Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Понятие «стандарт» означает «норма», «образец», «мерило». Существуют нормативные государственные документы, которые регламентируют, отражают содержание образования.
1. Учебный план состоит из 3-х частей. К нему предъявляются требования стандарта. Он состоит из базисного плана как составной части государственного стандарта и утверждается Государственной Думой.

Содержание работы

1 Роль учебных документов об образовании в педагогическом процессе ________________________________________________3
2 Опорный конспект по теме урока______________________5
3 Учебная программа как нормативный документ ________10
3.1 Общие положения____________________________________11
3.2 Функции учебной программы и требования к ней, способы построения учебной программы___________________________________14
4 Критерии отбора содержания по Ю.К.Бабанскому______17
Литература ______________________________________20

Файлы: 1 файл

педагогика 3.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

2. Учебная программа - документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.

3. Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Традиционно в системе  образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и модифицированные программы.

Модифицированные  программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

Включение авторской  программы в образовательный  процесс школы предполагает проведение следующих процедур:

1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.

2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс школы должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности учащихся.

3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

 

3.2 Функции учебной программы и требования к ней, способы построения учебной программы

 

Любая учебная программа  вне зависимости от того, к какой  образовательной области и к  какой ступени общего образования  она относится, выполняет следующие  функции:

• нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

• целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

• определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

• процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

• оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции учебной программы  определяют следующие требования к  ней:

1. Учет основных положений  образовательной программы школы  (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных  программ в рамках образовательной  области, отражение законченного, целостного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность  расположения и взаимосвязь всех  элементов содержания курса; определение  методов, организационных форм  и средств обучения, что отражает  единство содержания образования  и процесса обучения в построении  программы.

5. Полнота раскрытия  целей и ценностей обучения  с включением в программу всех  необходимых и достаточных для  реализации поставленных целей  элементов содержания (знания о  природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой  деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления  элементов содержания образования.

Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения.

При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объема времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ, в частности в процессе освоения иностранного языка.

Принципы последовательности и концентризма при построении учебных  программ могут сочетаться при спиралевидном расположении материала. В этом случае учащиеся имеют возможность постепенно и непрерывно расширять знания по конкретной учебной проблеме, не допуская перерывов, как это иногда бывает при концентрическом способе построения учебных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Критерии отбора содержания по Ю.К.Бабанскому

 

 

Среди специальных принципов  формирования содержания школьного  образования выделяются принципы формирования содержания предметов науки, в числе  которых значатся:

- принцип соотнесения  учебного материала с уровнем  развития современной науки;

- принцип политехнизма;

- принцип единства  и противоположности логики науки  и учебного предмета.

Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены:

- принцип единства  идейного содержания и художественной  формы;

- принцип гармоничного культурного развития личности;

- принцип идейной общности  и взаимосвязи искусств;

- принцип учета возрастных  особенностей.

Принципы формирования содержания из областей труда и физического  развития, в состав которых включены:

- принцип общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность;

- принцип связи труда  с наукой;

- принцип соответствия  детского труда требованиям современных  профессий.

Легко заметить, что вся  представленная выше номенклатура принципов  полностью отражается в следующих  трех основных принципов, а именно:

- принцип соответствия  содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;

- принцип учета содержательной  и процессуальной сторон обучения  при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;

- принцип структурного  единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.

Указанные принципы являются главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования. В соответствии с перечисленными факторами и принципами формирования и конструирования содержания школьного образования в педагогической науке разработана следующая общедидактическая система критериев отбора (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

    1. Критерий целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельного мыслящего человека демократического общества, предусматривающий выделение типичных аспектных проблем тех областей знаний, которые изучаются в школе и методов наук, важных с общеобразовательной точки зрения и доступных учащимся.
    2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельно взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе. В учебные предметы следует включать важные в общеобразовательном отношении знания о знаниях - что такое определение, научный факт, теория, концепция, процесс и другой.
    3. Критерий соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям школьников данного возраста.
    4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.
    5. Критерий учета международного опыта построения содержания общего среднего образования.
    6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Таковы принципы, факторы  и общедидактические критерии формирования содержания общего школьного образования. Наряду с изложенными существуют еще детерминанты структуры, отражающие иерархические уровни учебных курсов, учебных дисциплин, а также уровень учебных занятий. Они относятся к компетенции частных методик. Кроме них существуют еще и факторы, определяющие структуру специального и политехнического образования, которые также не рассматриваются здесь. Но необходимо отметить, что на сегодняшний день четкого представления объекта и предмета политехнического образования в педагогической науке нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Педагогика: Учебное пособие  для студентов педагогических вузов  и педагогических колледжей /Под  ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 2006.

.Теоретические основы  содержания общего среднего образования  (под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера). М., 2003.

Анисимов О.С. Энциклопедия управленческих знаний: Методический словарь для управленцев. - М., 2002.

Куписевич. Основы общей дидактики. М., 2006.

Леднев В.С. Содержание образования. М., 2009.

Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Прометей, 2002.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е, М.,2004.

 

 




Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"