Личностно-ориентированное
образование подразумевает ориентацию
на обучение, воспитание и развитие
всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
возрастных, физиологических,
психологических, интеллектуальных;
образовательных потребностей, ориентацию
на разный уровень сложности программного
материала, доступного ученику;
выделение групп учащихся
по знаниям, способностям;
распределение учащихся
по однородным группам: способностям,
профессиональной направленности;
отношение к каждому
ребёнку как к уникальной индивидуальности.
- ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ — это:
а) наследственность, среда, деятельность,
социализация;
б) интеллектуальное развитие, личностное
развитие, социальное развитие;
в) обучение, воспитание, деятельность,
общение.
Выделяют биологические и социальные
факторы влияющие на развитие. Биологический фактор
включает в себя наследственность., темперамент
и задатки способностей, протекание внутриутробного
периода активность ребенка. Социальный фактор это
микро и макросреда в которой живет ребенок.
- Сущность Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА понимается как:
а) системное качество индивида, способного
изменять мир и самого себя;
б) своеобразие психики и личности индивида;
в) относительно устойчивая система
представлений индивида о самом себе,
на основе которой он строит свои взаимоотношения
и взаимодействия с другими людьми и самим
собой;
г) личностное новообразование, которое
позволяет человеку играть главную роль
в различных ситуациях.
Взаимодействуя и общаясь
с другими людьми, человек выделяет
себя из окружающей среды, ощущает себя
субъектом своих физических и
психических состояний, действий и процессов,
выступает для самого как «Я», противостоящее
другим и вместе с ним неразрывно с
ним связанное
Задание 5 .
В кратком конспекте
данной главы при компьютерном наборе
«выпали» некоторые слова. Восстановите
первоначальный текст, подбирая слова, предложенные
после конспекта.
- Если педагогика предыдущих веков развивала практику педагогических взаимодействий, то в ХХ в. исследуется теория, т.е теория межличностно-ориентированного обучения, педагогического резонанса, встречных усилий, педагогических взаимодействий. Основанием для пересмотра традиционных взглядов в педагогике послужила гуманистическая психология, основоположниками которой являлись А. Маслоу, К. Роджерс. Новое направление основывалось на идее о уникальности, самодостаточности и значимости каждой личности. Новое, ценностное восприятие личности ребенка нашло свое отражение и в отечественной педагогике. В процессе общения с формирующимся человеком нужно, по мнению М.С Кагана, не только «приобщать его к своим ценностям», но и уметь видеть индивидуальную систему ценностей ребенка и уметь приобщаться к ней. Такое ценностное отношение к личности изменяет и привычное восприятие ученика в качестве пассивного объекта учебной деятельности. Существуют определенные наработки по организации системы обучения, основанной на равновесной, субъект-субъектной позиции участников образовательного процесса, в США. Хотя, как показывают исследования, и эта система не идеальна. Тем более опасен «слепой» перенос принципов системы образования одной страны на почву другой. Возможно, это и стало одной из причин того, что такое привлекательное направление, как педагогика сотрудничества, не смогло до конца реализоваться в отечественной системе образования. Но все же педагоги-новаторы Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильин, С.Л. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др. сумели утвердить идеи гуманистической педагогики и доказать на деле возможность субъект-субъектной организации педагогических взаимодействий. Этот подход сегодня воплощается в теории межличностно-ориентированного обучения, педагогического резонанса, встречных усилий и т.д. Причем, как показывают данные, равновесные позиции учителя и ученика (S– S) далеко не всегда оказываются оправданными в учебной ситуации. Да и субъектность самого ученика не может быть некоторой данностью, она формируется в процессе обучения в определенной последовательности: О®Оs®so® s. Динамика «возведения» учащегося в субъектную степень зависит от многих условий: личности ученика и учителя, объема и содержания учебного материала, учебной дисциплины, даже этапа урока. Но в любом случае одним из необходимых условий организации педагогических взаимодействий учителя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи. Именно она регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создает предпосылки для развития отношений сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия. Однако все это требует разработки новых обратная связь технологий в организации педагогических взаимодействий.
Задание 6 (дополнительное).
Составьте кроссворд (чайнворд
и т.д.) на тему «Педагогика» (использовать
не менее 12 педагогических понятий). Кроссворд должен быть представлен в двух
вариантах: как задание-загадка и как кроссворд-расшифровка.
Кроссворд на
тему «Педагогика»:
По горизонтали.
1. Как называется наука,
изучающая закономерности передачи
старшим поколением и активного
усвоения младшим поколениям социального опыта, необходимого
для жизни и труда? 2. Как в педагогике называют
процесс становления личности под влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых
социальных и природных факторов? 3. Как
называется целенаправленный процесс
формирования интеллекта, физических
и духовных сил личности, подготовки ее
к жизни, активному участию в трудовой
деятельности? 5. Как называется разностороннее
воздействие на разум, чувства и волю человека
с целью формирования у него желаемых
качеств. 8. Один из самых страшнейших методов
воспитания. 9. Как называется сигнал о
состоявшемся самоутверждении, в котором
содержится общественное признание? 11.
Как называется процесс и результат усвоения
определенной системы знаний?
По вертикали.
4. Совокупность идей
и ценностей, утверждающих универсальную
значимость человеческого бытия
в целом и отдельной личности в частности. 6. Одна из
важнейших ролей в убеждении, с помощью
которой пытаются привлечь самих учащихся
к оценке событий. 7. Как называется планомерно
организованное выполнение различных
действий? 10. Как называется организация
планомерного и регулярного выполнения
определенных действий в целях формирования
хороших привычек? 12. Как называется целенаправленный
процесс двусторонней деятельности педагога
и учащихся по передачи и усвоению знаний?
13. Как называется стремление к общности
с людьми и их взаимную поддержку? 14.
Как называется развернутое, продолжительное
и систематическое изложение сущности
той или иной проблемы? 15. Как называется
столкновение мнений с целью формирования
суждений и оценок?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6б |
|
|
|
|
|
|
|
|
13к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14л |
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
11о |
б |
р |
а |
з |
о |
в |
а |
н |
и |
Е |
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
7у |
|
|
|
|
|
|
Ц |
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
1п |
е |
д |
а |
г |
о |
г |
и |
к |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
8н |
а |
к |
а |
з |
а |
н |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
3в |
о |
с |
п10 |
и |
т |
а |
н |
и |
е |
|
|
|
|
|
ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
|
|
В |
|
|
|
|
|
н |
|
15д |
|
|
|
|
|
4г |
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
И |
|
9п |
о |
о |
щ |
р |
е |
н |
и |
е |
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
У |
|
|
|
|
З |
|
|
|
|
н |
|
с |
|
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
Ч |
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
и |
|
п |
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
5у |
б |
е |
ж |
д |
е |
н |
и |
е |
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2р |
а |
З |
в |
и |
т |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на кроссворд.
По горизонтали:
- Педагогика. 2. Развитие. 3. Воспитание. 5. Убеждение. 8. Наказание. 9. Поощрение. 11. Образование.
По вертикали:
4. Гуманизм. 6. Беседа. 7. Упражнение. 10.
Приучение. 12. Обучение. 13. Коллективизм.
14. Лекция. 15. Диспут.