрольная Организационное поведение.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину

Тип конфликта

Причина

Модель разрешения

Эквивалентный

(приближение-приближение)

Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов

Компромисс

Витальный

(избегание-избегание)

Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами

Компромисс

Амбивалентный

(приближение-избегание)

Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона

Примирение


 

 

В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:

  1. Конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
  2. Конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.

 Выделяют следующие  виды внутриличностных конфликтов:

Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих

Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением

Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.

В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

 

2.2. Последствия внутриличностных конфликтов

Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.

Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.

Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид.

 

2.3. Характеристика социальных конфликтов

1. Межличностные  конфликты.

 Строгого определения  межличностного конфликта не  существует. Более того, межличностный  конфликт очень тесно связан  с внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные  особенности межличностного конфликта:

1.Противоборство людей  происходит непосредственно, здесь  и сейчас, на основе столкновения  их личных мотивов. Соперники  сталкиваются лицом к лицу.

2.Проявляется весь спектр  известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3.Межличностные конфликты  для субъектов конфликтного взаимодействия  являются своеобразным полигоном  проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических  особенностей

4.Отличаются высокой эмоциональностью  и охватом практически всех  сторон отношений между конфликтующими  субъектами

5.Затрагивают интересы  окружения.

 

2. Групповые конфликты.

 Групповой конфликт  – противоборство, в котором хотя  бы одна сторона представлена  малой социальной группой. В зависимости  от участников выделяют два  типа групповых конфликтов «личность-группа»  и «группа-группа».

 Конфликты между личностью  и группой возникают в среде  групповых взаимоотношений и  отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать  при столкновении с такого  рода конфликтом.

 Первая особенность  связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной  стороны выступает личность, а  с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает  на основе столкновения личностных  и групповых мотивов.Группа (или  толпа) обладает дополнительной  мощностью и немобильностью. Поэтому  в таком конфликте субъекты, включенные  в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе  позволить.

 Вторая особенность  отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно  с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением  в таких понятиях:

 Позиция – официальное, определяемое должностью положение

 Статус – реальное  положение личности в системе  внутригрупповых отношений, степень  ее авторитетности. Статус может  быть высоким, средним и низким (относительно положения)

 Внутренняя установка  – субъективное восприятие личностью  своего статуса

 Роль – нормативно  заданный или коллективно одобряемый  образец поведения личности

 Групповые нормы –  общие правила поведения, которых  придерживаются все члены группы.

 Причины конфликта  между личностью и группой  всегда связаны: 1) с нарушением  ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью  внутренней установки статусу  личности (особенно конфликтность  личности с группой наблюдается  при завышении у нее внутренней  установки; в) с нарушением групповых  норм.

 Третья особенность  отражается в форме проявления  конфликта. Это применение групповых  санкций, ограничение или прекращение  неформального общения, эйфория.

 Классификация конфликтов  «личность-группа» выглядит так:

Вариант конфликта

Возможные причины

Руководитель-коллектив

Новый руководитель, назначенный со стороны

Стиль управления

Низкая компетентность руководителя

Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив

Конфликтная личность

Нарушение групповых норм

Неадекватность внутренней установки статусу

Лидер – группа

Низкая профессиональная подготовка

Применение компромата против лидера

Превышение полномочий лидерства

Изменение группового сознания


 

 

Конфликты типа «группа-группа» называют еще межгрупповыми.

 

3. Межгрупповые  конфликты

 Противоборствующие стороны  – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов. Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

 Межгрупповой конфликт  имеет некоторую специфику.

 Во-первых, образ конфликтной  ситуации (и без того всегда  субъективный) носит характер групповых  взглядов, мнений, оценок. Характеристика  типичного субъективного содержания  конфликтной ситуации межгруппового  конфликта сводится к следующим  явлениям:

1-Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»

2 - Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых  мнениях своя группа всегда  оценивается выше

3 - Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы  и негативное поведение чужой  группы объясняется внутренними  причинам. А, соответственно, негативное  поведение своей группы и позитивное  поведение чужой группы объясняются  внешними обстоятельствами.

4 - Агрессия. В межгрупповых  конфликтах индивид склонен вести  себя более агрессивно, нежели  в случае, когда от него требуется  принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так  называемом эффекте толпы, который  с одной стороны обеспечивает  «заразительность агрессии», а с  другой заметно снижает чувство  персональной ответственности за  происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

  К межгрупповым конфликтам  относятся трудовой конфликт, межэтнический  конфликт и внутриполитический  конфликт.

Причины трудового конфликта:

  • неудовлетворительные условия труда

  • система распределения ресурсов

  • выполнение договоренностей

Формы:

  • забастовка

  • демонстрация

  • обращение к общественности через СМИ

  • пикеты и т.д.

Условия межэтнических конфликтов:

  • заниженный или завышенный уровень национального самосознания

  • наличие в обществе «критической массы» проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия

  • наличие политических сил, способныхиспользовать в борьбе за власть два первых фактора.

 Особенностью внутриполитического  конфликта является борьба того  или иного слоя общества за  свой политический интерес. Среди  внутриполитических выделяют классовые  конфликты, конфликты между политическими  партиями, конфликтны между политическими  группировками.

2.4. Горизонтальный конфликт

Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: «равный против равного». Типичные горизонтальные конфликты -конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта – «выиграть-проиграть». Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.

 В системе «равный-равный»  наиболее частыми являются следующие  проблемы, которые и приводят  к конфликтным взаимодействиям.

1. Распределение задач  и ответственности. Характерно стремление  переложить ответственность на  других.

2. Разные цели и интересы  отделов с различными функциями. К примеру, производство требует  времени, а сбыт - быстрой поставки.

3. Зависимость от общих  служб и ресурсов. Возникает тенденция  создавать «дубликаты» - свои собственные  службы, к примеру, иметь свою  бухгалтерию и самостоятельно  осуществлять подбор персонала.

4. Различия в престижности  работы. Внутри фирмы одни отделы  более одобряются, другие - менее.

 Как можно изменить  систему «равный-равный», чтобы уменьшить  потенциальные конфликты?

1.Изменение отношений 

• Явно и определенно разграничить отделы;

• Усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отделов

• Установить равновесие отделов относительно статуса или знаний путем перераспределения ответственности или усиления «самого слабого» звена;

• Объединить отделы во главе с одним управляющим.

2.Улучшение координации  задач 

• Разделить задачи между отделами;

• Улучшить процедуры координации между ними;

• Создать буферные запасы, чтобы подразделения сами планировали деятельность.

3.Структурирование общения  и переговоров 

• Добиться формулирования своих условий для сотрудничества;

• Обучить технике ведения конструктивных переговоров;

• Подключить третью сторону для ведения переговорного процесса.

4.Улучшение межличностных  отношений 

• Провести обучение и тренинг;

• Проводить ротацию кадров: обмен персоналом между отделами.

 

2.5. Вертикальный конфликт:«высший против низшего»

 Как правило, вертикальный  конфликт («высший против низшего») возникает между руководителем  и подчиненным. Первый стремится  усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие  «способы» воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и  используют «круговую поруку», создают  видимость бурной работы или  подчеркивают свою незаменимость.

Информация о работе Конфликты в организации. Типы конфликтов