Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:05, контрольная работа
1. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры.
2. В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных людей.
1.Введение.
2.Основная часть:
-К.Д. Ушинский- учитель русских учителей;
-первые детские сады в России, их особенности;
-вклад А.С. Симонович и Е.Н. Водовозовой в развитие дошкольного воспитания в России;
-научная и практическая деятельность Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеевой в области дошкольного воспитания.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале « Детский сад» не было напечатано ни одной статьи на религиозные темы. Из-за недостатка средств в 1869г. Детский сад был закрыт, а издание журнала « Детский сад» передано в другие руки. Педагогическая деятельность Симонович продолжалась более сорока лет, за это время Аделаида Семеновна рассмотрела детский сад как подготовительную ступень к школьному обучению. Она выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного класса для детей от 6 до 7 лет. Определила цель и назначение детского сада, стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отметила, что взаимоотношения воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923), ученица и последовательница К.Д. Ушинского, внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Е.И.Водовозова помогала мужу в организации в Петербурге воскресной школы, давала частные уроки, участвовала в заседаниях С.-Петербурского педагогического собрания. Вышедшая в 1871 г книга « Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», в которой анализировалось система Фребеля, а позже освещалась и критиковалась система Монтессори, издавалась 7 раз и последнее издание было в 1913году.Именно она первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего. В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста положила идею народности воспитания. Большое значение придавала физическому воспитанию детей и трудовому воспитанию как одной из сторон нравственного и т. д.
4.Научная и практическая деятельность Л.К. Шлегер и Е.И.Тихеевой в области дошкольного воспитания.
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.
Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.
Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.
В 1908 г. Е. И. Тихеева стала
членом Петербургского общества содействия
дошкольному воспитанию. В 1913 г. она
выступила на Всероссийском съезде
по семейному воспитанию с докладом
“Роль государства, семьи и общества в
деле дошкольного воспитания”. Начиная
с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем
школьной комиссии общества, которая разрабатывала
вопросы дидактики, методики начального
обучения. С этого же времени она руководила
детским садом, открытым этим обществом,
организуя опытно-экспериментальную работу
по созданию методики воспитания детей
дошкольного возраста.
В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии,
где ознакомилась с работой “домов ребенка
Монтессори. Отметив некоторые положительные
моменты в сфере сенсорного воспитания
детей в этих домах, она пришла к общему
заключению о принципиально неправильном
направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно
выступала против мелкобуржуазной теории
“свободного воспитания и “новой свободной
школы”. В этой школе, писала она, отсутствует
целенаправленное воспитание детей и
необходимый порядок, господствует стихийность
мер педагогического воздействия, “потворство
слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.
В годы первой мировой
воины Е. И. Тихеева проводила
большую консультационную и методическую
работу по детским очагам, яслям, детским
садам Петрограда, публиковала статьи,
в которых выступала против превращения
детских очагов в питомники по
призрению детей, настаивала на организации
в них воспитательно-образовательной
работы, основанной на прогрессивных педагогических
принципах. Она активно участвовала во
Всероссийском съезде по призрению детей
(1914), доказывала, что не может быть призрения
детей без общественного воспитания.
В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент
Петроградского общества содействия дошкольному
воспитанию обратилась с докладной запиской
в министерство народного просвещения
Временного правительства, в которой ставила
вопрос о включении детских садов в систему
школьного образования, но не добилась
положительного ответа.
Луиза Карловна Шлегер (1863—1942) была известным деятелем
дошкольного воспитания в дореволюционные
годы и в первые годы Советской власти.
После окончания Саратовской женской
гимназии с педагогическим классом она
с 1882 по 1884 г. учительствовала в городской
начальной школе Тамбова. Затем училась
на Московских высших женских курсах,
после чего работала в детских приютах
Московского общества попечения о бедных
и больных детях. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила
народным детским садом, открытым в Москве
педагогическим обществом “Сетлемент”
(позднее общество “Детский труд и отдых”),
возглавляемым С. Т. Шацким. Воспитательницы
этого детского сада с большим энтузиазмом
и совершенно бесплатно не только вели
педагогическую работу, но и сами обслуживали
детей, убирали помещение детского сада
и т. д. С 1919 г. этот детский сад вошел в
систему учреждений первой опытной станции
по народному образованию Наркомпроса
РСФСР.
