4. Методы ознакомления
с социальной действительностью
Представления
ребенка о социальном мире формируются
на основе знаний, которые он получает.
Знания могут выполнять разные функции
в формируемом у детей социальном опыте.
Средством ознакомления детей с социальным
миром могут служить предметы рукотворного
мира, с которыми ребенок постоянно действует
или которые видит в своем непосредственном
окружении. В любом предмете рукотворного
мира заложен социальный опыт человечества,
отражен уровень развития общества, технического
прогресса.) Именно поэтому предметы рукотворного
мира так важны в процессе социализации.
Мир разнообразен, поэтому и предметы,
окружающие ребенка, должны быть разнообразными
по свойствам, качествам, функциям.
Однако
следует помнить, что не каждый предмет
становится средством познания социального
мира, даже если находится в поле зрения
детей. Ребенок может не замечать предмет,
не интересоваться им до тех пор, пока
взрослый не укажет на него, не создаст
малышу условия для действий с предметом.
Лишь в этом случае предмет субъективно
— для данного ребенка — станет средством
познания мира.
Для решения задачи ознакомления
детей с социальной действительностью
можно представить четырьмя группами:
Методы, повышающие
познавательную активность
Метод
классификации: в большей мере способствует
познавательной активности, если используется
не как самоцель, а в контексте понятной
для ребенка задачи. Т.е отобрать предметы
для тематической выставки, картинки для
альбома, атрибуты для определенной игры
или занятия и т. п. В этом случае дети чувствуют
потребность в выполнении задания и осознают
его практическую целесообразность.
Метод
моделирования и конструирования: содействует проявлению самостоятельности,
творчества и выдумки. Можно использовать
мелкий строительный материал, поделки
из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Воздействие на повышение познавательной
активности оказывает сочетание словесного
объяснения, практической реализации
и игровой мотивации.
Метод
вопросов: постановка вопросов детям
и воспитание умения и потребности задавать
вопросы, грамотно и четко их формулировать.
Детей нужно стимулировать к постановке
вопросов на занятиях прямым предложением
и если воспитатель это делает систематически,
дети привыкают к данной форме работы
и готовы задавать вопросы. Задача педагога
при этом быстро и разумно реагировать
на эти вопросы.
Метод
повторения: важнейший дидактический принцип,
способствующий усвоению знаний и воспитанию
чувств. На занятии он может выступать
как ведущий метод. Возможны три формы
организации повторения: прямое повторение
от детей требуется умение повторить то,
что они усвоили в тех же формулировках,
которые были даны при первичном восприятии
материала. Следующая форма повторения
- это рассматривание одной и той же картины,
заучивание наизусть стихотворения, повторное
прочтение художественного произведения,
репродуктивные вопросы в беседе и др.
Элемент такого повторения служит опорным,
отправным моментом при переходе к новым
знаниям и приводит к появлению обобщений
и способствует самостоятельному формулированию
выводов. Повторение на опосредованном
уровне к усвоенным ранее знаниям ребенок
возвращается в новой ситуации, когда
опираться нужно не на конкретные примеры,
а на сделанные ранее обобщения, выводы.
В дальнейшем воспитатель, опираясь на
приобретенные детьми знания, предлагает
решить логическую задачу и чтобы решить
такую логическую задачу, ребенку нужно
восстановить в памяти обобщения, и знания.
К подобному типу повторения стимулирует
и воображаемая ситуация.
Решение логических задач: может
выступать и в качестве самостоятельного
метода. Экспериментирование и опыты:
этот метод используется при познании
живой и неживой природы, полезен при ознакомлении
с техническими устройствами и открытиями,
с моральными нормами и др. Ценность этого
метода в том, что он дает ребенку возможность
самостоятельно находить решение, подтверждение
или опровержение собственных представлений.
Методы, направленные
на повышение эмоциональной активности
детей при усвоении знаний о социальном
мире
Эмоциональная окрашенность
информации углубляет ее восприятие, делает
его живым, позволяющим судить об отношении
ребенка к полученным знаниям, но и важно
умение педагога передавать свое отношение
к содержанию знаний, а специальные методы
и приемы лишь помогают воспитателю активизировать
этот процесс.
