Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая деятельность как сфера духовного производства.
Основные категории дидактики.

Файлы: 1 файл

педагогика Халитова.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Евпаторийский институт социальных наук (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» в г.Евпатории

Кафедра методик начального и дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Педагогика»

 

студента: Халитовой Эльзары Исламовны, 11-ЕЗД группы, 1 курс

 

 

Вариант № 1

 

 

 

                                                      Выполнил:   ___________________             

(дата сдачи работы)

                                                                       Подпись студента______________

                                                                       Проверил____________________

(дата проверки работы)

                                                                       Преподаватель  _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евпатория, 2014-2015 уч. г.

 

Содержание

Вариант №1

  1. Педагогическая деятельность как сфера духовного производства.
  2. Основные категории дидактики.

 

 

1.Педагогическая  деятельность как сфера духовного производства

Изучение понятия «духа» начал еще Платон, а понятие «духовного производства» было введено в социально-философскую теорию и широко использовано в анализе диалектики общественного развития К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее ценны в этом отношении работы «Немецкая идеология», «Капитал», «Экономические рукописи 1857-1859 годов» и некоторые другие [3].

«Духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

    • идеи, теории, образы, духовные ценности;
    • духовные общественные связи индивидов;
    • духовность человека» [2].

Именно на это и направлена педагогическая деятельность.

«Учителю, − подчёркивал Я.А. Коменский, − вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [5, с. 192]. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. Следовательно, главная задача заключается в формировании душ подрастающего поколения, т.е. в духовном производстве.

Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей [8].

Очевидно, что педагогическая деятельность является одним из видов человеческой деятельности, поэтому в ее характеристике необходимо исходить из более общего (философского) понятия деятельности. Философия определяет категорию «деятельность», как «специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [3, с.160] и, стало быть, преобразование, развитие самого человека.

По предмету деятельности и ее результату различают виды деятельности. Так, деятельность, направленную на создание, получение материального продукта принято называть практической; и деятельность, направленную на изменение в сфере сознания, принято называть духовной. Это относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные формы деятельности [3, с.160].

Обратимся теперь к самой трактовке понятия «педагогическая деятельность». Анализ содержания любого вида деятельности указывает на наличие психологического ее фундамента, т.к основными характеристиками деятельности принято считать предметность - то, с чем она непосредственно имеет дело (какой-либо материальный или идеальный объект), и субъективность, поскольку она выполняется конкретным человеком. (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [8].

 А.И. Щербаков характеризует работу учителя как «искусство, требующее от него глубоких знаний, высокой культуры, педагогических способностей и прежде всего понимания психологической структуры и содержания педагогической  деятельности, основных ее функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания учащейся молодежи» [6, с.52].

А.И. Щербаков выделяет 8 функций педагогической деятельности, располагая их в порядке значимости следующим образом: информационную, мобилизационную, развивающую, ориентационную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую. Причем, четыре последние, по мнению автора, «не являются специфически педагогическими, т.к они имеют место во всех видах современного квалифицированного труда» [6, с.52]. Эти функции педагогической деятельности  перекликаются с функциями духовного производства [2]:

  • духовная деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной) – достичь этого возможно только при непосредственном участии учителя;
  • производство новых идей (прикладных и фундаментальных) – создание и развитие научного знания;
  • распространение полученного знания – образовательная функция, которую реализует учитель  по отношению к ученику;
  • производство общественного мнения. На данном этапе большую роль играет идеология, то есть каждый, кто узнал о том или ином знании, новой идее, высказывает мнение и интерпретирует ее по-своему. Так получается из-за того, что у людей разные взгляды на то или иное событие; при этом именно школа и педагоги формируют личность ребёнка – полноценного гражданина общества, в котором он живет, нормы морали, культуры и поведения которого воспринимает как должные;
  • формирование духовных потребностей у общества к данным духовным ценностям, творчеству.

Подтверждением того, что педагогическая деятельность является сферой духовного производства, являются слова В.А. Сластенина, который считает, что «деятельность учителя-воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач различных классов и уровней. Однако при всем богатстве и разнообразии педагогические задачи являются задачами социального управления» [7, с.38].

По мнению Крапивенского С.Э., осуществление духовной деятельности и формирование отраслей духовного производства необходимо человеку и обществу в целом для удовлетворения своих духовных потребностей (создание и освоение духовных ценностей).

