Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая деятельность как сфера духовного производства.
Основные категории дидактики.

Файлы: 1 файл

педагогика Халитова.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, педагогическая деятельность как сфера духовного производства является производством сознания в определенной общественной форме.

 

 

2.Основные  категории дидактики.

Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий» [3]. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Следовательно, дидактика − наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах [9, с.5].

Преподавание − упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение − процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение − упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение − это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью – обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности [3].

Образование − система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание − совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения − овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки − умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) − то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Цель − это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью [8]. 

Содержание (обучения, образования) − система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация − упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма − способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения прежде всего связана с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод − путь достижения (реализации) цели и задач обучения; способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта.

Средство − предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты (продукты обучения) − это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации наг меченной цели.

Современную дидактику характеризуют следующие особенности. Основу ее составляют объективные закономерности. Концепция дидактики основывается на системном подходе к процессу обучения, согласно которому чувственное восприятие, понимание и усвоение знаний, практическая проверка приобретенных знаний и умений органически соединены в познавательном процессе, учебной деятельности. Укрепилось понимание необходимости комплексного подхода к созданию дидактической системы. И ученые, и учителя согласились, что только та дидактическая система будет пригодной для всестороннего и гармоничного развития личности, которая опирается на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения, целях и мотивах познавательной деятельности [8].

В современной дидактической системе сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников. Современная дидактика стремится к разумному рационализму. Ее цель − выводить учеников на заданный уровень обучения с разумными затратами времени, сил, средств, без перегрузок и ухудшения здоровья школьников. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой, (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.

 

Список использованной литературы

  1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
  2. Калустьянц, Ж.С. Содержание категории «духовное производство» / Ж.С. Калустьянц // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – №4/21, − 2009: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazedu.kz/
  3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448с.
  4. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность:  теория и практика // Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Академия, 2004. – 224с.
  5. Педагогика: учеб. пособие  / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608с.
  6. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
  7. Свадковский, И.Ф. Введение в педагогику: курс лекций / И.Ф. Свадковский. – М.: Академия, 2005. – 156с.
  1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576с.

  1. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В.И. Смирнов. – М.: Логос, 2003. – 304с.
  1. Хуторской  А. В. Современная дидактика. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»