Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Дайте определения следующим понятиям: наука, обучение, образование, мотивация, метод обучения, воспитание, форма обучения, принципы (обязательна ссылка на соответствующие словари)

Файлы: 1 файл

КСР_педагогика.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная самостоятельная работа

по дисциплине «педагогика»

Коштылечевой Олеси Леонидовны

Задание 1 .

Дайте определения следующим  понятиям: наука, обучение, образование, мотивация, метод обучения, воспитание, форма обучения, принципы (обязательна ссылка на соответствующие словари)

 

Наука— особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать.( Википедия)

Обучение-это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.(Википедия)

Образование (как результат) - это целенаправленный результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.(Википедия)

Образование (как процесс) – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). ( Википедия.)

Образование (как система) – специально организованная система внешних условий (образовательная система), создаваемых в обществе для развития человека. В неё входят образовательные учреждения разного типа и уровня удовлетворяющие различные образовательные потребности человека.

Воспитание (как педагогическое явление) это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. (Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)

 

Воспитание (как общественное явление) — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. (Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)

 

Воспитание (в  педагогическом смысле)- это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

 Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организа-

ции педагогически целесообразного  взаимодействия педагога и учащихся, при-

меняемая для определенного круга  задач обучения, развития и воспитания. (Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад)

 

  Мотивация-система мотивов, или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности.

Форма обучения- - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие,  личностно-деятельностный  характер,  постоянство  состава  участников, наличие определенного режима проведения (Безрукова В.С. 1990. С.125).

 

Принципы обучения- это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

 

Задание 2 .

2.1. Отметьте в знаком (√) в таблице принадлежность понятий  к той или иной категории.

 

 

Понятие

 

Процесс

Мысли-тельная  операция

Форма

учебной работы

Методы обучения

Средства

Обучения

Обучение

+

       

Анализ

 

+

     

Конференция

   

+

   

Сравнение

 

+

     

Мел и доска

       

+

Беседа

   

+

   

Упражнение

     

+

 

Творчество

+

       

Компьютер

       

+

Игра

     

+

 

Учебник

       

+

Реферат

       

+

Обобщение

 

+

     

Консультация

   

+

   

Диалог

   

+

   

Воспитание

+

       

Урок

   

+

   

Повторение

     

+

 

Экскурсия

   

+

   

Вывод

 

+

     

 

2.2. Составьте план  работы семинара для учителей, используя слова из 2-3 колонок.

Задание 3 .

Подготовьте ответы  на  любые  три  вопроса  из нижеперечисленных:

  1. Кратко охарактеризуйте систему дидактических принципов.
  2. Назовите различные формы организации учебного процесса; опишите две любые из них в текстовом или графическом варианте.
  3. Дать краткую характеристику двум авторским системам обучения.
  4. Назовите факторы отбора содержания образования.
  5. Дайте характеристику одной из классификаций методов обучения, раскройте содержательно суть двух-трех методов обучения.
  6. Перечислить типы уроков; дать описание структуры какого-либо урока.
  7. Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности учащихся.

 

1.ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ПРИНЦИПЫ - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Система дидактических принципов.

 
Выделяют в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

-сознательности и активности;

-наглядности;

-систематичности и последовательности;

-прочности;

-научности;

-доступности;

-связи теории с практикой.

 

  Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.

  Суть принципа наглядности:

-наглядность  выступает для учащихся как  средство познания окружающего 

-наглядное обучение  повышает внимание учащихся, способствует  более глубокому усвоению знаний.

-наглядность  обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.

наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и  делает процесс обучения более легким.

 Суть  принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти

  Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

  Суть принципа доступности заключается в необходимости учета  возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

  Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды.

 

 

 

 

4.Факторы  отбора содержания образования

 

Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

 

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.

 

В дидактике  имеется ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Они исходят из определения ряда факторов, детерминирующих содержание образования. К последним относятся следующие.

 

1)Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.

 

2)Вторым фактором  отбора содержания образования  является степень его удовлетворения  принципу научности (соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, технике), а также принципу систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов.

 

3)Третий фактор — содержание  образования должно соответствовать  психологическим возможностям и  развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.

 

4)Четвертым фактором являются  потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании — обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст.9, п. 6).

 

7. Методы и приёмы  стимулирования познавательной  деятельности учащихся

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Выделяют 4 группы  методов мотивации и  стимулирования деятельности учащихся:

I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.

III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности

IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Приёмы  стимулирования познавательной деятельности:

- ссылка на  то, что приобретаемое сегодня  знание понадобится при изучении  какого-то последующего материала или на других предметах;

- выдача заданий разного уровня сложности. Дифференциация

- создание проблемной ситуации

-творческие  работы 

-Использование  интерактивных форм организации  учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).

 

 

Задание 4 .

Закончите фразу и  обоснуйте свой выбор (в письменной форме).

  1. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД к ребенку — это:

а) изучение и учет особенностей личности ребенка;

б) опора на положительные качества и вера в оптимистическую перспективу;

в) удовлетворение потребности ребенка в стремлении ощутить себя неповторимым, находится в центре внимания и заботы;

г) признание за ребенком права на уважительное, культурное отношение со стороны взрослых, включая и право на ошибки.

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»