В начале работы
практического психолога в школе
или другом учреждении народного
образования должен быть особый,
так называемый адаптационный
период, который длится от 2-3 месяцев
до 1 года. В этот период школьный
психолог и педагогический коллектив
знакомятся друг с другом, привыкают
друг к другу. Желательны выступления
психолога на педагогических
советах, методических объединениях,
собраниях классных руководителей
и пр. Во время этих выступлений
и в процессе бесед с учителями
желательно рассказать о месте
и роли практического психолога,
задачах его деятельности, методах
работы, способах сотрудничества
и т. д. Тональность взаимодействия
психолога с педагогическим коллективом
и каждым отдельным педагогом
исключает назидательность. Любой
трудный случай - не повод для
упреков учителю, а сигнал для
совместной работы с ним по
оказанию помощи ребенку.
Следует обратить особое
внимание на то, что вся деятельность
практического психолога направлена
прежде всего на создание благоприятного
психологического-климата для развития
ребенка. Такой климат является результатом
взаимодействия многих компонентов, его
составляющих, но центральным моментом
здесь предстает общение детей разного
возраста со взрослыми и сверстниками,
общение между собой взрослых, работающих
с этими детьми.
При этом главная
задача - совместными усилиями психолога
и учителей понять особенности
ребенка как формирующейся личности
в контексте его жизненных
условий, с учетом истории его
воспитания, возрастных, половых и
индивидуальных особенностей, характера
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
и на этой основе определить программу
дальнейшей работы с ним.
При изучении литературы
по данной теме следует обратить
серьезное внимание на возможные
формы работы практического психолога
с педагогами и педагогическим
коллективом. Такими примерными формами
могут быть следующие: психологический
анализ урока с точки зрения усвоения
учебного материала и раскрытия особенностей
взаимоотношения учителя и ученика; психологический
анализ учебно-воспитательной работы
детского учреждения в целом, отдельных
классов, групп с целью выяснения причин
нарушений и трудностей в учебно-воспитательной
работе в ответ на конкретный запрос, "проблему",
возникшие в условиях школы, детского
сада, ПТУ; разработка рекомендаций для
директоров, учителей, воспитателей; тренинг
педагогического общения; развитие функциональных
возможностей педагогов (тренировка внимания,
памяти, наблюдательности,, воображения);
работа с педагогами по овладению навыками
психической саморегуляции; повышение
психологических знаний педагогов различной
квалификации; формирование у учителей
и воспитателей навыков эффективного
разрешения конфликтов педагог - педагог,
педагог - администрация, педагог - учащийся,
класс, группа и т. п.
В современной школе
часто не соблюдаются психологические
условия, обеспечивающие полноценное
общение учащихся со взрослыми и
сверстниками на всех этапах школьного
детства. Поэтому у некоторых учащихся
формируется негативное отношение к школе,
к обучению, неадекватное отношение к
самим себе, к окружающим людям. Эффективное
обучение и развитие личности в таких
условиях невозможны. Поэтому создание
благоприятного психологического климата,
основа которого - личностное, заинтересованное
общение взрослых и учащихся, - одна из
главных задач практического школьного
психолога.
Эту задачу психолог может
решать только совместно с учителями,
в творческом общении с ними, определяя
высокий уровень содержания и
продуктивную форму этого общения.
Он помогает установить доброжелательное
общение в педагогическом коллективе
(взрослый - взрослый); способствует улучшению
форм и содержания общения педагогов с
учащимися, родителей с детьми (взрослый
- ребенок); учащихся между собой (ребенок
- ребенок); консультирует педагогов и
других работников детского учреждения
по широкому кругу проблем как профессиональных,
так и личностных; способствует развитию
коммуникативных навыков профессиональной
деятельности педагогов; осуществляет
мероприятия по предупреждению и снятию
психологической перегрузки членов педагогического
коллектива.
Практический психолог в
своей психопрофилактической работе
предупреждает "профессиональные опасности"
педагогического труда, связанные
с низким уровнем развития коммуникативных
качеств: конфликты с учащимися,
психологическая перегрузка и эмоциональное
перенапряжение педагога и т. п.
Большое место в работе
школьного психолога занимает работа
с родителями учащихся. Особое внимание
студентов и слушателей при изучении
этой темы следует обратить на такие
вопросы, как психология семейных отношений,
значение семьи для развития личности
ребенка, ошибки в семейном воспитании,
взаимодействие семьи и школы
и т. д.
Лишенный многих вековых
традиций, брак стал более сложным
социальным явлением. Все более на
первый план выдвигаются этико-психологические
моменты, прежде всего такие, как
умение супругов строить повседневные
взаимоотношения, культура чувств, нравственные
установки. Психологическая гармония
становится важным условием благополучного
существования семьи. Следует подробно
разобрать вопрос о том, что такое
межличностные отношения в семье (отношения
взрослых членов семьи друг к другу, взрослых
к детям, детей к бабушке и дедушке, отцу
и матери, друг к другу), и как они влияют
на самочувствие всех членов семьи, проанализировать
примеры разных вариантов этих взаимоотношений.
Особое внимание нужно обратить на специфику
взаимоотношений в неполной семье и особенности
воспитания приемных детей.
Значение семьи определяется
теми условиями, которые в ней
создаются для развития детей,
усвоения ими общечеловеческого
опыта. С самого раннего возраста
ребенок учится у взрослых. Он
учится не только ходить, говорить,
правильно пользоваться предметами,
играть, получать знания, трудиться,
но и чувствовать, думать, переживать,
вступать в контакты с окружающими,
оценивать их и себя в соответствии
с общепринятой ценностной ориентацией.
Поэтому в работе со взрослыми
психологу следует тактично объяснить,
что воспитание ребенка теснейшим образом
связано с проблемой сформированности
личности самих родителей. Чтобы воспитать
у ребенка отзывчивость, трудолюбие, интерес
к окружающему миру, нравственное отношение
к людям, родителям необходимо самим быть
на должном уровне. Л. Н. Толстой предупреждал,
что ребенок "заражается" примером
в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми
и разумными поучениями.
Особенность семейного
воспитания состоит в его эмоциональном
характере, основанном на родственных
чувствах любви, взаимной заинтересованности
родителей и детей. В семье
дети с ранних лет усваивают
целостную систему нравственных
ценностей и идеалов, культурные
традиции данного общества и
специфической социальной среды.
Именно в раннем детстве формируется
либо исходное доверчивое и
заинтересованное отношение к
миру и людям, либо ожидание
неприятных переживаний, угрозы
со стороны мира и других
людей. Психолого-педагогические
исследования свидетельствуют, что
чувства, сформированные в детстве,
нередко сопровождают человека
в течение всей его жизни,
придавая отношениям с окружающими
особый стиль и эмоциональную окраску.
Поэтому психологу в начале работы с ребенком
важно познакомиться с его семьей, ибо
без этого трудно разобраться в генезисе
тех или иных психологических проблем.
Целесообразно проанализировать типы
неполных семей, особенности материнского
воспитания, понять психологическую суть
разведенной семьи, влияние развода на
ребенка в зависимости от его возраста.
Большого внимания требуют дети из тех
семей, где есть овдовевший родитель. Психологическая
травма, переживаемая ребенком в связи
со смертью одного из родителей, требует
бережного подхода к ребенку и понимания
его состояния.
Одним из важных
направлений воспитательной работы
является подготовка ребенка
к будущей семейной жизни. Здесь
особая роль принадлежит психологу,
в частности, он может вести
курс "Этика и психология семейной
жизни" как на тему: Личность,
межличностные отношения юношества,
брак и семья, основа семейных
отношений, семья и дети.
Список
использованной литературы:
- Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
- Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. – М.: Екатеринбург: Акад. проект: Деловая кн., 2002.
- Методика работы социального педагога /под ред. А.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов – М.: Школьная пресса, 2005г.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.