Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:07, контрольная работа
Любая деятельность становиться продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по разному.
1. Приведите определения категории «воспитание», данные различными авторами в педагогической и справочной литературе. Какое определение, на Ваш взгляд, наиболее отражает суть этого понятия? 3
2. Мероприятие по нравственному воспитанию учащихся учреждения начального профессионального образования 8
3. Тест из 10 вопросов по методике воспитательной работы 13
Список литературы 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет» в г. Советском
Кафедра профессионально-
Советский 2013
Оглавление
1. Приведите определения
категории «воспитание», данные различными авторами в
2. Мероприятие
по нравственному воспитанию учащихся учреждения
3. Тест из
10 вопросов по методике воспитательной
Список литературы 17
Любая деятельность становиться продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по разному.
Издревле слово «воспитание» означало «вскармливание», «питание» ребенка. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.
Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомится с различными воззрениями на это понятие. В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.
На протяжении многих сотен лет (до XIX в.) философы и ученые считали, что воспитание должно ориентироваться на формирование привычек, навыков по добыванию, производству продуктов питания, изготовлению одежды, жилища, орудий производства, уходу за детьми.
В течении многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.
В XIX в. К.Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и самим собой.
В советский период ХХ в. Осуществлялось
коммунистическое воспитание, целью которого
провозглашалось всесторонние гармоничное развитие
личности в процессе передачи старшими
поколениями общественно-
В учебнике Н.И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание – это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов».
«Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание не как деятельность, а как процесс: «Воспитание – объективно-закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций». С таких же позиций определил воспитание и известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».
Л. Н. Толстой, немало внесший вклад в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки».
О том, что воспитание – это искусство
Есть и еще одна точка зрения, высказанная Н. Нойцер в учебнике «педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание – это усвоение общественнозначимого социального опыта».
Признание получило и определение Х.Й. Лийметса, согласно которому воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности.
В 90-е гг. ХХ в. Воспитание рассматривалось как
В современных условиях (начало XXI в.) Педагогический энциклопедический словарь, например, предполагает следующее определение: воспитание – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
В современной теории воспитания
к определению понятия «
Объективный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие. Многие ученные видят главный смысл воспитания в целенаправленном управлении развитием личности (М. Монтессори, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова), в целенаправленном воздействии на сознание и поведение ребенка (Ю.К. Бабанский), в целенаправленном создании условий для развития личности (А.В. Мудрик).
В ходе развития общества и педагогической мысли сложилось два уровня понимания воспитания: в широком смысле воспитание рассматривается как воздействие общества на личность, в узком смысле воспитание предстает как специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на реализацию целей воспитания в условиях педагогического процесса.
Субъективный подход ориентирует взгляд на ребенка как субъекта воспитания. «Воспитание – это непрерывное становление у целостности» (Г.С. Батищев). «Воспитание – это способ связи требований и правил жизни с законами Вечности» (Я.А. Коменский). Воспитание – это «путь овладение на Земле этикой существования» (Н.К. Рерих). «Воспитание – деятельность по развитию духовного мира личности, направления на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Такие взгляды предполагают признание ребенка как главной, высшей ценности в педагогическом процессе, осознание и признание его права на самоопределение, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в области образования и воспитания. Только в результате построения таких отношений ребенок становится активным субъектом жизни.
Воспитание – это конкретно-
И сегодня воспитание является
одной из основных категорий педагогики,
но при этом все-таки не имеет общепринятого
определения. Воспитание как явление, определяющее
развитие личности, можно рассматривать с различных
Видно, что подходы к определению понятия «
На мой взгляд, существует много понятий отражающие суть понятия «воспитания» и, рассмотрев вышеприведенные понятия к определению можно сделать вывод о том, что воспитание – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.
Мероприятие: лекция, упражнение-дискуссия
Цели:
Задачи:
Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Нравственность необходимо
рассматривать с позиции
Как научить нравственности?
Проблема формулируется просто: как преподать объективные ценности, чтобы они стали частью характера человека? При этом помнить, что нравственное воспитание идет дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Нравственные ценности должны стать частью характера человека. Нравственная позиция – это ценности, которые важны для нас.
Различают следующие типы ценностей:
Нравственные (этические):
Всеобщие универсальные:
Неуниверсальные:
Ценности, не связанные с нравственностью.
Иногда их называют предпочтениями: классическая музыка, хоровое пение, джаз, спорт, математика, балет, рыбалка и др.
1. Упражнение-дискуссия «Ложь»