Консультирование родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:07, реферат

Описание работы

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь. Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно.

Содержание работы

1. Особенности консультирования детей и подростков. Задачи консультирования родителей. 2
Список использованной литературы: 7
2. Особенности работы школьного психолога педагогами. Направление и формы сотрудничества. 9
Список использованной литературы: 14

Файлы: 1 файл

OSOB_KONSULT_DET_I_PODROSTKOV.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Особенности консультирования детей и подростков. Задачи консультирования родителей. 2

Список использованной литературы: 7

2. Особенности  работы школьного психолога педагогами. Направление и формы сотрудничества. 9

Список использованной литературы: 14

  1. Особенности консультирования детей и подростков. Задачи консультирования родителей.

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется  большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических  условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда  неминуем уход в апатию, болезнь. Можно  сказать, что современная жизнь  изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно. Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психологического консультирования людям разного  возраста. Особенности процесса консультирования детей является

1. дети почти никогда  не обращаются за помощью сами, обычно обращаются либо к взрослым родителям к в связи с их проблемами;

2. психотерапевтический  эффект должен быть достигнут  очень быстро, так как одна  проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом  поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а, кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

Ребенок редко склонен  сам рассказывать о своих проблемах  чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед. Это и есть первоочередная задача которую вовремя нужно "нащупать" проблему и понять источник ее возникновения.

Подростковый возраст  называют критическим возрастом  в широком смысле слова. Более  точно — выделять подростковый кризис как переход от младшего школьного  возраста к собственно подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датирует переход от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту. В подростковом возрасте чаще расширяется диапазон проблем первой,  неразделенной любви, их дочерей и сыновей — до опасности наркомании и алкоголизма, дизморфоманий — до нежелания ходить в школу.

Для психологического консультирования подростковый возраст детей наших  клиентов — один из самых сложных. Статистика психологического консультирования подтверждает, что количество случаев  обращения за психологической помощью  в этот период резко увеличивается. При этом соответственно резко расширяется  диапазон запросов клиентов (т.е. родителей): от проблем первой, чаще неразделенной  любви, их дочерей и сыновей —  до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.

Психологические задачи подростков этого возраста известны — это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей: физиологической потребности, дающей импульс физической и сексуальной активности подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я .

Во-вторых, возрастной психолог-консультант  в случае консультирования родителей  детей любого возраста, а тем более  — подростков, обязательно должен суметь посмотреть на предъявляемую  ему ситуацию глазами ребенка, в  данном случае — подростка. Эта особенность, являясь одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей, основывается на известном положении теоретической возрастной психологии: объективная социальная ситуация развития ребенка (подростка) детерминирует его психическое развитие и определяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных переживаниях, опосредованной его позицией в этой социальной ситуации.

Консультирование родителей, помимо  вопросов непосредственно  детско–родительских отношений, включает  широкий спектр личностных и межличностных проблем подростков и их родителей, которые возможно сгруппировать вокруг следующих основных тем:

- дезадаптивные личностные особенности ребенка (неуверенность, медлительность, несобранность, упрямство, необщительность, агрессивность и конфликтность);

- межличностные трудности (отсутствие друзей, плохие отношения в классе, предвзятость учителей);

- затрудняющие межличностное взаимодействие личностные особенности родителей;

- проблемы учебной успеваемости;

- различные зависимости (в первую очередь, злоупотребление психоактивными веществами и интернет-зависимость).

Консультирование родителей  по вопросам, связанным с подростками, основано, в первую очередь, на  информировании о возрастных нормах развития, знание которых  позволяет родителям  определить, являются ли возникшие  трудности закономерными и «нормальными»  или они сигнализируют о действительно  серьезных проблемах, требующих  вмешательства специалистов.

Часто непонятное поведение  подростков поддается объяснению, и  в этом случае  необходимо помочь родителям понять своих детей, не присваивая им ярлыков развязности, распущенности или нелюдимости. Родителям важно осознать, что перестраивается психика ребенка, его внутренний мир противоречив, происходящие перемены трудны и не могут происходить незаметно.

Традиционно подростковый возраст  охватывает период 11- 18 лет. Для детей  этого возраста свойственно активное стремлением к занятию новой  социальной позиции, связанное с  осознанием ими своего «Я» и утверждением во взрослом мире.

Основные задачи подросткового  возраста - достижение автономии и  независимости от родителей, формирование личностной идентичности и полоролевая идентификация, выбор референтной группы, формирование системы ценностей и целей. В процессе решения этих задач подростки сталкиваются с множеством сложностей, например, конфликтом между самостоятельностью и финансовой зависимостью от родителей, давлением со стороны взрослых, ожидающих определенные успехов.

«Нормальными» можно считать  самые разные проблемы:

- неуверенность в себе;

- переживания по поводу своей женственности или мужественности;

- поиск смысла жизни и растерянность в этом вопросе;

- нежелание подчиняться правилам;

- сложности в поиске друзей или поглощенность жизнью компании.

Некоторые авторы подчеркивают, что никаких жестких возрастных норм поведения не существует, однако, когда подросток чрезмерно замыкается в себе, совсем не имеет друзей, забрасывает учебу, ничего не хочет от жизни или нарушает закон – родителям действительно следует обеспокоиться и обратиться к специалистам психологических служб, ведущих очный прием.

