Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Процесс воспитания является процессом многофакторным: на него влияет семья, отдельные педагоги, вся школа в целом, все общество с его воспитательными институтами. Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в деятельности воспитателя - руководителя этого процесса, обусловленной не только объективными закономерностями. Его деятельность - это в основном искусство, свидетельствует о своеобразии личности педагога, его индивидуальность, характер и т.п..

Файлы: 1 файл

педагогига 4.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

Задание 1.

Процесс воспитания является процессом многофакторным: на него влияет семья, отдельные педагоги, вся школа в целом, все общество с его воспитательными институтами. Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в деятельности воспитателя - руководителя этого процесса, обусловленной не только объективными закономерностями. Его деятельность - это в основном искусство, свидетельствует о своеобразии личности педагога, его индивидуальность, характер и т.п..

Процесс воспитания является длительным, собственно, непрерывным процессом. Он длится всю жизнь. При этом изменяется лишь роль и соотношение различных воспитательных факторов. В школу ведущую роль в воспитании играет семья, в годы учебы - школа, училище, вуз. С началом трудовой деятельности - своя семья, трудовой коллектив, общественные, политические, религиозные организации. Школьное воспитание оставляет глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте характеризуется высокой пластичностью и восприимчивостью. Однако это не означает, что «яркий» воспитательное мероприятие способен изменить поведение ученика. Необходима система работы, определена определенной воспитательной целью.

Непрерывность воспитания заключается  еще и в том, что воспитательные воздействия учащиеся испытывают не только в момент реализации воспитательного  воздействия. Бывают и возможные  действия («что скажет учитель», «как отреагирует  коллектив»), а также педагогический следствие. С этой позиции и понимают обращено к родителям известное  высказывание А.С. Макаренко о том, что «воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

Личность ребенка любого уровня воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс  состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций. Воспитательный процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности. Огромное значение для становления личности имеют и природные задатки, способности и потребности ребенка. Аккумулируя общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, ребенок воспитывает характер, вырабатывает жизненную позицию, ставит перед собой цели для сознательного самосовершенствования. Все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса. Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы. Вместе с тем взрослые способствуют осознанию детьми социально ценных целей и перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные отношенческие ситуации, которые возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой. Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении. Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы. Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.

Задание 2.

Даже внешний анализ представлений об образовании,  воспитании и социализации позволяет прийти к заключению, что как понятия они весьма сходны: под образованием понимается процесс получения человеком профессиональных знаний, под воспитанием–  усвоение норм и способов поведения,  социализацией –  приобретение социального опыта.  Таким образом,  традиционная практика употребления этих понятий фиксирует единый предмет – процесс развития человека

и единый механизм,  базирующийся на известной триаде «знания−умения−навыки».  Кроме того,  сходство представлений о рассматриваемых понятиях можно обосновать и единым научным объектом различных областей гуманитарных знаний – Человеком разумным, понятием, безусловно, всеобъемлющим.  Это сходство подтверждается и междисциплинарным характером большинства исследований Homo sapiens,  в которых эти понятия являются ключевыми. Аргумен-том в пользу этого заключения служит,  например, тот факт, что современные исследователи обращаются к изучению социализации с позиций теории и практики воспитания,  по существу,  придавая этим понятиям многофункциональный характер. Сегодня понятия образование, воспитание,  социализация широко употребляются в педагогике,  социологии,  психологии и,  как результат,  в рамках этих наук сложился ряд теоретических подходов и концепций,  а в педагогической практике в течение длительного времени реализуются образовательные модели интеллектуального развития и социальной адаптации подрастающего поколения

.  Как правило,  основные идеи  каждой такой образовательной модели базируются

на определенной философской системе и воплощают мировоззренческие установки авторов.

Осмысляя различия данных понятий, поставим задачу выявления сущности качественного образования или,  иначе говоря, образования как такового. Очевидно, что качественное образование способствует процессу успешного вхождения молодого человека в социум.  Этот процесс,  называемый конструктивной социализацией,  при рассмотрении с точки зрения педагогического и социологического аспектов,  как нам представляется, поможет открыть новые стороны социальной адаптации молодежи в условиях общества риска и определить перспективу

социальных преобразований. Выбор понятия образование,  одного из трех обозначенных в названии статьи обоснован логикой рассуждений,  опирающейся на факт большей распространенности этого понятия в гуманитарных науках по сравнению с понятием воспитание и с более поздним по происхождению − социализация. Приоритетность определяется и тем, что понятие образование более универсально:  например, существуют масштабные международные проекты по формированию единого образовательного пространства,  такие как европейская программа ТЕМПУС. Очевидно и то, что сложившийся в современной мировой педагогике подход к феномену образование при пристальном к нему отношении пока остается односторонним,  и выявить смысл феномена как понятия,  отражающего наиболее существенные свойства самости образования,  возможно только осмыслив его с позиций философской теории и методологии.

