Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:48, контрольная работа
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.
Тема №1 «Понятие, признаки и проявление воли у человека»_________3 стр.
1. Понятие о воли______________________________________________3 стр.
2. Признаки воли у человека_____________________________________6 стр.
3. Проявление воли у человека__________________________________10 стр.
Тема №2 «Педагогическая этика»_____________________________16 стр.
1. Предмет и задачи педагогической этики______________________16 стр.
2. Зарождение и развитие педагогической этики_________________16 стр.
3. Категории педагогической этики____________________________19 стр.
4. Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога__________________________________________________21 стр.
Список литературы____________________________________________23 стр.
3. Смелость – проявление силы воли для преодоления опасных для благополучия и жизни человека препятствий;
4. Настойчивость – способность совершать многократные волевые действия в течение длительного времени для достижения определенной цели (не следует ее путать с упрямством – неадекватной настойчивостью без достаточных объективных оснований);
5. Исполнительность – качество воли, проявляющееся
в точном, неукоснительном и систематическом
исполнении принимаемых решений;
6. Терпение
и выносливость – также волевые качества,
необходимые для целенаправленного достижения
результатов;
7. Дисциплинированность – свидетельство волевых качеств личности, поскольку дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.
Каждое из
волевых качеств имеет свой антипод
– качество, свидетельствующее о
неразвитости волевой сферы, такие
как нерешительность, безынициативность,
податливость и тому подобное.
Сильная
воля, проявляющаяся в самообладании,
смелости, настойчивости, выносливости
и терпении, называется мужеством.
Далее рассмотрим понятие волевого действия.
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема. Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка.
Существуют две крайности в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:
1. Ребенок был
избалован, все его желания и капризы беспрекословно
выполнялись, поэтому тормозящая функция
воли у него не сформировалась;
2. Ребенок, напротив, был подавлен жесткой
волей и указаниями взрослых, его инициативность
подавлялась, и поэтому, повзрослев, он
стал неспособным к принятию самостоятельного
решения.
Родители, желающие видеть своего ребенка
успешным, должны вовремя позаботиться
о развитии его воли. Для этого необходимо
избегать вышеуказанных крайностей и
кроме того, всегда объяснять ребенку,
даже маленькому, чем вызваны требования,
решения, запреты, которые предъявляют
к нему взрослые, в чем заключается их
целесообразность.
Отличительными чертами волевого действия
можно назвать осознанность и самостоятельность
в принятии решения. Оно характеризуется
следующими признаками. Во-первых, это
есть действие, необходимое по внешним
или внутренним причинам, то есть для него
всегда существует объективное основание.
Во-вторых, волевое действие имеет исходный
или проявляющийся при его осуществлении
дефицит побуждения, или торможения. В-третьих,
в процессе волевого действия устраняется
этот дефицит, что приводит к возможности
достижения намеченной цели.
Структура волевого действия выглядит, как
последовательное осуществление следующих
этапов:
1. Постановка целевой задачи и появление
стремления к ее достижению;
2. Осознание
путей к достижению цели;
3. Возникновение мотивов, утверждающих
или отрицающих эти возможности;
4. Борьба
мотивов, итогом которой является выбор
решения;
5. Принятие
одной из возможностей в качестве решения;
6. Осуществление
принятого решения.
Волевое действие может иметь, как простые так и более сложные формы. Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул. Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.
Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:
1. Возникновение побуждения;
2. Предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;
3. Осознание ряда возможностей достижения цели;
4. Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
5. Стадия обсуждения и борьба мотивов;
6. Принятие одной из возможностей в качестве
решения;
7. Принятие
решения;
8. Осуществление принятого решения;
9. Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.
Надо отметить,
что сложное волевое действие
не во всех случаях вызывает борьбу
мотивов. Это происходит лишь тогда,
когда цель субъективна и возникает
спонтанно. Если же она обусловлена
внешними факторами и ее достижение
необходимо для субъекта, ему необходимо
только распознать ее, сформировав определенный
образ будущего результата действия. Возникновение
борьбы мотивов связано с наличием у субъекта
нескольких равнозначных целей одновременно
(например, домохозяйке одновременно хочется
и приготовить что-то особое на ужин, и
посмотреть любимый сериал).
В ходе принятия решения субъект понимает,
что дальнейший ход событий зависит от
него. Представление о последствиях своего
поступка порождает специфическое для
сознательного волевого акта чувство
ответственности.
Сам
процесс принятия решения может протекать
в различных формах.
1. Иногда решение не дифференцируется
в сознании как особый этап. Волевое действие
протекает без особого, сознательно выделенного
в нем специального решения. Это происходит
в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему
у субъекта в данный момент, не противоречат
никакие другие внутренние аспекты психической
деятельности (например, недостаточная
активность психики), а само осуществление
цели, соответствующей этому побуждению,
не встречает никаких внешних препятствий.
В таком случае субъекту достаточно представить
себе цель и осознать ее необходимость,
чтобы последовало действие. Например,
человек хочет перекусить, он поднимается
с уютного дивана перед телевизором и
направляется к холодильнику – как ни
банально, но в этом есть проявление волевого
усилия.
2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, то есть решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.
3. И наконец,
иногда случается так, что до самого конца
и даже при самом принятии решения каждый
из противоборствующих мотивов сохраняет
еще свою силу, ни одна возможность сама
по себе не отпала, и решение в пользу одного
мотива принимается не потому, что действенная
сила остальных исчерпана, не потому, что
другие побуждения утратили свою привлекательность,
а потому, что осознана необходимость
или целесообразность принести противоборствующие
мотивы в жертву. Например, позади бессонная
ночь, очень хочется спать, но надо идти
на лекцию к 8:00, иначе
возникнут проблемы с получением зачета.
Теперь
несколько слов о плане принятия решения.
Он может быть схематичен или более развернут
и осознан – это зависит как от личностных
волевых качеств человека, так и от ситуации,
требующей принятия решения.
Некоторые люди, исполняя решение, стараются
предусмотреть все возможные факторы
воздействия на результат, четко и детально
спланировать каждый шаг, последовательно
и точно придерживаться намеченного плана.
Другие же ограничиваются самой общей
схемой, в которой обозначены только основные
этапы и узловые точки деятельности. Если
рассматривать зависимость планирования
от ситуации, то можно отметить, что обычно
более детально разрабатывается план
ближайших действий, более схематично
или даже неопределенно намечаются действия,
отсроченные во времени. Что же касается
взаимосвязи планирования действий и
волевых качеств личности, то закономерности
здесь следующие. Склонность к подробному
следованию плану, довлеющему над волей,
лишает ее гибкости. План жестко обусловливает
волю, она в свою очередь жестко обусловливает
поведение человека. В результате отсутствие
гибкости воли приводит к отсутствию гибкости
поведения, а это не дает возможности своевременно
и адекватно реагировать на изменение
обстоятельств.
Если же волевая сфера субъекта не только
сильна, но и обладает достаточной гибкостью,
то он для достижения конечного результата
сможет откорректировать изначальный
план действий и внести в него все те изменения,
которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств
окажутся необходимыми для оптимального
достижения цели.
Заключение.
Понятием «воля» оперирует психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. их можно рассматривать как первичные, или базовые волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей подразумевается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и побуждает его действовать направлено.
Тема №2 «Педагогическая этика».
1. Предмет и задачи педагогической этики.
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и так далее.
2. Зарождение и развитие педагогической этики.
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах. В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского (акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критика формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения учителя).
Представители французского просвещения трактовали задачи нравственного воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.). Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях, уважении прав детей.
В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали, изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными, как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.
3. Категории педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет. Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика»