Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:33, контрольная работа
1.Характеристика и анализ педагогических форм.
Проанализируйте определения педагогической формы. Объясните разницу между понятиями «педагогический метод» и «педагогическая форма».
Приведите примеры классификаций педагогических форм. Предложите способ их систематизации.
Поясните влияние содержательного компонента на выбор педагогической формы.
1) Новизна и оригинальность в
деятельности педагога. Этот признак
может проявляться в разной
степени: от внесения новых положений
в науку до эффективного
2) Высокая результативность
3) Методическая система, которая
представляет научно-
4) Стабильность и эффективность
опыта, при котором положительные
результаты удерживаются на
5) Возможность творческого
Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку педагогического опыты и даёт основание для его квалификации как передового.
Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта
Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта (ППО) складывается из нескольких фундаментальных этапов.
1. Выявление объекта изучения: оценка
деятельности педагога с
2. Постановка цели изучения: выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий потенциал педагога; формулировка проблемы; теоретическое обоснование опыта; выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта; формулировка цели изучения.
3. Сбор информации об изучаемом
опыте: отбор методов сбора и
обработки информации; составление
программы наблюдения за
4. Педагогический анализ
5. Обобщение опыта: систематизация
и синтез полученных на основе
анализа данных; формулировка сущности
и ведущей идеи опыта; раскрытие
условий, в которых развивался
опыт и затруднения, с которыми
сталкивался педагог; определение
границ применения опыта и
его практической значимости
для других педагогов; описание
опыта в соответствии с
Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководитель будет судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.
Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.
· Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
· Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
· Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.
· Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
· Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога.
· Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
· Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.
Очевидно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение.
Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.
Методика обобщения ППО включает в себя ряд основных действий:
- изучение деятельности
- анализ качества знаний, умений, навыков детей, уровня их воспитанности, динамики общего развития;
- выявление способов, приёмов, опыта
управления и организации
- выявление отсутствия
- определение в опыте работы элементов новизны;
- определение соответствия
- описание и анализ условий,
при которых достигнуты
- обсуждение и анализ ППО на Совете педагогов, вынесение решения;
- распространение ППО на
Выявить, изучить, обобщить, распространить ППО - это ещё не всё, внедрить его, вот наиболее трудная составная часть этой работы. Главное для успешного внедрения ППО - это умение администрации заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им. Здесь недопустимо применение каких-либо административных мер. Нужно, чтобы педагог сам вдумчиво отобрал полезное для себя, творчески переработал и органически соединил со своим личным опытом.
Можно назвать следующие основные элементы внедрения ППО:
1) ознакомление педагогов с ППО;
2) разъяснение преимуществ
3) показ в действии методов и приёмов работы, подлежащих внедрению;
4) практическое обучение
5) решение Совета педагогов ДОУ,
производственного совещания с
рекомендациями о внедрении
6) контроль за выполнением
Заключение
Дидактические принципы являются регулирующими средствами научно обоснованных действий преподавателей и мастеров производственного обучения на уроке. Они отражают в нормативном компоненте образ действий для достижения поставленных задач, которые определяются интересами общества: в родственном компоненте они одновременно образуют связи условий, действий, результатов. Они основываются на закономерностях процесса воспитания, обучения и развития и на опыте преподавателей и мастеров.
При использовании принципов следует учитывать следующие особенности профессионального обучения будущих рабочих: теоретические и практические занятия являются не случайным, а закономерным процессом, в котором действуют объективно несколько законов педагогики и производства; различные процессы совершаются на основе тех или иных специфических застоев, связанных с усвоением знаний, формированием умений и навыков и развитием учащихся; высокий уровень теоретических знаний требует проведения системы лабораторно-практических работ для обеспечения постепенного их переноса на практическую деятельность.
Применение дидактических принципов на каждом этапе обучения возможно на основе планомерности и систематичности в усвоении знаний, формировании умений и навыков, а также взаимосвязи в деятельности преподавателей, мастеров и учащихся.
В заключение характеристики всех принципов обучения и воспитания хочу отметить, это далеко не все принципы профессионального обучения. Из общего числа принципов я выделил, на мой взгляд, наиболее значимые. Не затронул такие принципы как, например: принцип эстетизации всей жизни, прежде всего обучения и воспитания; согласованности требований школы, семьи и общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; единства индивидуальных и коллективных форм учебно-производственной деятельности; технологической последовательности и непрерывности выполнения операций в процессе лабораторно- практических работ и производственного обучения; принцип компьютеризации обучения и др. Некоторые из принципов вообще перестали быть актуальными, как не отвечающие требованиям нового времени, например, принцип коммунистически воспитывающего обучения. Но все эти принципы нельзя оставлять без внимания, так как их требования тесно взаимосвязаны, и выполнение их тоже находится в тесной взаимной зависимости: реализация требований любого из принципов в той или иной мере складывается на выполнении требований всех остальных, игнорирование одного из принципов приведёт к неполной реализации требований другого и, в конечном счёте, всё это отразится на педагогическом процессе и эффективности обучения.
Список использованной литературы
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:2012г.,с.242.
2. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..2008.,с141.
3. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.,2007
4. Педагогика.
Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и
5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.-М.2002г.,с. 312-330.
6. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2006. - 423с., с. 199-224.
7. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание - М.: Школа - Пресс, 2010г., с.186.
8. А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,2011.,с.143-184
Информация о работе Контрольная работа по «Общая и профессиональная педагогика»