Контрольная работа по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное образование за рубежом (Болгария)
Кроссворд по основным понятиям педагогики
Раннее обучение и развитие ребенка (методика Глена Домана)
Методы ознакомления с социальной действительностью
Разработка компексно-тематического плана по социально-нравственному воспитанию (Старшая группа)

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы ознакомления  с социальной действительностью

Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте. Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении. В любом предмете рукотворного мира заложен социальный опыт человечества, отражен уровень развития общества, технического прогресса.) Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно — для данного ребенка — станет средством познания мира.

Для решения задачи ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами:

Методы, повышающие познавательную активность

Метод классификации: в большей мере способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте понятной для ребенка задачи. Т.е отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры или занятия и т. п. В этом случае дети чувствуют потребность в выполнении задания и осознают его практическую целесообразность.

Метод моделирования и конструирования: содействует проявлению самостоятельности, творчества и выдумки. Можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Метод вопросов: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать. Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением и если воспитатель это делает систематически, дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы. Задача педагога при этом быстро и разумно реагировать на эти вопросы.

Метод повторения: важнейший дидактический принцип, способствующий усвоению знаний и воспитанию чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод. Возможны три формы организации повторения: прямое повторение от детей требуется умение повторить то, что они усвоили в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала. Следующая форма повторения - это рассматривание одной и той же картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе и др. Элемент такого повторения служит опорным, отправным моментом при переходе к новым знаниям и приводит к появлению обобщений и способствует самостоятельному формулированию выводов. Повторение на опосредованном уровне к усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы. В дальнейшем воспитатель, опираясь на приобретенные детьми знания, предлагает решить логическую задачу и чтобы решить такую логическую задачу, ребенку нужно восстановить в памяти обобщения, и знания. К подобному типу повторения стимулирует и воображаемая ситуация.

Решение логических задач: может выступать и в качестве самостоятельного метода. Экспериментирование и опыты: этот метод используется при познании живой и неживой природы, полезен при ознакомлении с техническими устройствами и открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний о социальном мире

Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям, но и важно умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний, а специальные методы и приемы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.

Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств, это и воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т. п. и прием придумывания сказок, игры-драматизации, которые можно включать в занятия. Очень важно, чтобы начало занятия было эмоциональным, тогда у детей сразу появляется желание узнавать.

Юмор и шутка, умелый приём на занятиях. Веселые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогом и детьми. Важно только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей!.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: сочетание чтения художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и слушание музыки и т. д. При этом нельзя забывать о противоречии нарушение чувства меры, при одновременном воздействии разных видов искусств, это приводит к обратному результату -- ребенок перестает воспринимать то, что ему преподносится.

Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности

Воспитывающий и развивающий эффект знаний о социальном мире повышается, когда они усваиваются в разных видах деятельности при условии, что эти виды содержательно и логически связаны между собой.

Для того чтобы устанавливать связь между разными видами деятельности, нужны «дидактические мостики». Важно, чтобы ребенок понял смысл и необходимость устанавливать такие связи, тогда он откликается на предложение воспитателя учиться способу установления связи. При разработке методики установления связи между разными видами деятельности следует учитывать известный в психологии эффект Зейгарник. Суть его заключается в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Действие эффекта Зейгарник в работе с детьми проявляется, когда у детей возникает устойчивый интерес к деятельности, а они не хотят ее прерывать или с готовностью возвращаются к ней. Если же интерес недостаточен, то последующая деятельность по инициативе ребенка не возникает и требуются дополнительные усилия педагога, чтобы она была продолжена. Воспитатель пользуется методами опосредованного переключения детей на другую деятельность. Такими методами являются привлечение внимания ребенка к новым предметам, просьба научить другого тому, что ребенок умеет сам, предложение найти способ проверки «гипотезы».

 

Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире

В процессе наблюдений, усвоения знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных явлениях и событиях, о самих себе. Маленький жизненный опыт, особенности психического развития приводят к тому, что у детей складываются не всегда правильные, точные представления, адекватные оценки окружающего. Возникает необходимость уточнять, а иногда и корректировать представления ребенка и формировать соответствующие способы поведения и формы выражения отношения.