Л. К. Шлегер была активным членом общества.
Как и другие его члены, она резко протестовала
против установок официальной педагогики.
Деятельность общества была направлена
на то, чтобы облегчить тяжелую участь
детей трудящихся. Слова Шацкого “возвратите
детям их детство были его девизом. Члены
общества стремились провести в жизнь
идею “защиты детства”, организовать
“новое воспитание детей, без принуждения
и наказаний, царивших в казенной школе.
Увлеченные этой утопической идеей, они
пытались на практике создать своеобразные
оазисы — воспитательно-образовательные
учреждения, стоящие вне существующей
системы школьного образования. Члены
общества понимали, что тяжелое положение
детей трудящихся обусловлено государственным
строем царской России, однако считали,
что улучшить жизнь народа, в том числе
“защитить детство”, можно путем просвещения
и правильного воспитания.
В конце 1907 г. общество “Сетлемент” было
закрыто правительством “за попытку проведения
социализма среди маленьких детей”, хотя
члены общества не были связаны с революционными
рабочими Москвы.
После закрытия “Сетлемента” эта же группа
педагогов возобновила свою деятельность
во вновь созданном ими в 1909 г. обществе
“Детский труд и отдых”. Они уже значительно
меньше занимались социальными проблемами,
а главным образом углубленно разрабатывали
методические вопросы, усиленно изучали
литературу и опыт зарубежной педагогики.
Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу
по теории и практике дошкольных учреждений
за рубежом, но была против механического
перенесения заграничных образцов в русскую
педагогику. Вначале в руководимом ею
детском саду были введены занятия с фребелевским
материалом, но после тщательного анализа
они были сняты за формализм, исключающий,
детскую активность и творчество. Отвергнут
был и материал Монтессори как не связанный
с жизнью и интересами детей.
Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути
воспитания, исходя из условий жизни в
России и национальных особенностей русских
людей. Вместе со своими сотрудниками
она подбирала новый дидактический материал
— “жизненный материал (глина, песок,
дерево и др.), который давал бы детям возможность
проявить творческую активность и самодеятельность.
От программных, строго регламентированных
занятий по Фребелю воспитательницы под
руководством Шлегер перешли к построению
воспитательной работы на основе эмпирического
изучения детей, их интересов и предоставления
им полной свободы в играх и занятиях.
Взяв, за принцип “присматриваться к детям,
куда они поведут”, т. е. ориентируясь
на их спонтанное, стихийное развитие,
Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма.
Однако практика воспитательной работы
в народном детском саду в дальнейшем
не совпадала с теоретической позицией
педоцентризма, что отражено в отчетах
детского сада за период с 1909 по 1917 г. Так,
например, воспитательницы были принуждены
все же устанавливать какие-то элементы
организованного воздействия на детей,
создавать известную преемственность
в работе, своеобразно, хотя бы косвенными
путями, руководить жизнью детей. Наряду
со свободными занятиями, построенными
на основе изучения и учета детских интересов
и текущих переживаний, стали вводиться
так называемые “предложенные занятия
по плану воспитательницы и даже “обязательные
занятия для всех детей (дежурства и т.
д.). Эти занятия обеспечивали некоторую
устойчивость и последовательность в
воспитательной работе детского сада.
Воспитательницы непреднамеренно вступали
на путь преодоления педоцентризма, все
более и более уделяя внимание вопросам
планирования и продуманной организации
воспитательной работы. Там, где практика
выводила их на самостоятельный, оригинальный
путь исканий, на путь отказа от педоцентризма,
воспитательницы народного детского сада
сделали ценный вклад в методику работы
с детьми дошкольного возраста, хотя ни
Шлегер, ни ее сотрудницы и в этот период
еще не смогли встать на правильный путь.
Чтобы обеспечить семилетним детям народного
детского сада естественный и незаметный
переход в начальную школу, а также чтобы
расширить опыт отыскивания “новых путей
воспитания и образования детей школьного
возраста, при обществе “Сетлемент” в
1907 г. была открыта экспериментально-опытная
школа для мальчиков и девочек.
