Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 20:06, контрольная работа
1.Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп (младший школьный возраст; средний школьный возраст; старший школьный возраст).
2.Виды и формы обучения (виды и формы обучения; типы и структура урока; нестандартные уроки; подготовка к урокам).
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Особенности воспитания
обучаемых различных
2.Виды и формы обучения (виды и формы обучения; типы и структура
урока; нестандартные уроки; подготовка к урокам)……………………………7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
1.Особенности
воспитания обучаемых
Младший школьный возраст (6—10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится обучение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности.
В биологическом отношении у младших школьников по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.
В младшем школьном возрасте совершенствуется
нервная
система, интенсивно развиваются функции
больших полушарий головного мозга, усиливается
аналитическая и синтетическая функции
коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте
почти достигает веса мозга взрослого
человека и увеличивается в среднем до
1400 г. Быстро развивается психика ребенка.
Познавательная деятельность младшего школьника в основном проходит в процессе обучения. Множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, свидетельствуют о том, что педагог выбирает строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.
Восприятие младших школьников отличается, неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время они способны созерцать и проявлять любознательность.
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы связан с воспитанием культуры внимания.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно - логическому. Задача начальной школы — развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.
Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания.
Средний школьный возраст
(от 10—11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он
совпадает с обучением в школе
второй ступени (V—IX классы). Период трудный
как для самого подростка, так и для окружающих
его людей.
В этом возрасте происходит бурный рост
и развитие всего
организма. Наблюдается усиленный рост
тела в длину (у мальчиков за год отмечается
прирост на 6—10 см, а у девочек — до 6—8
см). Особенно интенсивно растут мальчики
15 лет (прибавляют в росте.20—25 см) и девочки
13 лет. Продолжается процесс окостенения
скелета, кости приобретают упругость
и твердость. Значительно возрастает сила
мышц. Неравномерность физического развития
детей среднего школьного возраста оказывает
влияние на их поведение: они часто излишне
жестикулируют, движения их порывисты,
плохо координированы.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати, тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
Характерная черта внимания учеников
среднего школьного
возраста — его избирательность: интересные
уроки или интересные дела очень увлекают
подростков, и они могут долго сосредоточиваться
на одном материале.
В подростковом возрасте происходят перемены в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Поэтому нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
В подростковом возрасте происходит нравственное социальное формирование личности. Однако мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральны принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.
Воспитательная работа со школьниками
среднего возраста —
важнейшая и сложнейшая из задач. Педагогам
необходимо выделить особенности развития
и поведения современного подростка, уметь
поставить себя на его место в сложнейшие
и противоречивые условия реальной жизни.
Демократизация школьной жизни, свободный
выбор коллектива, занятий по душе, предметов
для изучения, учебного заведения — все
это создает благоприятные условия для
самовыражения подростка, отстаивания
значимых для него убеждений, взаимопонимания
со сверстниками и взрослыми.
Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом возрасте завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения.
Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствуй стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.
Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества.
Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Отчетливыми становятся моральные понятия, оценки.
В юношеском возрасте появляется усиленный
интерес к
этическим проблемам. Первая любовь не
только вносит сильные переживания в жизнь
молодых людей, но и заставляет
практически решать многие непростые
вопросы.
2.Виды и формы обучения (виды и формы обучения; типы и структура урока; нестандартные уроки; подготовка к урокам)
Дидактические системы на сегодняшний день дополняются новыми идеями, становятся более прогрессивными и отвечают требованиям времени. Каждая дидактическая система способствует формированию новой практической технологии — вида обучения.
Существуют и практически применяются несколько различных видов обучения. Их использование связано с тем, что педагоги не желают отказываться от всего полезного, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития теории и практики.
Современные виды обучения и их критерии.
Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы этого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным.
Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Вид обучения наделен как преимуществами так и недостатками, среди которых наиболее заметные — преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение. ПбО отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.
Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного: мышления, прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам можно отнести слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программированное
обучение. Название происходит от заимствованного
из словаря электронно-вычислительной
техники термина «программа», обозначающего
систему последовательных действия (операций),
выполнение которых ведет к заранее запланированному
результату. Основная цель ПО — улучшение
управления учебным процессом. Возникшее
в начале 60-х гг; на основе новых дидактических,
психологических и кибернетических идей
ПО направило свои усилия на создание
такой технологии учебного процесса, которая
позволяла бы контролировать каждый шаг
продвижения учащегося по пути познания
и
благодаря этому оказывать ему своевременную
помощь, избавляя от многих затруднений,
потери интереса и других негативных последствий,
сопровождающих плохо управляемый процесс.
Особенности ПО заключаются в следующем:
учебный процесс состоит по содержащих
порцию знаний и мыслительных действий
по их усвоению; каждый, шаг завершается
контролем (вопросом, заданием и т.д.); средства
ПО (программированные учебные пособия,
тренажеры:, контролирующие обучающие
машины).
Компьютерное обучение. Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач — предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных.
Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы обучения классифицируются по разным критериям: 1) количеству учащихся; 2) месту учебы; 3) продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. Например: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т. п. Второй критерий по месту учебы различает школьные и внешкольные формы. Например: домашняя, самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. Третий критерий связан с длительностью времени обучения. Например: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий. Разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.
Классно-урочная форма организации обучения и ее особенности:
уровня подготовленности (класс);
Классно-урочная форма организации
учебной работы имеет
ряд преимуществ: строгая
организационная структура; экономная,
потому что один учитель работает одновременно
с большой группой учащихся; создает благоприятные
предпосылки для взаимообучения, коллективной
деятельности, воспитания и развития учащихся.
Эта форма имеет недостатки, снижающие
ее эффективность,— опора (ориентация)
на «среднего» ученика, отсутствие возможности
осуществления индивидуальной учебно-воспитательной
работы с учащимися.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Педагогика"