Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Олигофрению (синонимы: врожденное слабоумие, умственная отсталость) включают группу патологических состояний, основным проявлением которых является врожденное или приобретенное в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумие. Состояние психики при олигофрении характеризуется преобладанием интеллектуального дефекта и затруднением социальной адаптации. Термин «олигофрения» - сборный, объединяющий три степени умственной отсталости: дебильность (наиболее легкая степень), имбецильность (средняя степень), идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Этиология и патогенез…………………………………………………….. 4
3.Клиническая картина………………………………………………………. 7
4.Проявления олигофрении…………………………………………………..9
5.Диагностика и дифдиагностика………………………………………….. 13
6.Лечение и профилактика………………………………………………… .15
Заключение…………………………………………………………………...15

Список литеретуры…………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная работа по клин.осн.интел.нар..docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

     Министерство образования и науки Российской Федерации

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                        ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

                            Этиология олигофрении

                            

                                 Контрольная работа

                    

                          Студентки 2 курса   275 группы

направления «Специальное (дефектологическое) образование»,

                    профиль «Логопедия» - 050700

факультета психолого-педагогического  и специального образования

                          

                            Ляшенко Ольги Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Проверила: Колчина Алина                                                                       

                                                                                         Геннадиевна

 

 

 

                                                                                

Дата                                           оценка                                     подпись

 

                                       Саратов 2013

 

 

Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………………..3

 

2.Этиология и патогенез……………………………………………………..  4

 

3.Клиническая картина………………………………………………………. 7

 

4.Проявления олигофрении…………………………………………………..9

 

5.Диагностика и дифдиагностика………………………………………….. 13

 

6.Лечение и профилактика………………………………………………… .15

 

Заключение…………………………………………………………………...15

 

Список литеретуры…………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Олигофрению (синонимы: врожденное слабоумие, умственная отсталость) включают группу патологических состояний, основным проявлением которых является врожденное или приобретенное в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумие. Состояние психики при олигофрении характеризуется преобладанием интеллектуального дефекта и затруднением социальной адаптации. Термин «олигофрения» - сборный, объединяющий три степени умственной отсталости: дебильность (наиболее легкая степень), имбецильность (средняя степень), идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

Термин «олигофрения» принадлежит  выдающемуся немецкому психиатру  Э. Крепелину (1856-1926 гг.), однако описание врожденного слабоумия с выделением различных его степеней было произведено значительно раньше (Дюфур, 1770 г.; Эскироль, начало XIX в. и др.).

Распространенность олигофрении, по данным ВОЗ (Всемирная Организация  здравоохранения), составляет 1-3%; значительное увеличение выявления слабоумия  происходит в возрасте от 7 до 19 лет, что объясняется такими социальными  факторами, как начало обучения, освидетельствование  при призыве к воинской службе. Олигофрения выявляется у мужчин в 1,5 раза чаще, чем у женщин. Соотношение  дебильности, имбецильности и идиотии  составляет 75, 20 и 5% соответственно.

Олигофрении считают не заболеванием, а относят к порокам индивидуального  развития, так называемым дизонтогениям. Таким образом, они не являются болезнью в строгом смысле этого понятия.

Наиболее ярким клиническим  проявлением олигофрении служит недоразвитие интеллекта; в то же время  при олигофрении наблюдается  как недоразвитие познавательных способностей, так и недоразвитие личности в  целом.

Характернейшей чертой олигофрении  является отсутствие прогрессирования патологического состояния - слабоумие  не нарастает с течением времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Этиология и патогенез

В настоящее время известно более  сотни различных факторов, способных  приводить к слабоумию, однако и  причины, и механизм развития олигофрении  во многом изучены недостаточно. Прежде всего, принято выделять повреждающие эндогенные и экзогенные (т.е. внутренние и внешние) факторы, возможно также  и разнообразное их сочетание. Считается, что олигофрения эндогенной природы  развивается вследствие поражения  половых клеток родителей, в то время  как экзогенные факторы действуют  в пренатальном и раннем постнатальном  периодах (т.е. до рождения и сразу  после рождения ребенка).