Задание 3.

Характеристика

Дмитрий  обучается в данной школе с 2001 года. За время учебы показал слабые способности по многим дисциплинам школьной программы, в силу того, что у подростка совершенно отсутствует желание учиться, хотя умственные способности хорошие. Дмитрий не готовит домашние задания, на уроках работает только тогда, когда необходимо срочно исправлять неудовлетворительные оценки и то при неоднократном напоминании учителя. Убедить подростка в необходимости систематической работы  практически невозможно, так как на все замечания учителя он реагирует крайне агрессивно. Постоянно сквернословит в адрес одноклассников и учителей, нередко используя нецензурную брань.

Школьные принадлежности  не носит, объясняя это забывчивостью. Дневник  на выставление оценок и проверки классному руководителю не по характеру подросток несдержанный, грубый, агрессивный.В классе является отрицательным лидером, оказывает нежелательное влияние на более слабых по характеру ребят.

Курит, употребляет спиртные напитки, прогуливает учебные занятия.

Воспитывается подросток в полной семье. Неоднократно семья посещалась на дому, где имеется все необходимое  для успешного обучения и воспитания, однако все усилия положительных результатов не дает.

Задание 4.

Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.

Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением  и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий  для саморазвития ребенка.

Семантический и педагогический смысл  понятия «поддержка» заключается  в том, что поддерживать можно  лишь то, помогать тому, что уже имеется  в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка  проистекает из реальных нужд, которые  ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и  поддержка другого человека (других людей).

Основные концептуальные положения  о педагогической поддержке в  России были разработаны О.С.Газманом.

Он определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной  деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, "выращивание" субъектной позиции ребенка.

Задачами педагогической поддержки являются:

выявления и собственного понимания  педагогом проблемы ребенка, осознания  всей ситуации его саморазвития;

помощи ребенку в осознании  им данной ситуации и коррекции собственного понимания;

совместной с ребенком рефлексии  его проблемы, побуждение его к  осознанию себя как суверенного  субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия;

создания условий для осознания  ребенком перспективы собственного саморазвития.

Обеспечение педагогической поддержки  учащегося, как полагает Т.В.Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

- согласие ребенка на помощь  и поддержку;

- опора на наличные силы и  потенциальные возможности личности  учащегося;

- вера в эти возможности;

- ориентация на способность  ребенка самостоятельно преодолевать  препятствия;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- конфиденциальность;

- доброжелательность и безоценочность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа "не навреди";

- рефлексивно-аналитический подход  к процессу и результату.

Этапы деятельности в целях помощи детям в решении проблем.

Целью диагностического этапа является осознание ребенком сути проблемы, проявление ценностных противоречий и собственных смыслов. Важно помочь ребенку сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение проблемы.

Задача педагогов  на данном этапе: помочь школьнику сформулировать саму проблему, то есть поговорить. Самостоятельное вербальное оформление проблемы школьником обеспечивает более успешное ее разрешение.

Этапы педагогической поддержки.

I этап (диагностический) - фиксация  факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно  с ребенком поиска причин возникновения  проблемы (трудности), взгляд на ситуацию  со стороны (прием "глазами  ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование  действий педагога и ребенка  (разделение функций и ответственности  по решению проблемы), налаживание  договорных отношений и заключение  договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное  с ребенком обсуждение успехов  и неудач предыдущих этапов  деятельности, констатация факта  разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Нормы поддержки, которые  должны быть заложены в профессиональной позиции учителя и воспитателя.

1.      Любовь к ребенку  и безусловное принятие его  как личности, душевная теплота,  отзывчивость, умение видеть и  слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение  прощать.

2.      Приверженность  диалоговым формам общения с  детьми, умение с ними говорить  по товарищески.

3.      Уважение достоинства  и доверие, вера в миссию  каждого ребенка, понимание его  интересов, ожиданий и устремлений.

4.      Ожидание успеха  в решении проблемы

Задание 5

Дидактика (от греч. “didaktikos” – поучающий и “didasko” - изучающий) – часть

педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования

задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная

наука интенсивно исследует также  проблемы: когда, где, кого и зачем  учить.

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого

способного человека мало чего стоит  без хорошего образования. Но, чтобы

обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно

осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая и непреходящая

задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных

знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать

материалистическое мировоззрение  и нравственно-эстетическую культуру. Говоря

иначе, нужно так организовать учебный  процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели

изучаемым материалом, т.е. содержанием  образования. Все это требует  глубокого

осмысления учителями теоретических  основ обучения и выработки соответствующих

методических умений.

Но что же такое обучение как  педагогический процесс? В чем состоит  его сущность?

Когда раскрывают эти вопросы, то прежде всего отмечают, что этот процесс

характеризуется двусторонностью. С  одной стороны, в нем выступает

обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит  этим

процессом, а с другой – обучающиеся, для которых данный процесс принимает

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"