Контроль и коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:28, реферат

Описание работы

Эффективность будущего специалиста, которого готовит вуз в процессе учебно-профессиональной деятельности, в значительной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями его личности, а также психическими качествами, формируемыми с применением целенаправленных коррегирующих воздействий. Предметом учебно-профессиональной деятельности является понимание студентом своего соответствия требованиям профессиональной обстановки и типу профессионала

Содержание работы

Введение
3
1.
Организация проверки и оценивания при обучении психологии

5
2.
Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии
2.1. Виды контроля знаний при обучении психологии
2.2. Формы контроля знаний
11

11
14
3.
Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок

22
Заключение
25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к-р.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Формы контроля знаний

К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.

Коллоквиум является формой текущего контроля. Он применяется для про верки знаний по определенному разделу (или объемной теме) и принятия решения о том, можно ли переходить к изучению нового материала. Коллоквиум — это беседа со студентами, целью которой является выявление уровня овладения новыми знаниями. В отличие от семинара главное на коллоквиуме — это проверка знаний с целью их систематизации. Коллоквиум может проводиться по вопросам, обсуждавшимся на семинарах. Конкретные вопросы для коллоквиума студентам не сообщаются, однако заранее формулируются преподавателем. Предполагаемый объем ответа не должен быть большим (примерно 1,5-2 минуты), чтобы преподаватель мог успеть опросить всех студентов. Ответ студента на коллоквиуме всегда комментируется кратко: «верно-неверно». На коллоквиуме не спрашивают по желанию. Для получения положительной оценки каждый студент должен ответить на 2-3 вопроса. В заключение студентам сообщаются оценки; для желающих оценки комментируются.

Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет». «Зачет» ставится в том случае, если студент выполнил задание, дал правильный ответ, усвоил учебный материал. «Незачет» ставится в том случае, если студент не выполнил задания, дал неправильный ответ, не усвоил материал.  Зачет предназначен прежде всего для оценки выполнения заданий практического характера. Поэтому он может использоваться для зачитывания факта сдачи определенных тем курса, лабораторных и практических работ. Зачет иногда используется для оценки знаний по курсу, содержащему теоретический материал.  Следует признать, что зачет — более простая для преподавателя форма оценки, поскольку требует дифференциации между двумя отметками: «зачет» и «незачет».

Экзамен представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую  дифференцированную оценку и соответственно отметку, имеющую несколько градаций. В вузовской системе России — это четырехбалльная система, в которой используются словесные отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно Экзамен чаще всего представляет собой однократную процедуру проверки теоретических и практических знаний студента в специально отведенное для этого время, обычно во время экзаменационной сессии. Экзамен может проводиться в устной или письменной форме. Традиционным является устный экзамен, проводящийся по экзаменационным билетам. Каждый билет включает ряд вопросов и заданий. Довольно типичным является билет, содержащий два или три вопроса и иногда какое-либо практическое задание. Однако экзаменатор вправе самостоятельно выбирать форму проведения экзамена, количество и типы вопросов и заданий, включаемых в билет. Важная задача экзаменатора — составить вопросы таким образом, чтобы максимально объективно и надежно выявить знания студентов, чтобы по возможности избежать случайности при успешной или, наоборот, неуспешной сдаче экзамена, чтобы не превращать экзамен в «лотерею». Экзаменационные билеты утверждаются кафедрой, которая ответственна за преподавание данной учебной дисциплины. О перечне вопросов, которые составляют содержание билетов, студенты, как правило, информируются перед началом экзаменационной сессии. Содержание конкретных билетов не сообщается.

На подготовку к ответу по билету на экзамене студенту чаще всего отводится определенное время (как правило, от 30 до 40 минут), в течение которого он сосредоточивается на поставленных вопросах, обдумывает содержание и делает наброски своих ответов. Однако иногда студента просят сразу начинать ответ (без подготовки). В ходе ответов студента экзаменатор может задавать дополнительные или уточняющие вопросы по содержанию билета или по другим разделам учебного курса. В силу временных ограничений экзаменатор может не выслушивать заранее подготовленные ответы студента до конца, а перейти к постановке дополни тельных вопросов. Ответы на них в значительной степени влияют на экзаменационную отметку. При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется следующими критериями:

  1. полнота и содержательность ответов на вопросы;
  2. логичность и последовательность в раскрытии вопросов;
  3. точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;
  4. умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);
  5. умение делать выводы;
  6. умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;
  7. умение уложиться в отведенное время;
  8. умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.

