Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 00:40, контрольная работа
1. Проанализировать статьи из журнала "Дефектология" по проблеме обучения учащихся (специальная школа) выполнению арифметических действий с целыми неотрицательными числами.
Подобрать 4-5 текстовых математических задач, содержание которых имеет жизненно-практическую направленность или позволяет осуществлять профинформационную работу с учащимися, их экономическое просвещение.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет имени Максима Танка
Факультет специального образования
Кафедра олигофренопедагогики
Контрольная работа
по предмету
«Методика преподавания математики во вспомогательной школе»
Работу выполнила:
Студентка ___ группы _____ курса
______________________________
Ф.И.О.
Минск 2013
И.М. Яковлева. Обучение сложению и вычитанию многозначных чисел в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Дефектологии. - № 6. - 2001
В статье И.М.Яковлева раскрывает актуальную проблему обучению сложению и вычитанию учащихся. Автором было выдвинуто предложение изучать арифметические действия в пределах целого концентра «Многозначные числа» начиная уже с VI классе. Ею была разработана методика по обучения сложению и вычитанию многозначных чисел для учащихся VI класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Автор считает, что учебный процесс должен строиться с учётом особенностей развития школьников с интеллектуальной недостаточностью. Для обучения данной категории учащихся требуются специальные разработанные программы обучения, основанные на сниженных по сравнению с обычными школьниками требованиях.
На основе анализа статьи можно выделить следующие рекомендации по обучению учащихся специальной школы VIII вида математике:
1. Необходимо уделить большое
внимание формированию у
2. Сначала учащимся необходимо
читать каждое задание вслух
и выполнять его. Затем
3. Для обучения математике
4. Для того чтобы сформировать
у учащихся обобщенные
5. Предлагаемые задания должны
быть достаточно
М.Е. Скивицкая Использование практических заданий, способствующих овладению измерительными и вычислительными умениями старшеклассниками с интеллектуальной недостаточностью //Спецыяная адукацыя. - № 1, - 2012
В стать М.Е. Скивицкая раскрывает актуальность проблемы формирования измерительных и вычислительных умений у старшеклассников с лёгкой интеллектуальной недостаточностью.
Автор отмечает, что в специальном образовании учащихся с интеллектуальной недостаточностью приоритет отдаётся такому содержанию учебного процесса, факты и сведения которого имеют практическое значение для учащегося и являются ценными и полезными в его повседневной деятельности. В связи с этим и изменяется содержание математического образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Усиливается значимость таких знаний и умений, которые будут востребованы в их практической деятельности. При обучении математике во вспомогательной школе выполнение заданий и упражнений должны носить практический характер, который тесно взаимосвязан с жизненными ситуациями и профессионально-трудовой деятельностью учащихся.
В статье анализируются теоретические подходы и принципы построения методики формирования измерительных и вычислительных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Даётся характеристика методов, приёмов и форм организации практической деятельности, которые ориентированы на закрепление знаний путём вовлечения учащихся в решение разного рода практических задач.
Представлена система практических заданий, основанная на дидактических принципах и межпредметных связях с учебными дисциплинами «Математика», «Трудовое обучение», «Социально-бытовая ориентировка. Представленная система практических заданий создаёт условия для успешного переноса усвоенных знаний и для обобщения и обогащения своего социально-трудового опыта, уточняя и закрепляя материал, необходимый для их будущей профессиональной деятельности.
Описаны этапы построения процесса обучения измерительной и вычислительной деятельности в старших классах вспомогательной школы.
Приведены примеры по отбору математического содержания и использованию дидактического материала на уроке.
Несмотря на положительные моменты, которые были отмечены автором в статье, применительно к значению, организации, методическим основам обучения и к процессу формирования измерительных и вычислительных умений у старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью, были также отмечены и противоречия, которые связанны с индивидуальными особенностями и способностями учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в усвоении программного материала.
Л.Н. Куприянчук Средства конкретизации
изучения нумерации чисел и
В статье Л.Н. Куприянчук рассматривает вопросы усвоения программного материала детьми с особенностями психофизического развития через использование нетрадиционные средства обучения. Автор отверг стереотип, что использование пальцев рук для конкретизации нумерации чисел и арифметических действий некорректно.
На примере игры «Пальчики и кармашки» описано поэтапное обучение учащихся с особенностями психофизического развития правильному использованию пальцев рук для обучению счёту. В статье представлены четыре этапа работы, начиная с изучения нумерации чисел и заканчивая обучением учащихся с особенностями психофизического развития арифметическим действиям в приделах 100. Процесс обучения построен от простого к сложному. Первостепенной задачей обучения является сформировать у учащихся понятия «десяток» и называть десятичный состав числа, а потом научить счёту с переходом через десяток. У учащихся приходит осознание десятичного состава числа и умения разложения на удобные слагаемые.
