Консультирование родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:07, реферат

Описание работы

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальной, жизни среди общей размытости ценностных ориентации, крушения старых идеалов, не дать охватить себя депрессивным тенденциям, сохранить в себе веру, стремление, радость жизни. А если не хватает этой внутренней силы? Тогда неминуем уход в апатию, болезнь. Можно сказать, что современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми человек не всегда может справиться самостоятельно.

Содержание работы

1. Особенности консультирования детей и подростков. Задачи консультирования родителей. 2
Список использованной литературы: 7
2. Особенности работы школьного психолога педагогами. Направление и формы сотрудничества. 9
Список использованной литературы: 14

Файлы: 1 файл

OSOB_KONSULT_DET_I_PODROSTKOV.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

 В начале работы  практического психолога в школе  или другом учреждении народного  образования должен быть особый, так называемый адаптационный  период, который длится от 2-3 месяцев  до 1 года. В этот период школьный  психолог и педагогический коллектив  знакомятся друг с другом, привыкают  друг к другу. Желательны выступления  психолога на педагогических  советах, методических объединениях, собраниях классных руководителей  и пр. Во время этих выступлений  и в процессе бесед с учителями  желательно рассказать о месте  и роли практического психолога,  задачах его деятельности, методах  работы, способах сотрудничества  и т. д. Тональность взаимодействия  психолога с педагогическим коллективом  и каждым отдельным педагогом  исключает назидательность. Любой  трудный случай - не повод для  упреков учителю, а сигнал для  совместной работы с ним по  оказанию помощи ребенку. 

 Следует обратить особое  внимание на то, что вся деятельность  практического психолога направлена прежде всего на создание благоприятного психологического-климата для развития ребенка. Такой климат является результатом взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь предстает общение детей разного возраста со взрослыми и сверстниками, общение между собой взрослых, работающих с этими детьми.

 При этом главная  задача - совместными усилиями психолога  и учителей понять особенности  ребенка как формирующейся личности  в контексте его жизненных  условий, с учетом истории его  воспитания, возрастных, половых и  индивидуальных особенностей, характера  взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.

 При изучении литературы  по данной теме следует обратить  серьезное внимание на возможные  формы работы практического психолога  с педагогами и педагогическим  коллективом. Такими примерными формами могут быть следующие: психологический анализ урока с точки зрения усвоения учебного материала и раскрытия особенностей взаимоотношения учителя и ученика; психологический анализ учебно-воспитательной работы детского учреждения в целом, отдельных классов, групп с целью выяснения причин нарушений и трудностей в учебно-воспитательной работе в ответ на конкретный запрос, "проблему", возникшие в условиях школы, детского сада, ПТУ; разработка рекомендаций для директоров, учителей, воспитателей; тренинг педагогического общения; развитие функциональных возможностей педагогов (тренировка внимания, памяти, наблюдательности,, воображения); работа с педагогами по овладению навыками психической саморегуляции; повышение психологических знаний педагогов различной квалификации; формирование у учителей и воспитателей навыков эффективного разрешения конфликтов педагог - педагог, педагог - администрация, педагог - учащийся, класс, группа и т. п.

 В современной школе  часто не соблюдаются психологические  условия, обеспечивающие полноценное  общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Поэтому у некоторых учащихся формируется негативное отношение к школе, к обучению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и развитие личности в таких условиях невозможны. Поэтому создание благоприятного психологического климата, основа которого - личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся, - одна из главных задач практического школьного психолога.

Эту задачу психолог может  решать только совместно с учителями, в творческом общении с ними, определяя  высокий уровень содержания и  продуктивную форму этого общения. Он помогает установить доброжелательное общение в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый); способствует улучшению форм и содержания общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый - ребенок); учащихся между собой (ребенок - ребенок); консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных; способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов; осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.

Практический психолог в  своей психопрофилактической работе предупреждает "профессиональные опасности" педагогического труда, связанные  с низким уровнем развития коммуникативных  качеств: конфликты с учащимися, психологическая перегрузка и эмоциональное  перенапряжение педагога и т. п.

Большое место в работе школьного психолога занимает работа с родителями учащихся. Особое внимание студентов и слушателей при изучении этой темы следует обратить на такие  вопросы, как психология семейных отношений, значение семьи для развития личности ребенка, ошибки в семейном воспитании, взаимодействие семьи и школы  и т. д.

Лишенный многих вековых  традиций, брак стал более сложным  социальным явлением. Все более на первый план выдвигаются этико-психологические  моменты, прежде всего такие, как  умение супругов строить повседневные взаимоотношения, культура чувств, нравственные установки. Психологическая гармония становится важным условием благополучного существования семьи. Следует подробно разобрать вопрос о том, что такое  межличностные отношения в семье (отношения взрослых членов семьи друг к другу, взрослых к детям, детей к бабушке и дедушке, отцу и матери, друг к другу), и как они влияют на самочувствие всех членов семьи, проанализировать примеры разных вариантов этих взаимоотношений. Особое внимание нужно обратить на специфику взаимоотношений в неполной семье и особенности воспитания приемных детей.

 Значение семьи определяется  теми условиями, которые в ней  создаются для развития детей,  усвоения ими общечеловеческого  опыта. С самого раннего возраста  ребенок учится у взрослых. Он  учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться,  но и чувствовать, думать, переживать, вступать в контакты с окружающими,  оценивать их и себя в соответствии  с общепринятой ценностной ориентацией.  Поэтому в работе со взрослыми психологу следует тактично объяснить, что воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности самих родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, трудолюбие, интерес к окружающему миру, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок "заражается" примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями.

 Особенность семейного  воспитания состоит в его эмоциональном  характере, основанном на родственных  чувствах любви, взаимной заинтересованности  родителей и детей. В семье  дети с ранних лет усваивают  целостную систему нравственных  ценностей и идеалов, культурные  традиции данного общества и  специфической социальной среды.  Именно в раннем детстве формируется  либо исходное доверчивое и  заинтересованное отношение к  миру и людям, либо ожидание  неприятных переживаний, угрозы  со стороны мира и других  людей. Психолого-педагогические  исследования свидетельствуют, что  чувства, сформированные в детстве,  нередко сопровождают человека  в течение всей его жизни,  придавая отношениям с окружающими особый стиль и эмоциональную окраску. Поэтому психологу в начале работы с ребенком важно познакомиться с его семьей, ибо без этого трудно разобраться в генезисе тех или иных психологических проблем. Целесообразно проанализировать типы неполных семей, особенности материнского воспитания, понять психологическую суть разведенной семьи, влияние развода на ребенка в зависимости от его возраста. Большого внимания требуют дети из тех семей, где есть овдовевший родитель. Психологическая травма, переживаемая ребенком в связи со смертью одного из родителей, требует бережного подхода к ребенку и понимания его состояния.

 Одним из важных  направлений воспитательной работы  является подготовка ребенка  к будущей семейной жизни. Здесь  особая роль принадлежит психологу,  в частности, он может вести  курс "Этика и психология семейной  жизни" как на тему: Личность, межличностные отношения юношества,  брак и семья, основа семейных  отношений, семья и дети.

Список  использованной литературы:

  1. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
  2. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. – М.: Екатеринбург: Акад. проект: Деловая кн., 2002.
  3. Методика работы социального педагога /под ред. А.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов – М.: Школьная пресса, 2005г.
  4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.

Информация о работе Консультирование родителей