Контрольная работа — это письменная работа, выполняемая учащимися и направленная на проверку усвоенных ими знаний и умений. Она подразумевает ответы на поставленные вопросы или выполнение определенных практических заданий. В контрольных работах могут использоваться вопросы и задания различного характера, однако они всегда предполагают наличие критериев для оценки (как правильные или неправильные). Контрольные работы могут быть направлены на проверку знаний и умений учащихся (студентов) по определенной части учебного курса или теме. Порой они проводятся как форма проверки знаний студентов по всему курсу в целом. Широкое значение понятия «контрольная работа» позволяет использовать этот вид проверки знаний в разных ситуациях при прохождении учебного курса. Совокупность отметок за ряд контрольных работ, предназначенных для проверки знаний по отдельным темам курса, может быть основанием для выставления общего зачета или отметки по всему учебному курсу. Однако необходимо предусмотреть контрольные работы, предназначенные для проверки системных представлений учащихся об изучаемой дисциплине. Объективности оценки знаний и умений способствуют четко и ясно поставленные вопросы и задания, которые допускают однозначную интерпретацию правильности ответа. Поэтому в любой контрольной работе, в любой ситуации проверки должны иметься однозначные критерии оценки знаний и выставления отметки. Они должны быть доведены до сведения учащихся (студентов) заранее (4; с. 76). 

Поурочное оценивание  дает комплексную оценку различных видов познавательной деятельности учащихся (студентов) на занятии. Составляющими такой оценки могут быть ответы на вопросы преподавателя, дополнения к ответам других учащихся, выполнение письменных и практических заданий. В результате комплексной проверки может выставляться поурочный балл. Таким образом, поурочное оценивание представляет собой вид текущего оценивания знаний и активности учащихся и студентов. При правильной организации и четком определении критериев для оценки оно выполняет важную стимулирующую роль. Преподаватели склонны использовать поурочное оценивание на семинарах, практических занятиях и уроках, поскольку видят в нем единственный способ стимулирования регулярной учебной активности учащихся. Справедливая оценка заключается в том, что разные учащиеся получают сопоставимые отметки за сопоставимые ответы и задания. Достичь этого при поурочном оценивании очень трудно. Поэтому поурочные баллы выполняют стимулирующую функцию, но недостаточно объективны в аттестационной функции. Такая форма оценки на уроках психологии в школе представляется нецелесообразной, поскольку она отвлекает внимание учащихся от познавательной мотивации.

Тестирование представляет собой стандартизированную форму проверки знаний. Ответы на вопросы или выполнение заданий теста предполагают наличие однозначных критериев их правильности или неправильности. В силу этого они обеспечивают объективность, валидность и дифференцированность в оценке знаний, при регулярном проведении — систематичность проверки. При разнообразном построении вопросов и заданий и их необходимом количестве тесты позволяют достичь системности в оценке. В то же время, будучи стандартизированными по процедуре, они не позволяют проверить знания с нечеткими границами истинности, допускающими значительную многозначность, а также некоторые сложные умения. Существуют разные схемы и способы построения вопросов и заданий теста.

    1. Задания с пропусками. Тестовыми заданиями могут служить небольшие фрагменты текста или отдельные фразы учебника, напечатанные с пропуском существенной информативной части. Пропущенное слово или словосочетание обозначается пробелами. От учащегося требуется заполнить эти пробелы недостающей информацией. В данном случае проверяется, читал ли и запомнил ли он материал учебника.  
    2. Задания с выбором альтернативных ответов. Типичной схемой построения тестовых заданий является постановка вопросов с альтернативными ответами, из которых нужно выбрать один правильный. В данном случае имеет значение количество альтернатив, из которых учащемуся приходится выбирать. Ситуация с двумя альтернативными ответами методически неоправданна, поскольку слишком велика вероятность случайного выбора правильного ответа: 50%. Повышение количества альтернатив, из которых необходимо выбирать, снижает вероятность случайного правильного ответа. Однако большое количество альтернатив требует от составителя придумывания большого количества правдоподобных, но неправильных ответов, среди которых нужно выбрать один правильный. Дополнительные неправдоподобные варианты ответа не делают тестовое задание более сложным. 
    3. Задания по комбинированию единиц информации. Возможен и такой вари ант, когда только комбинация пунктов, предложенных в задании, дает правильный ответ на поставленный вопрос. Другим типом заданий является задание на соотнесение друг с другом понятий или признаков, приведенных в двух списках.
    4. Задания с открытым ответом. Такое задание может формулироваться в вопросительной или утвердительной форме. В последнем случае ответом на вопрос является завершение предложения необходимым словом (или словосочетанием). Формулировка задания должна предполагать один и только один правильный ответ.
    5. Задания практического характера. Тест может содержать также практические задания и учебные задачи. Ответ на задачу и будет ответом на задание теста (2; с. 56).

Тестовые задания предназначены для проверки различных типов знаний: это могут быть факты, основные положения теорий, даты, имена ученых, определения понятий, признаки, классификации, закономерности. При использовании тестирования для проверки и оценки знаний расширяются возможности использования автоматизированных компьютерных программ. Тестовые технологии проверки знаний нередко раздражают своей механической беспристрастностью. Но как раз в этом и состоит их главная задача: снимая влияние личных пристрастий, тесты обеспечивают равные условия и возможности для всех экзаменующихся. 

Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные. Выполнение таких работ, с одной стороны, является видом самостоятельной учебной работы студентов, о чем говорилось в предыдущих разделах. В данном случае важны достижения студента в процессе их подготовки. С другой стороны, подготовленная работа является квалификационной, т. е. является объектом оценки.

При оценке реферата или реферативной части дипломной работы рекомендуются следующие критерии:

  1. Объем изученной научной и учебной литературы по проблеме.
  2. Полнота раскрытия основных аспектов темы в обзоре литературы.
  3. Отбор материала, существенного для данной темы, отделение его от второстепенного.
  4. Логичность и последовательность в раскрытии темы.
  5. Аналитичность в изложении материала.
  6. Умение сопоставить различные точки зрения.
  7. Способность к обобщению и формулировке выводов в обзоре научной литера туры.
  8. Стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа.
  9. Грамотное оформление научного реферативного текста.
  10. Правильное оформление научной работы.

Одной из проблем оценки рефератов является выявление плагиата, копирования чужих студенческих работ и заимствования рефератов из Интернета. К сожалению, такие формы выполнения квалификационных работ в последнее время становятся довольно распространенными. Средства выявления и доказательства плагиата довольно сложны и трудоемки. Преподаватель, желающий предотвратить положительную оценку таких недобросовестно подготовленных работ, тратит на это много сил и нервов. Главным средством избежать плагиата является предложение новых вопросов и оригинальных тем, индивидуализация методической работы со студентами.

При оценке эмпирической части квалификационной работы рекомендуются следующие критерии:

  1. Правильная характеристика методического аппарата: актуальности, целей, за дач, гипотез, новизны эмпирического исследования.
  2. Адекватность методов и методик исследования задачам исследования.
  3. Объем проделанной работы по сбору эмпирического материала, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки испытуемых.
  4. Полнота описания плана, организации и методов проведения исследования.
  5. Полнота представления результатов исследования.
  6. Представление методов количественной и качественной обработки данных исследования, использование методов математической обработки данных.
  7. Убедительность аргументации и доказательность выводов исследования.
  8. Полнота выводов исследования.
  9. Качество интерпретации результатов исследования.
  10. Правильное использование научной стилистики при описании эмпирического исследования и грамотное оформление научной работы.

При оценке разработки в области практической психологии рекомендуются следующие критерии:

  1. Правильное описание методического аппарата разработки в области практической психологии: ее актуальности, целей, задач, новизны.
  2. Адекватность методов и методик практической психологии задачам исследования.
  3. Владение процедурой разработки (или адаптации) методики практической психологической работы.
  4. Владение методами психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей психологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению.
  5. Объем практической психологической работы, проделанной студентом, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки.
  6. Полнота описания организации и проведения практической работы, характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы.
  7. Полнота описания результатов практической психологической работы.
  8. Количественная и качественная обработка результатов.
  9. Анализ эффективности проведенной практической психологической работы, убедительность аргументации, описание возможностей и ограничений в применении, рекомендаций по использованию.
  10. Правильное использование и грамотное стилистическое оформление работы.

Информация о работе Контроль и коррекция