Контрольная работа по дисциплине "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

1.Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп (младший школьный возраст; средний школьный возраст; старший школьный возраст).
2.Виды и формы обучения (виды и формы обучения; типы и структура урока; нестандартные уроки; подготовка к урокам).

Файлы: 1 файл

К.Р..docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

         ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Особенности воспитания  обучаемых различных возрастных  групп (младший школьный возраст; средний школьный возраст; старший  школьный возраст)………………………………………………………………..3

2.Виды и формы обучения (виды и формы обучения; типы  и структура 

урока; нестандартные уроки; подготовка к урокам)……………………………7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности  воспитания обучаемых различных  возрастных групп (младший школьный  возраст; средний школьный возраст; старший школьный возраст)

Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится обучение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности.

В биологическом отношении у младших школьников по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная 
система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка.

Познавательная деятельность младшего школьника в основном проходит в процессе обучения. Множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, свидетельствуют о том, что педагог выбирает строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается, неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время они способны созерцать и проявлять любознательность.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы связан с воспитанием культуры внимания.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно - логическому. Задача начальной школы — развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания.

Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе 
второй ступени (V—IX классы). Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего 
организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6—10 см, а у девочек — до 6—8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (прибавляют в росте.20—25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати, тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.

Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного 
возраста — его избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале.

В подростковом возрасте происходят перемены в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Поэтому нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

В подростковом возрасте происходит нравственное социальное формирование личности. Однако мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральны принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — 
важнейшая и сложнейшая из задач. Педагогам необходимо выделить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения — все это создает благоприятные условия для самовыражения подростка, отстаивания значимых для него убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми.

 Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствуй стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества.

Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Отчетливыми становятся моральные понятия, оценки.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к 
этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет 
практически решать многие непростые вопросы.

 

2.Виды и формы обучения (виды и формы обучения; типы  и структура урока; нестандартные  уроки; подготовка к урокам)

Дидактические системы на сегодняшний день дополняются новыми идеями, становятся более прогрессивными и отвечают требованиям времени. Каждая дидактическая система способствует формированию новой практической технологии — вида обучения.

    Существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Их использование связано с тем, что педагоги не желают отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики.

Современные виды обучения и их критерии.

Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы этого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным.

Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Вид обучения наделен как преимуществами так и недостатками, среди которых наиболее заметные — преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Проблемное обучение. ПбО отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.

Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного: мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам можно отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение. Название происходит от заимствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина «программа», обозначающего систему последовательных действия (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО — улучшение  управления учебным процессом. Возникшее в начале 60-х гг; на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и 
благодаря этому оказывать ему своевременную помощь, избавляя от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс. Особенности ПО заключаются в следующем: учебный процесс состоит по содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый, шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.); средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры:, контролирующие обучающие машины).

Компьютерное обучение. Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач — предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы обучения классифицируются по разным критериям: 1) количеству учащихся; 2) месту учебы; 3) продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. Например: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п. Второй критерий по месту учебы различает школьные и внешкольные формы. Например: домашняя, самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. Третий критерий связан с длительностью времени обучения. Например: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.

 Классно-урочная форма организации обучения и ее особенности:

  • постоянный состав учащихся примерно одного возраста и

       уровня подготовленности (класс);

  • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); 
  • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
  • каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
  • постоянное чередование уроков (расписание);
  • руководящая роль учителя (педагогическое управление);
  • применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет 
ряд преимуществ: строгая организационная структура; экономная, потому что один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, воспитания и развития учащихся. Эта форма имеет недостатки, снижающие ее эффективность,— опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Педагогика"