Всю работу с детьми в данном направлении можно разделить на два больших блока: 1). Уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка. Ведущими методами здесь служат повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование и опыты, т. е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Таким образом, корректирующая работа по первому блоку предполагает постоянное внимание воспитателя к усвоению детьми знаний о социальном мире. Она осуществляется на каждом занятии и в повседневной жизни. Периодически, один раз в три месяца, воспитатель проводит контрольные подгрупповые или индивидуальные занятия, цель которых -- уточнение представлений детей и динамики их развития. Второй блок направлен на коррекцию и уточнение представлений, приобретенных детьми при стихийном получении информации (собственные наблюдения ребенка за взаимоотношениями людей, их деятельностью, событиями и др.). Педагоги и психологи перенесли акцент на изучение характера взаимоотношений взрослых и детей. Исследования ведутся на материале семьи, т.е. изучается взрослый первого уровня приближенности. Прежде всего, практика получила ответ на вопрос о доступных детям знаниях, о деятельности, правда в основном трудовой, взрослых. Проверены и получили экспериментальное подтверждение методы, методические приемы, подходы к построению педагогического процесса, направленные на формирование у дошкольников представлений о взрослых и отношения к ним.

 

 

 

 

 

 

5. Комплексно-тематический план по социально-нравственному воспитанию

Тема: «Мой дом-Россия»

Группа(возраст) Старшая группа

Тема: «Мой любимый город». 

Экскурсия по городу по фотографиям и иллюстрациям.

Игра «Магазин сувениров» (продажа местных сувениров)

Прослушивание песен о Старице.

Экскурсия по городу.

Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в городе.

Изготовление  альбома «Природа моего края».

Сюжетно- ролевая игра «Почта» (название адреса дома и детского сада).

Тема: «Я и моё имя».  

Беседа. «Полное и неполное имя» (игра).

Изготовление именных карточек.

Рисование «Мой лучший друг».

Развлечение «Друг в беде не бросит».

Тема: «Я живу в Россия».

 

  Рассматривание   репродукции картин о родной природе.

Чтение стихотворения  М.Матусовского «С чего начинается Родина».

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков  нашей Родины.

Рисование на тему: «Моя Родина».

Пение русских народных песен, частушек, колядок.

Народные игры.

Тема: «Моя семья».

 

 Чтение стихотворения Я.Акима «Моя Родина». Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. Рассказы детей о членах семьи  на основе личного опыта. Обсуждение отрывка  из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

Рисование на тему: «Моя семья».

 Беседа на тему: «Где мы  отдыхали летом» (рассматривание  фотографий).

Обсуждение ситуации из жизни семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Тема: «Мой любимый детский сад».

 

 Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Пение песен  и стихов о детском саде.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Тема: «Москва – Главный город нашей Родины».

 

 Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москве-реке».

Экскурсия по Красной площади (по иллюстрации)

Оформление стенда «Москва- столица нашей Родины».

Конструирование Московского Кремля.

Чтение стихов о Москве. Рассказы детей из личного опыта («Кто побывал в Москве»).

Тема: «Российский флаг».

 

 Рассказ о Российском флаге.

Раскрашивание нарисованного флага.

Игровое упражнение: «Найди флаг своей страны».

Аппликация  «Флаги над страной».

Оформление стенда «Символы нашей страны».

Тема: «Наши  космонавты».

Рассказ воспитателя о космонавтах

Беседа о том, что в космосе летаю люди разных национальностей. Они дружны, поэтому  у них все получается.

Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевой игры «Космонавты».

Игра «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Конструирование космического корабля.

Тема: «Это День Победы».

 

 Встреча с фронтовиком. Беседа о войне с просмотром фрагментов диафильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера).

Экскурсия к памятникам.

Изготовление праздничных открыток.

Формирование стенда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Доман.Г.  Гармоничное развитие ребенка.- М.: издательский центр «Аквариум», 1996

  1. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: издательский центр «Аркаим», 1998
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.-М.: АРКТИ,2005
  1. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии DOC.- М.: Академия, 2000.

Интернет-ресурсы:

http://bulgarian.name/nayka-i-obrazovanie-bolgarii/naykaobrazovaniebolgarii/obrazovanie-i-nayka.ru

 


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогика"