Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:10, реферат
В период зарождения трудов об управление, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. В самом деле, одной из первейших целей Веберовской бюрократии и административной школы в теории управления было устранение условий, способствовавших возникновению конфликта. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие конфликта и его виды………………………………………………...4
2.Поведение в конфликтах………………………………………………………13
3.Управление конфликтной ситуацией………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………...…..22
Список использованной литературы…………………………………………...24
По уровням в организации выделяют конфликты: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой, внутриорганизационный (вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой).
Межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения.
Известны пять путей выхода из такого конфликта: уход из конфликта, разрешение силой, стиль сотрудничества; стиль, побуждающий войти в положение противоположной стороны; стиль компромисса.
Внутригрупповой конфликт - столкновение между частями и всеми членами группы, влияющее на результаты работы группы, а то и организации в целом.
Межгрупповой конфликт -
столкновение двух и более групп
в организации. Внутриорганизационный
конфликт чаще всего ассоциируется
с противостоянием и
Внутри организационного конфликта выделяют четыре его разновидности: вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты часто развиваются одновременно.
Так, вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение в организации может быть обусловлено тем, что влияет на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, распределение функций и доходов, коммуникации, культура и т. п.
Горизонтальный конфликт
может иметь место между
Линейно-функциональный конфликт - это конфликт оценки вклада или загрузки, а также может носить познавательный или чувственный характер.
Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий рассматриваемую роль, воспринимает неадекватное его роли послание, испытывая при этом давление от отправителя этого послания.
Для снижения интенсивности и разрешения конфликтов могут быть использованы методы, связанные:
1) с усилением административного
давления (давления власти) на конфликтующих
со стороны высшего
2) с изменением порядка
расходования или
3) с изменением в технологиях
производства или декомпозиции (разделения)
технологий и их распределения
между структурными
4) с изменением структуры
организации с
5) с введением специального интеграционного звена: общий руководитель, куратор и т. п.
ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТАХ
На поведение людей в конфликтах влияет процесс обучения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Существования, перечисленные
в предыдущем вопросе, источников или
причин конфликтов увеличивает вероятность
их возникновения, однако, даже при
большой возможности конфликта
стороны могут не захотеть вступить
в конфликтное взаимодействие. Иногда
потенциальные выгоды от участия
в конфликте не стоят затрат. Вступив
же в конфликт, как правило, каждая
сторона делает все, чтобы была принята
ее точка зрения, достигнута ее цель
и мешает другой стороне делать то
же самое. Здесь необходимо управление
конфликтом. В зависимости от того,
насколько эффективным оно
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1. Проблема решается таким
путем, который устраивает все
стороны, и в результате люди
чувствуют себя причастными к
решению важной для них
2. Совместно принятое
решение быстрее и лучше
3. Стороны приобретают
опыт сотрудничества при
4. Эффективное разрешение
конфликтов между
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.
Основные дисфункциональные последствия конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление о
4. Сворачивание или полное
прекращение взаимодействия с
противоположной стороной, препятствующее
решению производственных
5. Убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды,
Различают структурные (организационные)
и межличностные способы
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
Как уже было сказано выше, существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Руководителям не следует
считать причиной конфликтных ситуаций
простое различие в характерах. Конечно,
это различие может явиться причиной
конфликта в каком-то конкретном
случае, но оно — лишь один из факторов,
которые могут вызвать
Структурные методы
ЧЕТЫРЕ СТРУКТУРНЫХ МЕТОДА
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА — это разъяснение
требований к работе, использование
координационных и
РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К
РАБОТЕ. Одним из лучших методов
управления, предотвращающих
КООРДИНАЦИОННЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Еще один метод управления конфликтной ситуацией — это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов — цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.
В управлении конфликтной
ситуацией очень полезны
ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Установление общеорганизационных комплексных целей — еще один структурный метод управления конфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели — направить усилия всех участников на достижение общей цели.
Например, если три смены
производственного отдела конфликтуют
между собой, следует сформулировать
цели для всего отдела, а не для
каждой смены в отдельности. Аналогичным
образом, установление четко сформулированных
целей для всей организации в
целом также будет
Приводя компанию «МакДональдс в качестве примера организации, сформулировавшей комплексные цели для всех сотрудников, профессора Паскаль и Атос говорят: «Начиная строить свою империю ресторанов быстрого обслуживания, МакДональдс направил внимание не только на цены, качество и долю рынка. Руководство компании считало, что они действительно оказывают услугу американцам, имеющим ограниченные средства. Эта «социальная миссия» придала больший вес оперативным целям. Повара и официанты в заведениях, работающих под вывеской Макдональдс, отнеслись к этим целям более высокого порядка как к полезному приему, помогающему выдержал общефирменную строгую систему контроля за качеством. Соблюдать высокие стандарты было легче, когда они подавались в контексте помощь обществу».
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Например, если вознаграждать
руководителей отделов сбыта
только на основании увеличения объема
проданных товаров, то это может
вступить в противоречие с намеченным
уровнем получения прибыли. Руководители
этих отделов могут увеличить
объемы сбыта, предлагая без всякой
надобности большие скидки и, тем
самым, снижая уровень средней прибыли
компании. Или может возникнуть конфликт
между отделом сбыта и
Подводя итог, заметим, что
систематическое
Межличностные стили разрешения конфликтов