Игровые приемы повышают качество
усвоения познавательного материала и
способствуют закреплению чувств, это
и воображаемая ситуация: воображаемое
путешествие, встреча с воображаемыми
героями и т. п. и прием придумывания сказок,
игры-драматизации, которые можно включать
в занятия. Очень важно, чтобы начало занятия
было эмоциональным, тогда у детей сразу
появляется желание узнавать.
Юмор и шутка, умелый приём на
занятиях. Веселые потешки, стихи, прибаутки,
смешные истории и ситуации создают атмосферу
непринужденности и эмоциональной близости
между педагогом и детьми. Важно только,
чтобы шутки были доброжелательными, не
обижали детей!.
Сильное воздействие на чувства
детей оказывает сочетание разнообразных
средств на одном занятии. Например: сочетание
чтения художественного произведения
с последующим рассматриванием иллюстраций
или картин; чтение и слушание музыки и
т. д. При этом нельзя забывать о противоречии
нарушение чувства меры, при одновременном
воздействии разных видов искусств, это
приводит к обратному результату -- ребенок
перестает воспринимать то, что ему преподносится.
Методы и приемы,
способствующие установлению связи между
разными видами деятельности
Воспитывающий и развивающий
эффект знаний о социальном мире повышается,
когда они усваиваются в разных видах
деятельности при условии, что эти виды
содержательно и логически связаны между
собой.
Для того чтобы устанавливать
связь между разными видами деятельности,
нужны «дидактические мостики». Важно,
чтобы ребенок понял смысл и необходимость
устанавливать такие связи, тогда он откликается
на предложение воспитателя учиться способу
установления связи. При разработке методики
установления связи между разными видами
деятельности следует учитывать известный
в психологии эффект Зейгарник. Суть его
заключается в том, что человек лучше запоминает
действие, которое осталось незавершенным.
Действие эффекта Зейгарник в работе с
детьми проявляется, когда у детей возникает
устойчивый интерес к деятельности, а
они не хотят ее прерывать или с готовностью
возвращаются к ней. Если же интерес недостаточен,
то последующая деятельность по инициативе
ребенка не возникает и требуются дополнительные
усилия педагога, чтобы она была продолжена.
Воспитатель пользуется методами опосредованного
переключения детей на другую деятельность.
Такими методами являются привлечение
внимания ребенка к новым предметам, просьба
научить другого тому, что ребенок умеет
сам, предложение найти способ проверки
«гипотезы».
Методы коррекции
и уточнения представлений детей о социальном
мире
В процессе наблюдений, усвоения
знаний о социальном мире у детей формируются
оценки и представления о людях, их взаимоотношениях
и деятельности, о социальных явлениях
и событиях, о самих себе. Маленький жизненный
опыт, особенности психического развития
приводят к тому, что у детей складываются
не всегда правильные, точные представления,
адекватные оценки окружающего. Возникает
необходимость уточнять, а иногда и корректировать
представления ребенка и формировать
соответствующие способы поведения и
формы выражения отношения.
Всю работу с детьми в данном
направлении можно разделить на два больших
блока: 1). Уточнение представлений об объективных
явлениях социального мира, личностно
не затрагивающих ребенка. Ведущими методами
здесь служат повторение, упражнение,
наблюдение, экспериментирование и опыты,
т. е. все, что позволяет выяснить, что и
как поняли дети в содержании сообщаемых
им знаний, и помочь в правильном понимании.
Таким образом, корректирующая работа
по первому блоку предполагает постоянное
внимание воспитателя к усвоению детьми
знаний о социальном мире. Она осуществляется
на каждом занятии и в повседневной жизни.
Периодически, один раз в три месяца, воспитатель
проводит контрольные подгрупповые или
индивидуальные занятия, цель которых
-- уточнение представлений детей и динамики
их развития. Второй блок направлен на
коррекцию и уточнение представлений,
приобретенных детьми при стихийном получении
информации (собственные наблюдения ребенка
за взаимоотношениями людей, их деятельностью,
событиями и др.). Педагоги и психологи
перенесли акцент на изучение характера
взаимоотношений взрослых и детей. Исследования
ведутся на материале семьи, т.е. изучается
взрослый первого уровня приближенности.
Прежде всего, практика получила ответ
на вопрос о доступных детям знаниях, о
деятельности, правда в основном трудовой,
взрослых. Проверены и получили экспериментальное
подтверждение методы, методические приемы,
подходы к построению педагогического
процесса, направленные на формирование
у дошкольников представлений о взрослых
и отношения к ним.
5. Комплексно-тематический
план по социально-нравственному воспитанию
Тема: «Мой дом-Россия»
Группа(возраст) Старшая группа
Тема: «Мой любимый
город».
Экскурсия по городу
по фотографиям и иллюстрациям.
Игра «Магазин сувениров»
(продажа местных сувениров)
Прослушивание песен
о Старице.
Экскурсия по городу.
Рассматривание фотографий с изображением
знаменитых мест в городе.
Изготовление альбома «Природа моего
края».
Сюжетно- ролевая игра «Почта» (название
адреса дома и детского сада).
Тема: «Я и моё имя».
Беседа. «Полное и
неполное имя» (игра).
Изготовление именных карточек.
Рисование «Мой лучший друг».
Развлечение «Друг в беде не бросит».
Тема:
«Я живу в Россия».
Рассматривание репродукции
картин о родной природе.
Чтение стихотворения
М.Матусовского «С чего начинается Родина».
Объяснение значения
пословиц о Родине.
Рассматривание иллюстраций с изображением
природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему: «Моя Родина».
Пение русских народных песен, частушек,
колядок.
Народные игры.
Тема:
«Моя семья».
Чтение стихотворения Я.Акима
«Моя Родина». Чтение заранее подготовленными
детьми стихов о сестренке, братишке и
т.д. Рассказы детей о членах семьи на основе
личного опыта. Обсуждение отрывка из
рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».
Рисование на тему: «Моя семья».
Беседа на тему: «Где мы
отдыхали летом» (рассматривание
фотографий).
Обсуждение ситуации из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Тема:
«Мой любимый детский сад».
Беседа о важности труда
всех людей, работающих в детском саду.
Пение песен и стихов
о детском саде.
Экскурсия по детскому саду и знакомство
с трудом сотрудников.
Выставка детских рисунков на тему «Мой
любимый детский сад».
Тема:
«Москва – Главный город нашей Родины».
Сюжетно-ролевая игра «Пароход
по Москве-реке».
Экскурсия по Красной
площади (по иллюстрации)
Оформление стенда «Москва- столица нашей
Родины».
Конструирование Московского Кремля.
Чтение стихов о Москве. Рассказы детей
из личного опыта («Кто побывал в Москве»).
Тема:
«Российский флаг».
Рассказ о Российском флаге.
Раскрашивание нарисованного
флага.
Игровое упражнение:
«Найди флаг своей страны».
Аппликация «Флаги над страной».
Оформление стенда «Символы нашей страны».
Тема:
«Наши космонавты».
Рассказ воспитателя
о космонавтах
Беседа о том, что
в космосе летаю люди разных национальностей.
Они дружны, поэтому у них все получается.
Изготовление атрибутов для сюжетно-
ролевой игры «Космонавты».
Игра «Космонавты».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля.
Тема:
«Это День Победы».
Встреча с фронтовиком.
Беседа о войне с просмотром фрагментов
диафильмов.
Слушание и пение
фронтовых песен.
Игры (соревновательного
характера).
Экскурсия к памятникам.
Изготовление праздничных открыток.
Формирование стенда.
Список литературы:
Доман.Г.
Гармоничное развитие ребенка.- М.: издательский
центр «Аквариум», 1996
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления
дошкольников с социальной действительностью:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: издательский центр «Аркаим», 1998
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое
воспитание детей старшего дошкольного
возраста.-М.: АРКТИ,2005
Смирнов
С.А. Педагогика. Педагогические теории,
системы технологии DOC.- М.: Академия, 2000.
Интернет-ресурсы:
http://bulgarian.name/nayka-i-obrazovanie-bolgarii/naykaobrazovaniebolgarii/obrazovanie-i-nayka.ru