«Генеральная цель духовного производства − воспроизводство общественного сознания в его целостности» [2]. Следует отметить, что и учитель занимается этим же.

Можно обратиться к историческим формам духовного производства людей − религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии, отражающих последовательное становление духовной личности в человеке.

В Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству [2].

В 60-70-х гг. так называемый деятельностный подход «нашел свое отражение в работах Ю. К. Плегникова, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, а позже − К. X. Момджяна и других [2]. Они, проанализировав общественное производство как способ общественной деятельности, рассмотрели его как форму производства самого человека и выяснили, что составными частями общественного производства и воспроизводства являются материальное и духовное. На определенном этапе развития общества познание обособляется в духовное производство.

Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой − подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Н.В. Кузьмина дает такую характеристику педагогической деятельности: «ее объект − личность другого человека; ее цель − развитие и воспитание этой личности в определенном направлении; ее содержание − приобщение личности к опыту человечества; ее средства − организация соответствующей деятельности объекта воспитания; ее специфика в том, что ее объект одновременно является субъектом педагогической деятельности» [8, с.176].

Здесь следует отметить, что идеи людей или групп людей, специально занимающийся духовным производством (в нашем случае педагогической деятельностью), то есть тем, чего можно достичь лишь через сознание, творчество, мысли, признанные лучшими путем оценки их обществом, становятся достоянием духовной культуры социума. Человек будет являться и объектом (формируется как духовная личность, потребляющая духовные ценности), и субъектом духовного производства. Безусловно, ярким примером такого человека является учитель.

В.А. Кан-Калик определяет педагогическую деятельность как творческий процесс, в котором создается ситуация творческого взаимодействия с детьми и творческое формирование их личности: «для того, чтобы воспитывать ребенка, необходимо вызвать у него положительное отношение к тому качеству, которое мы хотим сформировать. А отношение всегда формируется в деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения с детьми... Именно через живое и непосредственное общение педагога с ребенком осуществляется самое главное в педагогической работе − воздействие личности на личность»        [4, с.242].

Ю.Н. Кулюткин профессию педагога относит к группе профессий типа «человек-человек», для которых характерно межличностное взаимодействие. Неотъемлемой характеристикой последней являются рефлексивные процессы. При этом «учитель стремится к тому, чтобы сформировать у ученика те «внутренние основания» (знания, убеждения, методы, действия), которые позволили бы ученику в дальнейшем самостоятельно управлять своей будущей деятельностью. Между тем важно ставить более крупную цель − развитие личности ученика, учитывая при этом сферы его личности и разные типы эффектов его продвижения» [4, с.251]. Педагогическая деятельность выступает в этой теории как рефлексивное управление учителем деятельностью ученика с целью развития личности последнего.

Как пишет Б.Т. Лихачев: педагогическая деятельность − особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества [1, с.168].

Педагогическая деятельность организует объективный процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Деятельность учителя − всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью − деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

В связи с выше сказанным, можно сказать, что в педагогической науке выделяют 2 подхода к определению понятия педагогическая деятельность.

Для первого характерно признание ведущей роли педагога, который является реализатором конкретной учебно-воспитательной, общеобразовательной программы, который выполняет свои функциональные обязанности и должен соответствовать требованиям профессии. Ученик при таком подходе есть объект инициативного влияния и воздействия учителя.

При втором подходе учитель является посредником между ученикам и окружающим миром, он − равноправный партнер диалогового взаимодействия с учеником. В этой связи К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, носителя и хранителя духовных ценностей, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми     [6, с.61].

Безусловно, духовным производством может заниматься каждый человек, также как и потреблять его продукты. Это то, что, в отличие от материального, может производить человек с помощью своих только внутренних сил. Однако результат производства является индивидуальным, он имеет признаки и характеристики той личности, которая его создала. И в  результате педагогической деятельности они проявляются наиболее ярко. Не зря говорят, что в ученике часто можно видеть его учителя.

Также продуктами духовного труда (подчеркнём: труда педагога в первую  очередь) являются и духовные блага (достижения науки, искусства, идеологии и другие важнейшие части духовной культуры общества), которые удовлетворяют духовные потребности людей.

 «Общественный характер духовного  труда, производящего идеальную форму общественного отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства, частью которого является педагогическая деятельность» [2].

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»