На основе анализа и обобщения практики
народного детского сада Л. К. Шлегер было
составлено несколько выпусков пособия
для работников детских садов под названием
“Материалы для бесед с маленькими детьми”.
В пособиях указывалась литература для
воспитателей, игры и песни для детей,
названы экскурсии, которые могут проводиться
и в других детских садах; выпуски иллюстрировались
фотоснимками детских рисунков, поделок.
В этих пособиях нет текста самих бесед,
а имеются только вопросы к содержанию
по темам бесед (“лето”, “осень”, “зима”,
“весна”, “фрукты” и т. д.). Л. К. Шлегер
не ставила себе задачу отразить полностью
все содержание занятий детского сада,
а выделила лишь одни беседы с детьми и
связанные с ними ручные детские работы.
В “Материалах для бесед с маленькими
детьми были даны некоторые ценные методические
указания о том, как задавать детям наводящие
вопросы, как развивать их наблюдательность,
как проводить в тесной связи с беседами
коллективные и индивидуальные работы
(из бумаги, глины, дерева и др., являющиеся
своеобразным “языком детей”), как рассказывать
детям, приноравливаясь к их степени развития
и возрасту, и др. Это пособие получило
значительное распространение в России,
вызвало одобрительный отзыв зарубежных
педагогов, хотя в нем сказалось определенное
влияние идей педоцентризма.
Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер
явилась “Практическая работа в детском
саду, представляющая собой краткое руководство
для работников детских садов, очагов
и приютов по Наиболее важным разделам
воспитательной работы.
Центральное место в педагогическом процессе
детского сада Шлегер отводила игре. “Ребенку
нужно дать широкую возможность играть...
Игра — это естественная жизнь детей и
ни в коем случае не пустая забава. К детской
игре надо относиться с величайшим вниманием
и серьезностью... В игре раскрывается
весь духовный мир, весь запас жизненного
опыта”.
Очень важным в воспитательном отношении
является, считала она, ручной труд (особенно
работы по дереву). “... Он дает выход потребности
ребенка к деятельности, к деланию вещей,
к воплощению его мысли. Он развивает мускулы
рук, которые связаны с мозговыми центрами.
Разнообразием материала развиваются
внешние чувства — зрение, осязание, чувство
формы, пропорции, глазомер... Неважно,
что вещь, сделанная ребенком, не изящна,
не закончена, но важно настроение ребенка,
важна его работа мысли, работа его мускулов,
его фантазии и то чувство удовлетворения,
которое он испытывает, сделав ее”. Ручной
труд помогает воспитанию у детей выдержки,
воли, внутренней самодисциплины. Деловое
настроение группы, общее настроение,
общие интересы создаются в атмосфере
труда. Ручной творческий труд должен
быть связан с другими занятиями. В детском
возрасте нужно избегать механической
работы, и труд ценен постольку, поскольку
он требует напряжения. У детей нужно вырабатывать
навыки самообслуживания. Это способствует
воспитанию у них самостоятельности и
самодеятельности, замечала. Шлегер уделяла
большое внимание физическому воспитанию
детей. Рациональное питание детей в детском
саду (завтрак до начала занятий, горячее
блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения
и тела, движения детей — основные условия
для их нормального развития. Ритмические
движения под музыку, подвижные игры, ручной
труд, деятельность по самообслуживанию
являются важными средствами правильного
физического развития ребенка.
В книге “Практическая работа в детском
саду” были даны методические указания
по вопросам физического и эстетического
воспитания, по воспитанию у детей чувства
общественности через коллективный труд,
игры и занятия, по некоторым вопросам
умственного воспитания (методика сенсорного
воспитания, рассказывания, драматизации
и др.).
Особенно большое значение придавалось
воспитанию органов чувств. Основной путь
сенсорного воспитания детей Шлегер видела
в естественной повседневной воспитательной
работе с ними — в играх, ручных работах,
занятиях со строительным материалом
и т. д. В отдельных случаях для проверки
развития органов чувств она применяла
специальные упражнения.
