Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:05, контрольная работа
1. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.
2. В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных людей.
1.Введение.
2.Основная часть:
-К.Д. Ушинский- учитель русских учителей;
-первые детские сады в России, их особенности;
-вклад А.С. Симонович и Е.Н. Водовозовой в развитие дошкольного воспитания в России;
-научная и практическая деятельность Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеевой в области дошкольного воспитания.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Содержание
1.Введение.
2.Основная часть:
-К.Д. Ушинский- учитель русских учителей;
-первые детские сады в России, их особенности;
-вклад А.С. Симонович
и Е.Н. Водовозовой в развитие
дошкольного воспитания в
-научная и практическая деятельность Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеевой в области дошкольного воспитания.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Основная часть
1.К. Д Ушинский- учитель русских учителей(1824-1871)
Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород- Северска. Общее образование он получил в Новгород- северской гимназии.
В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров ( Т.Н. Грановского и др.). в студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.
По окончанию университета 22-летний Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших большое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученных за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.
Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго, начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и в скорее он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течении многих лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. « сделать как можно больше пользы моему отечеству- вот единственна цель моей жизни; к ней-то я должен направлять все свои способности»,- говорил молодой Ушинский.
Общественно- педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания КД. Ушинского. Работая в 1854-1859гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.
С 1859-1862г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы: объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц, ввел преподавание учебных предметов на русском языке, открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц, пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызывала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок «мужичек». В 1862г. Он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.
Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь. Но, не смотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в1864г. Замечательную учебную книгу «Родное слово» (Годы !,») и « Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей.( « Родное слово» до октября 1917г.имело 146 изданий) В 1867г. Ушинский написал главное свое произведение- « Человек как предмет воспитания», явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.
Тяжелая болезнь, напряженная общественно- педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.
К.Д.Ушинский скончался 22 декабря 1870г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря В Киеве.
2.Первые детские сады в России, их особенности
В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных людей.
Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863г. Женой профессора Петербурского университета С.А. Люгебиль, третий- в Гельсингфорсе в 1863г., четвертый- в Петербурге в 1866г. Редактором журнала « Детский сад» А.С. Симонович. С 1866 по 1870г.было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.
Организация и направление воспитательной работы в первых детских садах в России были различными. В отдельных детских садах применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами, окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитательницы искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелевских детских садов, опираясь на высказывания К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого и других русских педагогов.
В детском саду
С.А.Люгебиль, существовавшем в Петербурге
с 1863 по 1869г., стремили проводить игры
и занятия без строгой
Любовь к детям, близость к ним, активность С.А. Люгебиль в детских играх, занятиях и ручных работах, умение рассказывать сказки и рассказы, живо проводить беседы, стремление руководительницы каждую игру и занятие подготовить заблаговременно снискали ей расположение и детей, и родителей. В одной из статей в журнале « Современник» было написано: « Дети так привыкают к детскому саду, что потом домой нередко приходится уводить их силою и со слезами; это, думаем мы, служит самой лучшей рекомендацией детского сада».
Творческие искания новых путей воспитательно- образовательной работы проводились также и в детсктм саду А.С. Симонович, существовавшем в Петербурге с 1866 по 1869г. В периодической печати того времени он отмечался как « лучший и разумнейший».
Некоторые детские сады были тесно связанны с элементарной школой, в них проводилось обучение детей старшего дошкольного возраста, кА, например, в детском саду и элементарной школе, открытых в 1872г. В г. Туле Е.П. Смидович. Платный детский сад и элементарная школа, Е.П.Смидович имели общее хорошее помещение, необходимое оборудование, учебные пособия, гимнастические снаряды, просторный двор для детских игр и садово- огородных работ. Воспитательницы этого детского сада вели работу по заранее намеченному плану, отступая от него в случае необходимости; они предоставляли также детям все возможности проявить инициативу и самодеятельность. Ежедневно отводилось время и для свободных игр и занятий детей. Использовались некоторые ручные занятия по Фребелю (складывание из бумаги, вырезание, рисование, лепка, постройка из материалов и др.), но они не были строго регламентированы. Употреблялось много строительного материала из дерева: бруски, доски, кубики разных размеров, чтобы дети, осуществляя свои замыслы, могли выполнять разнообразные постройки, проводить коллективные строительные игры и занятия.
