Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:07, реферат
В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь. Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно.
1. Особенности консультирования детей и подростков. Задачи консультирования родителей. 2
Список использованной литературы: 7
2. Особенности работы школьного психолога педагогами. Направление и формы сотрудничества. 9
Список использованной литературы: 14
Содержание
1. Особенности консультирования детей и подростков. Задачи консультирования родителей. 2
Список использованной литературы: 7
2. Особенности
работы школьного психолога
Список использованной литературы: 14
В наше непростое, стремительно
изменяющееся время человеку требуется
большая внутренняя сила. Ему необходимо
найти свое место в новых социально-
1. дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно обращаются либо к взрослым родителям к в связи с их проблемами;
2. психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а, кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.
Ребенок редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед. Это и есть первоочередная задача которую вовремя нужно "нащупать" проблему и понять источник ее возникновения.
Подростковый возраст называют критическим возрастом в широком смысле слова. Более точно — выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту. В подростковом возрасте чаще расширяется диапазон проблем первой, неразделенной любви, их дочерей и сыновей — до опасности наркомании и алкоголизма, дизморфоманий — до нежелания ходить в школу.
Для психологического консультирования подростковый возраст детей наших клиентов — один из самых сложных. Статистика психологического консультирования подтверждает, что количество случаев обращения за психологической помощью в этот период резко увеличивается. При этом соответственно резко расширяется диапазон запросов клиентов (т.е. родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви, их дочерей и сыновей — до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.
Психологические задачи подростков этого возраста известны — это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я .
Во-вторых, возрастной психолог-консультант в случае консультирования родителей детей любого возраста, а тем более — подростков, обязательно должен суметь посмотреть на предъявляемую ему ситуацию глазами ребенка, в данном случае — подростка. Эта особенность, являясь одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей, основывается на известном положении теоретической возрастной психологии: объективная социальная ситуация развития ребенка (подростка) детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных переживаниях, опосредованной его позицией в этой социальной ситуации.
Консультирование родителей, помимо вопросов непосредственно детско–родительских отношений, включает широкий спектр личностных и межличностных проблем подростков и их родителей, которые возможно сгруппировать вокруг следующих основных тем:
- дезадаптивные личностные особенности ребенка (неуверенность, медлительность, несобранность, упрямство, необщительность, агрессивность и конфликтность);
- межличностные трудности (отсутствие друзей, плохие отношения в классе, предвзятость учителей);
- затрудняющие межличностное взаимодействие личностные особенности родителей;
- проблемы учебной успеваемости;
- различные зависимости (в первую очередь, злоупотребление психоактивными веществами и интернет-зависимость).
Консультирование родителей
по вопросам, связанным с подростками,
основано, в первую очередь, на информировании
о возрастных нормах развития, знание
которых позволяет родителям
определить, являются ли возникшие
трудности закономерными и «
Часто непонятное поведение подростков поддается объяснению, и в этом случае необходимо помочь родителям понять своих детей, не присваивая им ярлыков развязности, распущенности или нелюдимости. Родителям важно осознать, что перестраивается психика ребенка, его внутренний мир противоречив, происходящие перемены трудны и не могут происходить незаметно.
Традиционно подростковый возраст охватывает период 11- 18 лет. Для детей этого возраста свойственно активное стремлением к занятию новой социальной позиции, связанное с осознанием ими своего «Я» и утверждением во взрослом мире.
Основные задачи подросткового возраста - достижение автономии и независимости от родителей, формирование личностной идентичности и полоролевая идентификация, выбор референтной группы, формирование системы ценностей и целей. В процессе решения этих задач подростки сталкиваются с множеством сложностей, например, конфликтом между самостоятельностью и финансовой зависимостью от родителей, давлением со стороны взрослых, ожидающих определенные успехов.
«Нормальными» можно считать самые разные проблемы:
- неуверенность в себе;
- переживания по поводу своей женственности или мужественности;
- поиск смысла жизни и растерянность в этом вопросе;
- нежелание подчиняться правилам;
- сложности в поиске друзей или поглощенность жизнью компании.
Некоторые авторы подчеркивают, что никаких жестких возрастных норм поведения не существует, однако, когда подросток чрезмерно замыкается в себе, совсем не имеет друзей, забрасывает учебу, ничего не хочет от жизни или нарушает закон – родителям действительно следует обеспокоиться и обратиться к специалистам психологических служб, ведущих очный прием.
Специфика консультирования по данному профилю связана так же с одним из основных принципов дистантной психологической помощи, который предписывает психологическое консультирование, в первую очередь, самого позвонившего, а не обсуждение личности и поведения того, по поводу кого обратились . В соответствии с этим принципом выстраивается специфическая схема оказания помощи родителям в отношении их детей, суть которой заключается в переориентировании родителей на их собственное изменение, тогда как чаще всего родительский запрос содержит просьбу изменить ребенка и отсутствие готовности к переменам в своем поведении.
Таким образом, отдельный
этап консультации посвящен решению
сложностей, вызванных личностными
особенностями самих родителей,
и направлен, в частности, на улучшение
стиля родительского поведения,
повышение социально-
Авторитарность, эгоцентризм,
негибкость поведения, недостаточная
зрелость, тревожность усложняют
детско-родительские отношения, оказывая
негативное влияние на личность и
поведение подростков. К примеру,
тревожные родители, чрезмерно опекая
своих детей, откладывают на долгий
срок обретение ими
В результате подростки отдаляются: в одном случае, стремясь уберечь тревожных родителей от переживаний, в другом – ограждая себя от жесткой оценки авторитарных родителей. Они перестают делиться значительной частью происходящих с ними событий, скрывают собственные переживания, в то время как именно наличие доверия особенно важно в период подросткового кризиса, когда родитель должен быть другом для ребенка – не чрезмерно навязчивым или осуждающим, а открытым и готовым к общению.
Провоцирующее поведение подростка является способом привлечь внимание и проверить границы дозволенного в отношениях в семье как модели общества. В этом случае важно рекомендовать родителям устанавливать ясные договоренности с детьми, быть последовательными и справедливыми в своем поведении, открыто говорить о своих чувствах.
Необходимо менять стиль
воспитания с взрослеющими детьми от
важных в более раннем возрасте опеки
и контроля до сотрудничества, в
котором уважение к личности подростка
сочетается с четким распределением
ответственности и
Часто причиной конфликтов становятся неверные установки родителей в отношении собственных детей («дочь должна учиться на одни пятерки», «сын тоже должен стать врачом»).
Психологические проблемы самих родителей, перенос на детей своих несбывшихся целей так же затрудняет общение с детьми.
Иногда родители не готовы
принять взросление своих детей,
т. к. неосознанно признание этого
факта связано с признанием перспективы
собственного старения и связанных
с этим негативных переживаний. В
этом случае психолог – консультант
проводит психологическую работу, не
связанную с детско–
Таким образом, консультирование
родителей во всех случаях начинается
с прояснения ситуации и наполнения
жалоб конкретным содержанием. Психолог
выясняет события, ставшие причиной
обращения, определяет уже использованные
абонентом способы решения
В основу школьной жизни
составляют межличностные взаимодействия,
в процессе которых учителя и
учащиеся оценивают друг друга. Всякая
выраженная оценка интерпретируется и
влечет за собой ту или иную реакцию.
В этом взаимодействии у всех его
участников формируются ожидания, связанные
с собственным поведением и с
поведением других. Поэтому для успешной
педагогической деятельности недостаточно
профессиональных знаний и умений.
Требуется нечто большее: умение
слушать собеседника и точно
выражать собственные мысли, чувствовать
эмоциональное состояние
Для того, чтобы овладеть наукой общения, необходимо учиться правильно общаться, что возможно при использовании активных методов обучения, которые в настоящее время крайне необходимы в школе. Активные методы обучения позволяют создать обстановку доверия, заботливого и внимательного отношения к учащимся. Это в свою очередь дает им возможность отрефлексировать, осмыслить себя в ситуации общения, что является необходимым условием для любого рода обучающей работы.
Главным условием