Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:27, контрольная работа
Процесс воспитания является процессом многофакторным: на него влияет семья, отдельные педагоги, вся школа в целом, все общество с его воспитательными институтами. Установлено, что чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в деятельности воспитателя - руководителя этого процесса, обусловленной не только объективными закономерностями. Его деятельность - это в основном искусство, свидетельствует о своеобразии личности педагога, его индивидуальность, характер и т.п..
характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что
протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между
обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения некоторые ученые
считают определяющей для раскрытия его сущности.
Можно ли, однако, это определение считать достаточно исчерпывающим и ясным?
Думается что нельзя. Дело в том, что хотя в процессе обучения действительно
имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, но основу и суть этого
взаимодействия составляют организация учебно-позновательной деятельности
последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не
говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной
раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным
учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к
овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремление к овладению
знаниями у учащихся нет. В этом случае обучение, естественно не происходит.
Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает
непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения
такие контакты не всегда имеют место. Так, важным компонентом обучения является
выполнение учащимися домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить о их
взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику
обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся, как таковое,
сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности
последних, в каких бы формах она не протекала. В таком случае более правильным
будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс
организации и стимулирования активной учебно-позновательной деятельности
учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию
творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и
убеждений. Из этого определения следует, что, если педагогу не удается
возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он
не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит. В этом случае
учащийся может лишь формально отсиживаться на занятиях .
Другое определение дается в учебнике Пидкасистого. Обучение – это общение,
в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение
общественно-исторического
конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом,
заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому обучение можно
представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и
управление ею. Учитель создает для активности обучающегося необходимые и
достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного
осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у
школьника знаний, навыков и умений,
процесс его личностного
только в результате его собственной деятельности, которую схематично можно
представить так:
Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения, или как его
еще называют – дидактический процесс – понятия не тождественные, не синонимы.
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический характер,
и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются
ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются
вокруг двух основных целей:
- образовательная – чтобы все учащиеся овладели основами
наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои
духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и
профессиональных навыков;
- воспитательная – чтобы воспитать каждого ученика
высоконравственной, гармонически развитой
личностью с научно-
мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально
зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая
соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования – вырастить
человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать
свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов
учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как
целостной динамической (деятельностной) системы.