Ручные работы в этом детском саду обычно сопровождались рассказами и беседами о материале, о форме вещей и т.д.; старшие дети решали простые арифметические задачи, задавали друг другу загадки. Иногда во время этих занятий пели песни. Старших детей систематически обучали рассказыванию, темами были русская природа, жизнь русского народа.
В качестве уступки родителям, которые скорее хотели видеть детей грамотными, в детском саду для шестилеток было введено обучение грамоте, письму и счету в систематическом порядке.
Весной и летом в детском саду занятия сильно изменялись: многие из так называемых « сидячих занятий» проводились на открытом воздухе в саду. Весной и летом дети вели наблюдения за разными насекомыми, следили, на каких деревьях они любили жить, собирали гусениц и наблюдали за их превращением, кормили их. Осенью собирали семена и сохраняли их до будущей весны. С первых дней учения дети легко входили в общую жизнь класса. У них не было тех проявлений индивидуализма, какими очень часто отличались дети, пришедшие в школу из семьи.
Заслуживает внимания и практика платного детского сада и элементарной школы В. Воловьевой в Москве. В этом детском саду стремили обучение на занятиях поставить так, чтобы возбуждать у детей внимание и интерес к делу, самостоятельность мысли и действия. На занятиях ручным трудом воспитательницы индивидуально подходили к каждому : « всякому назначается работа, соответственная сила и умению». Чтобы обеспечить естественный переход детей от игр и занятий детского сада к систематическим занятиям в школе, была введена попытка включения некоторых игр и занятий детского сада в 1 класс школы (рисование, лепка, пение, детские игры). Во всех классах элементарной школы занятия ежедневно оканчивались, как и в детском саду, подвижными играми. Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам ( например, детский сад в Иркутске, открытый в 1869г.).
В 1866г. Был открыт первый бесплатный детский сад для детей « низших» слоев населения. Это было благотворительное учреждение при « Обществе дешевых квартир» для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы( рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.), старшие дети один час в день занимались чтением и письмом и один час – беседами с педагогом. Просуществовав несколько лет, детский сад закрыли из-за отсутствия средств.
Царское правительство не поддержало инициативу частных лиц, открывавших детские сады в 80-х годах.; в обстановке наступившей реакции интерес к детским садам снизился. В это время большее распространение имели детские приюты.
3.Вклад А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой в развитие дошкольного воспитания в России.
Основы теории дошкольного воспитания в России были заложены крупнейшими русскими педагогами 60-х годов 19 века. Содержание и методы работы детских садов подробно разрабатывались видными деятелями дошкольного воспитания, принадлежащими к прогрессивному демократическому направлению,- А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова и др. своей творческой педагогической деятельностью, они содействовали процессу выделения дошкольной педагогики из общей педагогики и оформлению ее в самостоятельную педагогическую науку.
Аделаида Семеновна Симонович (1840-1933) была участницей общественно-педагогического движения 60-х годов 19в., видным деятелем дошкольного воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактировала журнал « Детский сад» и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866г. А. С.Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем врачом Я. М. Симоновичем(1840-1883), который был соредактором журнала « Детский сад» и автором ряда статей по дошкольному воспитанию.
В детском саду А. С. Симонович все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадка для игр и занятий детей на воздухе. Следуя идеи народности воспитания К.Д Ушинского, Симоновичи стремились приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались русскими народными песнями.
В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методики Фребеля. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т.д. она заметила также, что у детей 3-4 лет еще нет устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А.С. Симонович пришла к выводу , что в детском саду надо иметь достаточный запас материалов для детский деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к устойчивости и взаимопомощи.