Контрольная работа по «Общая и профессиональная педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

1.Характеристика и анализ педагогических форм.
Проанализируйте определения педагогической формы. Объясните разницу между понятиями «педагогический метод» и «педагогическая форма».
Приведите примеры классификаций педагогических форм. Предложите способ их систематизации.
Поясните влияние содержательного компонента на выбор педагогической формы.

Файлы: 1 файл

ОПП.docx

— 66.48 Кб (Скачать файл)

1) Новизна и оригинальность в  деятельности педагога. Этот признак  может проявляться в разной  степени: от внесения новых положений  в науку до эффективного применения  уже известных положений и  рационализации отдельных сторон  учебно-воспитательной работы.

2) Высокая результативность педагогического  труда: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне  воспитанности, в общем, и специальном  развитии учащихся.

3) Методическая система, которая  представляет научно-обоснованную  модель (парадигму) усовершенствованного  процесса обучения и воспитания.

4) Стабильность и эффективность  опыта, при котором положительные  результаты удерживаются на протяжении  достаточно длительного времени.

5) Возможность творческого применения  идей передового опыта другими  педагогами.

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку педагогического опыты и даёт основание для его квалификации как передового.

Классификация передового педагогического опыта

1. Комплексный (взята за  основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.

2. Коллективный, групповой  и индивидуальный, в зависимости  от того, кто является его автором.

3. Дающий высокие результаты  по признаку эффективности

4. Исследовательский, частично  поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.

5. Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

6. Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

7. Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта (ППО) складывается из нескольких фундаментальных этапов.

1. Выявление объекта изучения: оценка  деятельности педагога с помощью  диагностической программы наблюдения; выявление педагогов, получающих  устойчивые положительные результаты; первый сбор информации о деятельности  педагога; выявление факторов, способствующих  получению высоких результатов; определение объектов изучения.

2. Постановка цели изучения: выявление  существенного противоречия, на  разрешение которого направлен  творческий потенциал педагога; формулировка проблемы; теоретическое  обоснование опыта; выявление гипотезы  о сущности и основных идеях  опыта; формулировка цели изучения.

3. Сбор информации об изучаемом  опыте: отбор методов сбора и  обработки информации; составление  программы наблюдения за деятельностью  педагога и детей на занятиях  и в повседневной жизни по  изученной проблеме; реализация  методов сбора информации об  опыте.

4. Педагогический анализ собранной  информации: расчленение изучаемого  опыта на части, соответствующие  основным идеям опыта; оценка  идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных  связей между заявленной проблемой  и идеей опыта; выявление места  и роли опыта в целостной  педагогической системе.

5. Обобщение опыта: систематизация  и синтез полученных на основе  анализа данных; формулировка сущности  и ведущей идеи опыта; раскрытие  условий, в которых развивался  опыт и затруднения, с которыми  сталкивался педагог; определение  границ применения опыта и  его практической значимости  для других педагогов; описание  опыта в соответствии с определёнными  требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

Анализ и обобщение опыта

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

· Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.

· Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.

· Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.

· Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).

· Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога.

· Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.

· Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

Очевидно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение.

Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Методика обобщения ППО включает в себя ряд основных действий:

- изучение деятельности педагога, длительное наблюдение за его  работой, посещение занятий, воспитательных  мероприятий;

- анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;

- выявление способов, приёмов, опыта  управления и организации познавательной  деятельности детей, посредством  которых достигнут положительный  опыт;

- выявление отсутствия перегрузки  детей;

- определение в опыте работы  элементов новизны;

- определение соответствия изучаемого  и обобщаемого опыта критериям  оценки ППО;

- описание и анализ условий, при которых достигнуты положительные  результаты;

- обсуждение и анализ ППО  на Совете педагогов, вынесение  решения;

- распространение ППО на методических  мероприятиях ОУ.

Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.

Можно назвать следующие основные элементы внедрения ППО:

1) ознакомление педагогов с ППО;

2) разъяснение преимуществ рекомендуемых  новшеств по сравнению с обычными  способами работы;

3) показ в действии методов  и приёмов работы, подлежащих  внедрению;

4) практическое обучение педагогов  использованию рекомендуемых методов  и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы);

5) решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с  рекомендациями о внедрении ППО;

6) контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи  в преодолении возникших затруднений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий преподавателей и мастеров производственного обучения на уроке. Они отражают в нормативном компоненте образ действий для достижения поставленных задач, которые определяются интересами общества: в родственном компоненте они одновременно образуют связи условий, действий, результатов. Они основываются на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и на опыте преподавателей и мастеров.

При использовании принципов следует учитывать следующие особенности профессионального обучения будущих рабочих: теоретические и практические занятия являются не случайным, а закономерным процессом, в котором действуют объективно несколько законов педагогики и производства; различные процессы совершаются на основе тех или иных специфических застоев, связанных с усвоением знаний, формированием умений и навыков и развитием учащихся; высокий уровень теоретических знаний требует проведения системы лабораторно-практических работ для обеспечения постепенного их переноса на практическую деятельность.

Применение дидактических принципов на каждом этапе обучения возможно на основе планомерности и систематичности в усвоении знаний, формировании умений и навыков, а также взаимосвязи в деятельности преподавателей, мастеров и учащихся.

В заключение характеристики всех принципов обучения и воспитания хочу отметить, это далеко не все принципы профессионального обучения. Из общего числа принципов я выделил, на мой взгляд, наиболее значимые. Не затронул такие принципы как, например: принцип эстетизации всей жизни, прежде всего обучения и воспитания; согласованности требований школы, семьи и общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; единства индивидуальных и коллективных форм учебно-производственной деятельности; технологической последовательности и непрерывности выполнения операций в процессе лабораторно- практических работ и производственного обучения; принцип компьютеризации обучения и др. Некоторые из принципов вообще перестали быть актуальными, как не отвечающие требованиям нового времени, например, принцип коммунистически воспитывающего обучения. Но все эти принципы нельзя оставлять без внимания, так как их требования тесно взаимосвязаны, и выполнение их тоже находится в тесной взаимной зависимости: реализация требований любого из принципов в той или иной мере складывается на выполнении требований всех остальных, игнорирование одного из принципов приведёт к неполной реализации требований другого и, в конечном счёте, всё это отразится на педагогическом процессе и эффективности обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:2012г.,с.242.

2. Стефановская  Т.А. Педагогика и искусство.- М..2008.,с141.

3. Фридман  Л.М. Педагогический опыт глазами  психолога.-М.,2007

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов  педагогических вузов и педагогических  колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 640с., с.129-192.

5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2006. - 423с., с. 199-224.

7. Сластёнин  В.А. Педагогика: Учебное пособие  для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание - М.: Школа - Пресс, 2010г., с.186.

8. А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,2011.,с.143-184

Информация о работе Контрольная работа по «Общая и профессиональная педагогика»