Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:38, контрольная работа
Олигофрению (синонимы: врожденное слабоумие, умственная отсталость) включают группу патологических состояний, основным проявлением которых является врожденное или приобретенное в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумие. Состояние психики при олигофрении характеризуется преобладанием интеллектуального дефекта и затруднением социальной адаптации. Термин «олигофрения» - сборный, объединяющий три степени умственной отсталости: дебильность (наиболее легкая степень), имбецильность (средняя степень), идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).
1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Этиология и патогенез…………………………………………………….. 4
3.Клиническая картина………………………………………………………. 7
4.Проявления олигофрении…………………………………………………..9
5.Диагностика и дифдиагностика………………………………………….. 13
6.Лечение и профилактика………………………………………………… .15
Заключение…………………………………………………………………...15
Список литеретуры…………………………………………………………..16
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Этиология олигофрении
Студентки 2 курса 275 группы
направления «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль «Логопедия» - 050700
факультета психолого-
Ляшенко Ольги Ивановны
Дата
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Этиология и патогенез…………………………………………………….
3.Клиническая картина………………………………………………………. 7
4.Проявления олигофрении…………………………………………………
5.Диагностика и дифдиагностика…………………………………………
6.Лечение и профилактика………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литеретуры…………………………………
1.Введение.
Олигофрению (синонимы: врожденное слабоумие, умственная отсталость) включают группу патологических состояний, основным проявлением которых является врожденное или приобретенное в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумие. Состояние психики при олигофрении характеризуется преобладанием интеллектуального дефекта и затруднением социальной адаптации. Термин «олигофрения» - сборный, объединяющий три степени умственной отсталости: дебильность (наиболее легкая степень), имбецильность (средняя степень), идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).
Термин «олигофрения»
Распространенность
Олигофрении считают не заболеванием,
а относят к порокам
Наиболее ярким клиническим проявлением олигофрении служит недоразвитие интеллекта; в то же время при олигофрении наблюдается как недоразвитие познавательных способностей, так и недоразвитие личности в целом.
Характернейшей чертой олигофрении является отсутствие прогрессирования патологического состояния - слабоумие не нарастает с течением времени.
2.Этиология и патогенез
В настоящее время известно более сотни различных факторов, способных приводить к слабоумию, однако и причины, и механизм развития олигофрении во многом изучены недостаточно. Прежде всего, принято выделять повреждающие эндогенные и экзогенные (т.е. внутренние и внешние) факторы, возможно также и разнообразное их сочетание. Считается, что олигофрения эндогенной природы развивается вследствие поражения половых клеток родителей, в то время как экзогенные факторы действуют в пренатальном и раннем постнатальном периодах (т.е. до рождения и сразу после рождения ребенка).
Среди множества причин, приводящих к развитию умственной отсталости, принято выделять следующие:
* наследственно обусловленные расстройства обмена веществ и хромосомные болезни;
* различные инфекционные агенты,
способные оказывать
* разнообразные интоксикации, например, алкоголизм;
* действие ионизирующей
* иммунологическая
* разнообразные нарушения
* недоношенность беременности, механические травмы в родах и в меньшей степени - в первые годы жизни ребенка;
* влияние негативных социальных и культурных факторов.
Действие вредного фактора возможно на еще неоплодотворенную клетку, приводя к гаметопатиям (поражение половых клеток). Также возможно повреждение зародыша на любом этапе внутриутробного развития, начиная с первой недели и вплоть до рождения ребенка.
Важное значение в формировании
олигофрении имеет сам
Доказано, что к развитию олигофрении
могут приводить и воздействия
в перинатальном и
Общепринятой единой классификации умственной отсталости не выработано.
По времени патологического воздействия выделяют три большие группы слабоумия: наследственные и семейные олигофрении; олигофрении, обусловленные поражением эмбриона или плода; олигофрении, обусловленные поражениями во время родов и в первые месяцы или годы жизни.
Принято также выделять олигофрении с выясненным и с невыясненным происхождением.
Олигофрении с выясненным происхождением принято подразделять на следующие группы:
* вследствие наследственных
* вследствие воздействия
* вызванные воздействием
* олигофрении как следствие
негативных психосоциальных
Олигофрении вследствие наследственных заболеваний включают умственную отсталость в связи с генными болезнями и хромосомными болезнями.
Среди генных болезней, приводящих к
олигофрении, основное место занимают
метаболические, или энзимопатические,
расстройства, обусловленные наследственными
болезнями обмена веществ. Из них
более изучена фенилкетонурия, или
болезнь Феллинга, сопровождающаяся
обычно глубокой степенью умственной
отсталости - идиотией или имбецильностью.
