Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:39, контрольная работа
1. Дефектология как наука.
2. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики.
3. Методы дошкольной сурдопедагогики.
4. Тифлопедагогика как наука. Предмет, задачи и методы исследования тифлопедагогики.
5. Предмет и задачи курса дошкольной олигофренопедагогики.
6. Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки.
7. Предмет, задачи и методы логопедии.
Челябинский государственный
педагогический университет
Направление « психология и педагогика дошкольного образования»
По дисциплине «Дефектология»
Дефектология (от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение)
— наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Дефектология - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
Основной задачей дефектологии
является разработка
Как область научного знания дефектология начала развиваться в начале 20 в. в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.
Ведущим и на долгие
годы единственным в России
научно-исследовательским
Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей дефектологии. (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями в психофизическом развитии, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики дефектологии. как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.
Исключительную роль
в создании и закреплении
В процессе
развития дефектология систематически
расширяла сферу своих
В ходе этих исследований, проведённых в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Дефектология внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей.
Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. система специальных (коррекционных) образовательных учреждений имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.
Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определённым уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы.
Миссия дефектологии
на современном этапе - научное
обеспечение процесса перехода
к системе специального
Приоритетными задачами
современной дефектологической науки
являются: создание научных основ системы
раннего (с первых месяцев жизни ребёнка)
выявления нарушений в развитии детей
и ранней комплексной (медико-психолого-
Дефектология
продолжает развиваться как
Противоречие между этимологией термина "дефектология" и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 Рос. Федерацией Конвенций ООН "О правах инвалидов" и "О правах умственно отсталых", когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин "дефектология", который, также как термины "аномальные дети", "аномальное развитие", начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина "дефектология", социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин "дефектология" продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от дискуссий, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, до дискуссий в области методологических основ самой науки и её места в системе современных наук.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 67-68)
Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития больных детей, закономерностях их обучения и воспитания.
В дефектологию входит
ряд разделов специальной
сурдопедагогика - обучение и воспитание глухих и слабослышащих;
тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих;
олигофренопедагогика - обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития;
логопедия - обучение и воспитание лиц с нарушением речи.
(Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Кемерово, 2001. C. 67-68)
Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
Сурдопедагогика (от лат. «surdus» – глухой) – педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.
Предметом дошкольной
сурдопедагогики являются
Дошкольный период имеет
важнейшее значение для
Основные задачи
дошкольной сурдопедагогики обу
– содействие раннему выявлению детей с нарушениями слуха, оказание им своевременной педагогической помощи;
– выявление закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста с недостатками слуха; изучение влияния снижения слуха на физическое, познавательное, социальное, речевое развитие и на формирование личности;
– организация помощи родителям по воспитанию детей с нарушениями слуха в семье;
– разработка теоретических основ развивающей и коррекционной работы: определение задач, принципов, методов воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста;
– определение содержания воспитания и обучения детей с нарушенным слухом в условиях варьирования форм организации и сроков обучения (детские сады для детей с нарушениями слуха, группы при специальных школах, группы при массовых детских садах и др.);
– совершенствование методов развивающих и коррекционных направлений в работе, в том числе методов формирования речи, развития слухового восприятия, обучения произношению;
– поиски новых форм организации педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха;
– содействие полноценной интеграции детей, имеющих нарушения слуха, в среду слышащих;
– укрепление преемственных связей дошкольных учреждений со школой, различными общественными организациями.
Методы дошкольной
Дошкольная сурдопедагогика
основывается на анализе и
обобщении теоретического и
Наблюдения применяют для изучения процессов воспитательной и коррекционной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Задачей педагогического наблюдения является накопление, систематизация и анализ фактов, характеризующих особенности детской деятельности, эффективность овладения материалом по разным разделам программы, используемые методы и приемы. Целенаправленность наблюдения определяется выбором цели, объекта, планом проведения, формой фиксации результатов. Объектами наблюдений могут быть дошкольники с нарушениями слуха в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий, в свободной деятельности. Для специалистов важное значение приобретает проведение наблюдений за деятельностью сурдопедагога и воспитателей, тщательный анализ методов и приемов.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Дефектология»