Такое обучение происходит в форме
игры, что позволяет быстрее и
эффективнее усвоить
Автор считает, что удобство этих приёмов обучения счёту состоит в том, что у ребёнка всегда с собой свои собственные пальчики. Пальчики не рассыпаются, как счетный материал, их легко группировать и у доски, и за партой.
Н.Д. Богановская Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы// Дефектология. - № 6. – 1980
Н.Д. Богановская в своей статье рассматривает особенности выполнения арифметических действий младшими школьниками вспомогательной школы. По мнению автора, целесообразность формирования первоначальных представлений о числе на основе анализа количественных отношений между величинами с помощью измерения рассмотрели отечественные ученые П. Я. Гальперин и Л. С. Георгиев. В процессе обучения школьники с нарушением интеллекта сталкиваются с целым рядом затруднений, наиболее распространенными из которых является непонимание детьми сущности арифметических преобразований, при которых в связи с изменением мерки меняется наименование и числовая характеристика, а сама данная величина остается неизменной.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе знакомство учащихся с величинами
и приемами арифметических действий
с числами, полученными при измерении
величин, происходит параллельно с
изучением целых чисел. В подготовительном
классе величина вводится как свойство
предметов, расширяется и углубляется
при изучении временных представлений
и геометрических форм. Детей учат
различным способам сравнения предметов
по величине, размеру и массе. В
дальнейшем в младших классах
предметом изучения на уроках математики
становятся также единицы (меры) стоимости,
длины, массы, времени и их соотношения.
Таким образом, умение выделять основание
счета, ориентироваться на различные
основания, определять количество предметных
множеств в тех случаях, когда
основание счета не совпадает
с отдельностью, начинает формироваться
у учащихся специальной (коррекционной)
школы к концу первого
Знакомство с множеством рациональных чисел начинается в специальной (коррекционной) школе в пятом классе с нахождения одной и нескольких долей предмета на специально организованных лабораторных занятиях. Затем вводятся понятия числителя и знаменателя. Детей обучают сравнивать обыкновенные дроби, изучают основное свойство обыкновенных дробей. Позднее рассматривают преобразования, сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями.
На основании проведенных
1. В 1 классе величина должна
вводиться как свойство
2. В младших классах необходимо изучать единицы (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения.
3. Следует преодолевать основные
затруднения в арифметике у
младших школьников: непонимание
детьми сущности
4. Необходимо помнить, что
2. Подобрать 4-5 текстовых математических задач, содержание которых имеет жизненно-практическую направленность или позволяет осуществлять профинформационную работу с учащимися, их экономическое просвещение.
Задача № 1.
Для приготовления салата необходимо взять 2 морковки по 75 г каждая, 4 луковицы по 75 г каждая, один огурец массой 100 г, три картофелины массой по 100 г каждая и пучок петрушки – 50 г. Определите массу приготовленного салата.
Задача № 2.
Площадь комнаты равна 20 м2.Расход строительного клея на 1 м2 составляет 200 г. Сколько килограммов клея потребуется на поклейку комнаты 20м2 и 35м2 ?
Задача № 3.
Молодая семья откладывает каждый месяц по500.000 руб. на покупку стиральной машины. Через сколько времени она сможет купить стиральную машину, если она стоит 7.000.000 руб.?
Задача № 4.
В январе показания газового счётчика составили 1100м3 , в феврале показания соответствовали 1250 м3 . Тариф за м3 равен 950 руб. Сколько надо оплатить за газ в январе?
Задача № 5.
Родители взяли 2.500.000 руб. на покупку вещей. На вещевом рынке они планируют купить спортивный костюм за 1.350.000 руб., кеды за 550.000 руб. и рюкзак за 210.000 руб. Рассчитайте стоимость покупки. Достаточно ли денег взяли родители на покупку вещей?
Задача № 6.
Ширина комнаты равна 4 м, её длина равна 5 м. Сколько метров плинтуса потребуется для ремонта в комнате?
3. Посетить 2-3 урока математики в одном из старших классов(специальная школа). Проанализировать методику обучения учащихся выполнению устных и письменных вычислений: цель решения примеров, связь с темой урока, обучение приемам вычислений, речевую работу в процессе выполнения вычислений, связь решения примеров с нумерацией чисел, овладение алгоритмами письменных вычислений.
Мною были посещены уроки математики в старших классах во вспомогательной школы. Темы уроков «Сложение и вычитание отрицательных чисел (устный и письменный счет)», «Проценты. Семейный бюджет». Уроки на закрепление полученных знаний. Содержание уроков соответствовало заявленной теме урока и носили практическую направленность.
С самого начала урока, на этапе организации учащихся на полноценное восприятия материала, учитель нацелил класс на активную работу и на получение наибольшего количества хороших оценок. Учитель построил уроки таким образом, чтобы учащиеся могли сами добывать и закреплять полученные ранее знания.