Специфика консультирования по данному профилю связана так  же с одним из основных принципов  дистантной психологической помощи, который предписывает  психологическое консультирование, в первую очередь, самого позвонившего, а не обсуждение личности и поведения того, по поводу кого обратились . В соответствии с этим принципом выстраивается специфическая схема оказания помощи родителям в отношении их детей, суть которой заключается в переориентировании родителей на их собственное изменение, тогда как чаще всего родительский  запрос содержит просьбу изменить ребенка и отсутствие готовности к переменам в своем поведении.

Таким образом, отдельный  этап консультации посвящен решению  сложностей, вызванных  личностными  особенностями самих родителей, и направлен, в частности, на улучшение  стиля родительского поведения, повышение социально-психологической  компетенции родителей, обучение их навыкам эффективного общения и  разрешению конфликтных ситуаций.

Авторитарность, эгоцентризм, негибкость поведения, недостаточная  зрелость, тревожность усложняют  детско-родительские отношения, оказывая негативное влияние на личность и  поведение подростков. К примеру, тревожные родители, чрезмерно опекая своих детей, откладывают на долгий срок обретение ими самостоятельности  и провоцируют восприятие мира как  «опасного» места. Авторитарность, эгоцентризм, негибкость родителей формируют  чувство неуверенности у детей, связанное с завышенными ожиданиями родителей, которые детям не всегда удается оправдать.

В результате подростки отдаляются:  в одном случае, стремясь уберечь  тревожных родителей от переживаний, в другом – ограждая себя от жесткой  оценки авторитарных родителей. Они  перестают делиться значительной частью происходящих с ними событий, скрывают  собственные переживания, в то время  как именно наличие доверия особенно важно в период подросткового  кризиса, когда  родитель должен быть  другом для ребенка – не чрезмерно  навязчивым или осуждающим, а открытым и готовым к общению.

Провоцирующее поведение  подростка является  способом привлечь внимание и проверить границы  дозволенного в отношениях в семье как модели общества. В этом случае важно рекомендовать родителям устанавливать ясные договоренности с детьми, быть последовательными и справедливыми в своем поведении, открыто говорить о своих чувствах.

Необходимо менять стиль  воспитания с взрослеющими детьми от важных в более раннем возрасте опеки  и контроля до сотрудничества, в  котором уважение к личности подростка  сочетается  с четким распределением ответственности и обязанностей.

Часто причиной конфликтов становятся неверные установки родителей  в отношении собственных детей («дочь должна учиться на одни пятерки», «сын тоже должен стать врачом»).

Психологические проблемы самих  родителей,  перенос на детей своих  несбывшихся целей  так же затрудняет общение с детьми.

Иногда родители не готовы принять взросление своих детей,  т. к. неосознанно признание этого  факта связано с признанием перспективы  собственного старения и связанных  с этим негативных переживаний. В  этом случае психолог – консультант  проводит психологическую работу, не связанную с детско–родительскими отношениями и направленную на оказание помощи родителям.

Таким образом, консультирование родителей во всех случаях начинается с прояснения ситуации и  наполнения жалоб конкретным содержанием. Психолог выясняет события, ставшие причиной обращения, определяет уже использованные абонентом способы решения возникших  трудностей и его взгляд на происходящее, побуждает высказать свои чувства.

Список  использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995г.
  2. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г.
  3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М.: ««ГЕНЕЗИС», 2001г.
  4. Глэддинг Сэмюэль. Психологическое консультирование.4-е изд. – СПб.: Питер, 2002г.

2. Особенности работы школьного психолога педагогами. Направление и формы сотрудничества.

В основу школьной жизни  составляют межличностные взаимодействия, в процессе которых учителя и  учащиеся оценивают друг друга. Всякая выраженная оценка интерпретируется и  влечет за собой ту или иную реакцию. В этом взаимодействии у всех его  участников формируются ожидания, связанные  с собственным поведением и с  поведением других. Поэтому для успешной педагогической деятельности недостаточно профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно  выражать собственные мысли, чувствовать  эмоциональное состояние партнера по общению, вникать в мотивы его  поведения, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах, поскольку речевое и эмоциональное  общение на занятиях и вне их дает огромный сплав воспитательных воздействий.

Для того, чтобы овладеть наукой общения, необходимо учиться правильно общаться, что возможно при использовании активных методов обучения, которые в настоящее время крайне необходимы в школе. Активные методы обучения позволяют создать обстановку доверия, заботливого и внимательного отношения к учащимся. Это в свою очередь дает им возможность отрефлексировать, осмыслить себя в ситуации общения, что является необходимым условием для любого рода обучающей работы.

 Главным условием эффективности  школьной психологической службы  является грамотное профессиональное  взаимодействие практического психолога  с педагогическим коллективом.  Вопрос о месте психолога в  школе представляется довольно  сложным. Школьную психологическую  службу можно рассматривать как  своеобразное поле взаимодействия  практического школьного психолога  с учащимися разного возраста, их учителями и родителями; в  центре этого взаимодействия - интересы  ребенка как формирующейся личности. При этом практический психолог  не должен быть поставлен в положение только помощника учителя в осуществлении учебно-воспитательного процесса, он равноправный член школьного коллектива, обеспечивающий ту область педагогического процесса, которую кроме него никто обеспечить не может. Помимо этого он осуществляет синтез педагогического опыта и знаний с данными психологической науки. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными учащимися, и с детским коллективом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы психологической службы.

Информация о работе Консультирование родителей