Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 15:38, контрольная работа
Дайте определения следующим понятиям: наука, обучение, образование, мотивация, метод обучения, воспитание, форма обучения, принципы (обязательна ссылка на соответствующие словари)
Задание 1 .
Дайте определения следующим понятиям: наука, обучение, образование, мотивация, метод обучения, воспитание, форма обучения, принципы (обязательна ссылка на соответствующие словари)
Наука— особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать.( Википедия)
Обучение-это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.(Википедия)
Образование (как результат) - это целенаправленный результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих сил и способностей.(Википедия)
Образование (как процесс) – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). ( Википедия.)
Образование (как система) – специально организованная система внешних условий (образовательная система), создаваемых в обществе для развития человека. В неё входят образовательные учреждения разного типа и уровня удовлетворяющие различные образовательные потребности человека.
Воспитание (как педагогическое явление) это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. (Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Воспитание (как общественное явление) — сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. (Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.)
Воспитание (в педагогическом смысле)- это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организа-
ции педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, при-
меняемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. (Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад)
Мотивация-система мотивов, или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности.
Форма обучения- - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (Безрукова В.С. 1990. С.125).
Принципы обучения- это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Задание 2 .
2.1. Отметьте в знаком (√) в таблице принадлежность понятий к той или иной категории.
Понятие |
Процесс |
Мысли-тельная операция |
Форма учебной работы |
Методы обучения |
Средства Обучения |
Обучение |
+ |
||||
Анализ |
+ |
||||
Конференция |
+ |
||||
Сравнение |
+ |
||||
Мел и доска |
+ | ||||
Беседа |
+ |
||||
Упражнение |
+ |
||||
Творчество |
+ |
||||
Компьютер |
+ | ||||
Игра |
+ |
||||
Учебник |
+ | ||||
Реферат |
+ | ||||
Обобщение |
+ |
||||
Консультация |
+ |
||||
Диалог |
+ |
||||
Воспитание |
+ |
||||
Урок |
+ |
||||
Повторение |
+ |
||||
Экскурсия |
+ |
||||
Вывод |
+ |
2.2. Составьте план работы семинара для учителей, используя слова из 2-3 колонок.
Задание 3 .
Подготовьте ответы на любые три вопроса из нижеперечисленных:
1.ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Система дидактических принципов.
Выделяют в качестве основополагающих,
общепризнанных следующие принципы:
-сознательности и активности;
-наглядности;
-систематичности и последовательности;
-прочности;
-научности;
-доступности;
-связи теории с практикой.
Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.
Суть принципа наглядности:
-наглядность выступает для учащихся как средство познания окружающего
-наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.
-наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.
наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким.
Суть
принципа систематичности и
Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти
Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды.
4.Факторы отбора содержания образования
Образование есть процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.
Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
В дидактике имеется ряд теорий отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, изучаемых в средней школе, и последовательность их усвоения. Они исходят из определения ряда факторов, детерминирующих содержание образования. К последним относятся следующие.
1)Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы. Обучение должно подготовить выпускника к различным видам деятельности: познавательной, профессиональной, общественной, культурной, досуговой, лично-семейной. Для подготовки к этому школа должны иметь совокупность предметов обучения.
2)Вторым фактором
отбора содержания образования
является степень его
3)Третий фактор — содержание
образования должно
4)Четвертым фактором являются потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании — обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (Закон РФ об образовании, ст.9, п. 6).
7. Методы и приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) Наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Приёмы стимулирования познавательной деятельности:
- ссылка на
то, что приобретаемое сегодня
знание понадобится при
- выдача заданий разного уровня сложности. Дифференциация
- создание проблемной ситуации
-творческие работы
-Использование
интерактивных форм
Задание 4 .
Закончите фразу и обоснуйте свой выбор (в письменной форме).
а) изучение и учет особенностей личности ребенка;
б) опора на положительные качества и вера в оптимистическую перспективу;
в) удовлетворение потребности ребенка в стремлении ощутить себя неповторимым, находится в центре внимания и заботы;
г) признание за ребенком права на уважительное, культурное отношение со стороны взрослых, включая и право на ошибки.
Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.