Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:12, контрольная работа
1 Определение понятий «культура поведения», «этика». Культура поведения - действенное проявление уважения к окружающим.
Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированны
1 Определение понятий «культура поведения», «этика». Культура поведения - действенное проявление уважения к окружающим. 3
2 Культурно - гигиенические правила. Методы и приёмы формирования у детей культурно-гигиенических навыков и привычек. 7
3 Содержание понятия, «культура общения». Правила культуры общения. Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками. 10
4 Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей и возможностей детей. 13
5. Список литературы. 16
План:
1 Определение понятий
«культура поведения», «этика». Культура
поведения - действенное проявление уважения
к окружающим.
2 Культурно - гигиенические
правила. Методы и приёмы
3 Содержание понятия,
«культура общения». Правила культуры
общения. Методы и приёмы
4 Содержание понятия «культура
деятельности». Правила
5. Список литературы.
1 Определение
понятий «культура поведения», «этика».
Культура поведения - действенное
проявление уважения к
Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность устойчивых форм повседневного поведения в быту в общении, в различных видах деятельности.
Объектом изучения этики служат мораль и нравственность, т.е. это учение о том, как нужно вести себя в обществе друзей и близких.
Культура поведения не
сводится к формальному соблюдению
этикета. Она тесно связана с
нравственными чувствами и
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению к взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства и даже самоуверенность или, напротив, чувство неуверенности в своих силах.
Нравственные чувства отражают общественную мораль (в отличие от эгоистических чувств, отражающих лишь личные интересы). Правила, требования, мотивы поступков, базирующиеся на нравственных чувствах, в основном понятны дошкольнику, поскольку с первых лет жизни связи его с окружающим достаточно разнообразны. Поэтому с полным правом можно говорить об особой роли чувств в воспитании ребенка вообще и культуры поведения в частности.
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силен и значим в глазах ребенка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.
В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания все же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.
Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно старается определить, насколько типичен для ребенка тот или иной проступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т. п.), стремится вовремя заметить все то новое, чем овладел его воспитанник.
Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни малыша, особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребенка обстановке. Но этим контакты с семьей, конечно же, не должны ограничиваться. Необходимы плановые посещения семьи - примерно два раза в год. Они дают возможность направлять родителей на правильное решение конкретных вопросов воспитания своего ребенка.
Уже у младших дошкольников
в разнообразных играх и
В раннем возрасте закладываются основы доброжелательных отношений между детьми. Это умение играть, не мешая друг другу, проявлять сочувствие, делиться игрушками, согласовывать свои действия с действиями других детей. Даже самый маленький ребенок обычно положительно настроен по отношению к партнеру, и проявляет интерес не только к нему, но и к предмету, с которым тот действует. Но вначале (в возрасте 10 месяцев - 1 года 2 месяцев), не умея просить, и не зная, что такую же игрушку можно найти в манеже или на полочке, ребенок берет ее у соседа и с удовольствием проделывает только что увиденные действия.
Чтобы это пока безобидное проявление невоспитанности не превратилось в отрицательную привычку, нужно, чтобы дети умели соблюдать правила поведения в группе. Ребенка постепенно приучают делать не только то, что можно, что нравится, но и то, что нужно, хотя и не хочется, воздерживаться от того, что хочется, но нельзя, спокойно подождать, пока взрослые пригласят за стол, подвинуться на диванчике, чтобы дать возможность сесть другому. Нужно, чтобы дети знали, что плохо (мешать, сорить, кричать, ломать), а что хорошо (убирать на место игрушки, помогать друг другу и т.п.).
Для формирования доброжелательных
отношений детей друг к другу
большое значение имеет правильная
организация обстановки, в которой
играют дети, подбор игрушек. Если малышей
до 1 года 1 месяца - 1 года 2 месяцев держат
в манеже и в комнате, где находятся
дети второго и третьего года жизни,
не соблюдается порядок в
Одна из задач воспитания
детей первой младшей группы —
формирование у них предпосылок
нравственного поведения и
Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо решающим методом воспитания малышей служит и непосредственное общение с ними воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослым. От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.
Создание предпосылок
культурного поведения
2 Культурно - гигиенические
правила. Методы и приёмы
В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом. Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата. Недооценка педагогом перечисленных условий может привести не только к потере детьми уже начавших закрепляться полезных привычек, но и к возникновению у них чувства неудовлетворенности. Следует помнить также, что у ребенка очень рано, уже на первом - втором году жизни, в силу особенностей его нервной деятельности, при неправильном воспитании могут возникнуть и закрепиться вредные привычки (сосание пальцев, отказ умываться, пользоваться горшком, засыпать только при укачивании, брать пищу руками из тарелки, крошить хлеб, кричать и падать на пол, требуя желаемого, и др.).
Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков — опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Чтобы дети могли освоить культурно-гигиенические навыки необходимо, чтобы мебель и оборудование соответствовали физиологическим установленным нормам. В групповых и других помещениях должны быть созданы все условия для успешного воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения: наличие веников для очистки обуви перед входом в детский сад, щеток для чистки одежды в раздевальной комнате, зеркал и индивидуальных расчесок в верхних ячейках вешалок для полотенец, фартуков для дежурных по столовой и т.п.
Желание ребенка выполнять требуемое правило (есть аккуратно, мыть руки до появления пены и т. д.) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного или неприятного. Поэтому так важно, чтобы посуда, кусочки мыла, веники, совки, лопатки и другие вещи и инструменты были красивыми и удобными в пользовании. Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка - признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. А она, в свою очередь, важное условие эффективности воспитательного процесса.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни — стремление к самостоятельности.
Культуру еды часто
относят к гигиеническим