Контрольная работа по дисциплине "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

1.Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп (младший школьный возраст; средний школьный возраст; старший школьный возраст).
2.Виды и формы обучения (виды и формы обучения; типы и структура урока; нестандартные уроки; подготовка к урокам).

Файлы: 1 файл

К.Р..docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Кроме классно-урочной формы организации учебной работы в современной школе используются, другие формы — вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные и т. д. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся и др. Иногда к классным формам организации обучения относятся учебные экскурсии, работа на пришкольных опытных участках, труд в мастерских, школьных кооперативах, походы по родному краю, физкультурные соревнования на стадионах и спортплощадках и т. д.

Важным компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок сложный и ответственный этап учебного процесса — от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.

Типы и структура урока.

Различают классификации уроков по двум признакам — дидактическим целям и месту уроков в общей системе: - 1) комбинированные, или смешанные, уроки; 2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом; 3) уроки закрепления знаний; 4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; 5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;. 6) имеющие основною целью - проверку знаний.

Структура урока, это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется последовательностью структурных частей. Учитель может выбирать структуру урока, однако важно, чтобы была результативность обучения и воспитания. Существует классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени(уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний, усвоение новых знаний и умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Данной структуре соответствует комбинированный (смешанный) тип урока. Он назван комбинированным, потому что на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

Для учащихся начальной школы его длительность несколько  сокращается с учетом объема произвольного внимания учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, установленной нашими предшественниками, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями.

Кроме своего важного преимущества — возможности достигать, на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось и отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась.

Для повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Все перечисленные типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей: 1) организации работы (1—3 мин), 2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35—40 мин), 3) подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).

Нестандартные уроки

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась отрицательная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. Решение проблемы было предложено теоретиками, и оно заключалось в ведении нестандартных уроков, имеющих главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов.

Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Они отличаются целями, задачами, методикой проведения занятий.

1. Уроки - «погружения» , 2.Уроки деловые игры, 3. Уроки—пресс-конференции, 4.Уроки – соревнования, 5.Уроки типа КВН ,

6. Театрализованные уроки, 7.Уроки-консультации, 8.Компьютерные уроки 

9.Уроки-аукционы, 10.Уроки, которые ведут учащиеся, 11.Уроки-зачеты и др.

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Подготовка урока

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохой спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока -— это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда - и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти путь расчета учебного занятия.

1.Диагностирование конкретных условий. Диагностика это выявление возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, — а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

2.Прогнозирование направлено, на оценку различных актов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений),  формирование которых составляет цель урока, принимается за -100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.

3.Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс, если возникли заранее предусмотренные затруднения и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока; четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы - конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда  большинство структур становятся привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий. В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:

- дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

    - название темы урока и класса, в котором он проводится;

- цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

-структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борытко Н.М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведение./ А.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М.Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2009. - 496 с.

2.Сластенин В.А. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / .

В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сдастёнин. — М. : Издательский центр «Академия — 576 с.

3.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. –  Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Педагогика"