В народном детском саду Шлегер был применен
крупный оригинальный строительный материал
для игр и занятий, введены куклы, использованию
которых в воспитательной работе детского
сада она придавала большое значение.
“Кукла — живое существо для ребенка;
играя с ней, он живет вместе с ней,— писала
Шлегер.— Игра в куклы дает богатый материал
для наблюдения и для бесед, для определения
всего миросозерцания ребенка. Дети переживают
с куклами свою ЖИЗНЬ”, жизнь окружающих.
Куклы делают все, что делает человек.
Ведение дома, работа отца, матери, своя
жизнь — все драматизируется полностью.
Эмоциональное средство, которым необходимо
воспользоваться”.
В своей книге Л. К. Шлегер рекомендовала,
чтобы воспитательница вела свою группу
начиная с младшей и до перехода детей
в школу; это обеспечивает, указывала она,
углубленное изучение индивидуальных
особенностей детей и индивидуальный
подход к ним на практике.
В книге Л. К. Шлегер нет ни слова о религиозном
воспитании детей. Этим она выгодно отличается
от других теоретических работ по дошкольному
воспитанию (Вентцеля, Тихеевой).
Книга “Практическая работа в детском
саду” получила большое распространение
среди дошкольных работников до революции.
Ею пользовались дошкольные работники
и в первые. годы Советской власти.
В практической деятельности Л. К. Шлегер
и ее сотрудников в народном детском саду
имелись значительные методические достижения.
Уважение к творческому проявлению личности
ребенка в играх и занятиях, индивидуальный
подход к каждому ребенку, изучение поведения
детей в разных ситуациях, внимательная
забота о здоровье детей, их умственном,
нравственном, эстетическом развитии,
поиски новых форм педагогического воздействия
на детей, развивающих их самодеятельность,
самостоятельность и взаимопомощь, постоянное
совершенствование методов и приемов
воспитательной работы с детьми являлись
характерными особенностями педагогического
творчества Л. К. Шлегер и ее сотрудников.
Однако, несмотря на то что практика работы
детского сада стояла на пути преодоления
педоцентризма и детский сад, руководимый
Л. К. Шлегер, являлся образном продуманной,
хорошо организованной воспитательной
работы, в своих теоретических высказываниях
Шлегер продолжала стоять на позициях
защиты “свободного самовыявления ребенка”,
“отрицания задач воспитания, лежащих
вне ребенка”.
Л. К. Шлегер первая из. группы педагогов
общества “Детский труд и отдых предложила
в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному
отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской
власти в процессе творческой работы,
под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской
педагогики она преодолела свои заблуждения
и активно участвовала в методической
работе и подготовке первых советских
дошкольных работников.
Введение
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, частушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Владимир Мономах писал наставления для своих детей, но многие поучения носят общий педагогический характер. В XVII в. Епифанием Славницким была составлена педагогическая книга «Гражданство обычаев детства». В ней излагались правила поведения детей в обществе (гигиена ребенка, значение выражений лица, мимики, поз; правила поведения в различных ситуациях и т.д.). В сборнике есть глава об играх. В ней изложены рекомендации по играм для детей дошкольного возраста. Советы Славницкого психологически обоснованы и проникнуты любовным отношением к детям. В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России по влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования – образование. Дошкольное образование в это время не выделялось как самостоятельное, а осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. М.В.Ломоносов занимался активной просветительской деятельностью. И.И.Бецкой вел преобразования существовавшей тогда системы образования. Н.И.Новиков издавал литературу для детей. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В ней сформулированы правила для родителей. В первой половине XIX в. в России появился целый ряд общественных деятелей, педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г.Белинский придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Н.И.Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. К.Д.Ушинский был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Он высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений, подготовил книгу для детского чтения «Родное слово». Она сохранила свое назначение до сих пор.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким,- и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной особенности и навыка, необходимы еще и специальные знания…..
К.Д. Ушинский
заключение
Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.
Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.
Дошкольное образование в
Дошкольное образование
Классификация детских садов:
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания;
центр развития ребенка – детский сад;
детский сад комбинированного вида;
детский сад компенсирующего вида.
Существует другая классификация, в которой детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.
Заключение