Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Процесс воспитания является процессом многофакторным: на него влияет семья, отдельные педагоги, вся школа в целом, все общество с его воспитательными институтами. Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в деятельности воспитателя - руководителя этого процесса, обусловленной не только объективными закономерностями. Его деятельность - это в основном искусство, свидетельствует о своеобразии личности педагога, его индивидуальность, характер и т.п..

Файлы: 1 файл

педагогига 4.docx

— 33.03 Кб (Скачать файл)

характер учения, овладения изучаемым  материалом. Вполне понятно, что

протекание этого процесса немыслимо  без активного взаимодействия между

обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения некоторые  ученые

считают определяющей для раскрытия  его сущности.

Можно ли, однако, это определение  считать достаточно исчерпывающим и ясным?

Думается что нельзя. Дело в том, что хотя в процессе обучения действительно

имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, но основу и  суть этого

взаимодействия составляют организация  учебно-позновательной деятельности

последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не

говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной

раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания  отдельным

учащимся, но, не возбудив интереса к  уроку, не вызывает у них стремления к

овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремление к овладению

знаниями у учащихся нет. В этом случае обучение, естественно не происходит.

Нельзя не учитывать и такую  деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает

непосредственные контакты между  педагогом и учащимися. В процессе же обучения

такие контакты не всегда имеют место. Так, важным компонентом обучения является

выполнение учащимися домашних заданий, однако вряд ли здесь можно  говорить о их

взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику

обучения составляет не столько  взаимодействие учителя  и учащихся, как таковое,

сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности

последних, в каких бы формах она  не протекала. В таком случае более правильным

будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс

организации и стимулирования активной учебно-позновательной деятельности

учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию

творческих способностей, мировоззрения  и нравственно-эстетических взглядов и

убеждений. Из этого определения  следует, что, если педагогу не удается

возбудить активность учащихся в овладении  знаниями, если в той или иной мере он

не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит. В этом случае

учащийся может лишь формально  отсиживаться на занятиях .

Другое определение дается в  учебнике Пидкасистого.  Обучение – это общение,

в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение

общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той  или другой

конкретной деятельностью, лежащей  в основе формирования личности.

Воздействия преподавателя стимулируют  активность обучаемого, достигая при  этом,

заранее поставленной цели, и управляют  этой активностью. Поэтому обучение можно

представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и

управление ею. Учитель создает  для активности обучающегося необходимые и

достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного

осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у

школьника знаний, навыков и умений, процесс его личностного развития происходит

только в результате его собственной  деятельности, которую схематично можно

представить так:

Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или  как его

еще называют – дидактический процесс – понятия не тождественные, не синонимы.

Осуществляясь на разных уровнях, процесс  обучения носит циклический характер,

и важнейшим, главным показателем  развития циклов учебного процесса являются

ближайшие дидактические цели педагогического  труда, которые группируются

вокруг двух основных целей:

-         образовательная – чтобы все учащиеся овладели основами

наук, приобрели определенную сумму  знаний, навыков и умений, развили  свои

духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и

профессиональных навыков;

-         воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика

высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим

мировоззрением, гуманистической  направленностью, творчески активной и социально

зрелой. Соотношение этих целей  в условиях современной школы  таково, что первая

соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования – вырастить

человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать

свой человеческий потенциал. Другими  двумя показателями развития циклов

учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как

целостной динамической (деятельностной) системы.


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"