Среди других метаболических причин
развития олигофрении отмечают галактоземию,
цитруллинурию, гаргоилизм, синдром
Лоренса-Муна, синдром Барде-Бидля,
синдром Крузона и др. Среди
хромосомных болезней, сочетающихся
с умственной отсталостью, наиболее
известна болезнь Дауна.
Олигофрении в период внутриутробного
развития могут развиваться вследствие
краснухи, гриппа (реже), токсоплазмоза,
на почве врожденного сифилиса, резус-конфликта,
на основе эндокринных нарушений. К этой
же группе относят олигофрению вследствие
родовых осложнений.
Олигофрения раннего возраста может развиваться на почве перенесенных в раннем детстве менингитов, менингоэнцефалитов и энцефалитов, вызванных различными возбудителями - менингококками, вирусами энцефалитов, гриппа, кори, паротита, краснухи.
Примером умственной отсталости вследствие негативных психосоциальных влияний служат неоднократно описанные случаи развития детей вне человеческой среды (человек-волк, синдром Маугли).
Большое значение в этих случаях имеет феномен депривации - лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей.
Клиническая классификация предусматривает деление умственной отсталости по степени ее выраженности: идиотия представляет наиболее резко выраженную степень олигофрении; имбецильность характеризует среднюю степень; дебильность означает наиболее легкую степень умственной отсталости.
Симптоматика олигофрении
В период фетогенеза формируются, организуются
и функционально
3.Клиническая картина
Для всех форм олигофрении типично
общее недоразвитие психики, включая
недоразвитие познавательных способностей
и личности в целом. Страдают прежде
всего высшие формы познавательной
деятельности, а именно абстрактное
мышление, в то время как эволюционно
более ранние составляющие личности
(инстинкты) значительно не меняются.
Следует отметить, что дефекты психического
развития при олигофрении проявляются
в индивидуальном развитии постепенно.
Нередко эти особенности становятся более
заметны к концу дошкольного - началу школьного
возраста ребенка.
Олигофренический синдром в первый год жизни проявляется в замедлении развития двигательной и речевой функции, эмоциональной сферы и познавательной деятельности. Так, например, на первом году жизни у детей, страдающих олигофренией, наблюдается отставание в умении удерживать голову, сидеть, выпрямляться, ходить; они не фиксируют взгляд, не захватывают предметы, не поворачивают голову на звук, отстают в произнесении звуков, не улыбаются, не узнают близких.
На втором году жизни отмечается отсутствие импульсивных стремлений к действиям, ознакомлению и общению со средой, речь слабо развита, отстает общая моторика, отсутствуют навыки опрятности.
На третьем году жизни ребенок, страдающий олигофренией, не понимает или понимает с трудом то, что ему ему говорится, не воспринимает, как и зачем используются отдельные предметы в повседневной жизни, не проявляет свойственной этому возрасту живости и любознательности, не умеет разнообразить свою игру, не стремится к самостоятельности, у него отсутствует умение произносить фразы.
В раннем детском возрасте недоразвитие психических функций может проявляться недостаточностью эмоциональных реакций, отставанием в развитии речи, слабой выраженностью познавательного интереса к окружающему и т.д. Для детей школьного возраста типичны слабость или невозможность обобщения, неспособность выделения существенных признаков предметов и явлений. При глубокой степени умственной отсталости обучение вообще невозможно.
В дошкольном возрасте наблюдается подчеркнуто неправильное произношение, бедная фразами речь, преобладают примитивные эмоции - Радость, гнев, страх.
Для подростков и взрослых, помимо недостаточности абстрактного мышления, характерна незрелость личности, что проявляется повышенной внушаемостью, неспособностью к принятию самостоятельных решений в непростых ситуациях, импульсивностью поступков, некритичностью.
В период полового созревания у части подростков развиваются выраженные психопатоподобные расстройства. Они могут быть обусловлены как биологическими факторами (эндокринные сдвиги, акселерация), так и социопсихологическими причинами. При легкой степени дебильности у подростком может возникнуть реакция на осознание своей неполноценности, на неприятие со стороны здоровых сверстников. Некоторые из них стыдятся того, что учились во вспомогательной школе и стараются это скрыть. По окончании этой школы могут возникать личностные реакции на невозможность получить заманчивую профессию, например стать водителем автотранспорта.
Олигофрения характеризуется