Среди множества причин, приводящих к развитию умственной отсталости, принято выделять следующие:

* наследственно обусловленные  расстройства обмена веществ  и хромосомные болезни;

* различные инфекционные агенты, способные оказывать повреждающее  действие в период внутриутробного  развития или в первые годы  жизни, например, нейротропные вирусы;

* разнообразные интоксикации, например, алкоголизм;

* действие ионизирующей радиации  в период беременности;

* иммунологическая несовместимость  тканей матери и плода;

* разнообразные нарушения питания  плода, особенно кислородное голодание;

* недоношенность беременности, механические  травмы в родах и в меньшей  степени - в первые годы жизни  ребенка;

* влияние негативных социальных  и культурных факторов.

Действие вредного фактора возможно на еще неоплодотворенную клетку, приводя к гаметопатиям (поражение  половых клеток). Также возможно повреждение зародыша на любом этапе  внутриутробного развития, начиная  с первой недели и вплоть до рождения ребенка.

Важное значение в формировании олигофрении имеет сам этиологический фактор, продолжительность и интенсивность  его действия, а также период развития организма. Скажем, вирус краснухи после  четвертого месяца внутриутробного  развития уже не опасен.

Доказано, что к развитию олигофрении  могут приводить и воздействия  в перинатальном и постнатальном  периодах, однако ведущее значение придается поражению во время  внутриутробного развития, т.к. наиболее грубые пороки возникают в период закладки, формирования органов и  их специализации.

Общепринятой единой классификации  умственной отсталости не выработано.

По времени патологического  воздействия выделяют три большие  группы слабоумия: наследственные и  семейные олигофрении; олигофрении, обусловленные  поражением эмбриона или плода; олигофрении, обусловленные поражениями во время  родов и в первые месяцы или  годы жизни.

Принято также выделять олигофрении  с выясненным и с невыясненным происхождением.

Олигофрении с выясненным происхождением принято подразделять на следующие  группы:

* вследствие наследственных заболеваний;

* вследствие воздействия различных  вредностей в периоде внутриутробного  развития;

* вызванные воздействием различных  вредностей в перинатальном периоде  и в первые месяцы и годы  жизни;

* олигофрении как следствие  негативных психосоциальных воздействий.

Олигофрении вследствие наследственных заболеваний включают умственную отсталость в связи с генными болезнями  и хромосомными болезнями.

Среди генных болезней, приводящих к  олигофрении, основное место занимают метаболические, или энзимопатические, расстройства, обусловленные наследственными  болезнями обмена веществ. Из них  более изучена фенилкетонурия, или  болезнь Феллинга, сопровождающаяся обычно глубокой степенью умственной отсталости - идиотией или имбецильностью. Среди других метаболических причин развития олигофрении отмечают галактоземию, цитруллинурию, гаргоилизм, синдром  Лоренса-Муна, синдром Барде-Бидля, синдром Крузона и др. Среди  хромосомных болезней, сочетающихся с умственной отсталостью, наиболее известна болезнь Дауна. 
Олигофрении в период внутриутробного развития могут развиваться вследствие краснухи, гриппа (реже), токсоплазмоза, на почве врожденного сифилиса, резус-конфликта, на основе эндокринных нарушений. К этой же группе относят олигофрению вследствие родовых осложнений.

Олигофрения раннего возраста может  развиваться на почве перенесенных в раннем детстве менингитов, менингоэнцефалитов и энцефалитов, вызванных различными возбудителями - менингококками, вирусами энцефалитов, гриппа, кори, паротита, краснухи.

Примером умственной отсталости вследствие негативных психосоциальных влияний  служат неоднократно описанные случаи развития детей вне человеческой среды (человек-волк, синдром Маугли).

Большое значение в этих случаях  имеет феномен депривации - лишение  или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей.

Клиническая классификация предусматривает  деление умственной отсталости по степени  ее выраженности: идиотия представляет наиболее резко выраженную степень  олигофрении; имбецильность характеризует  среднюю степень; дебильность означает наиболее легкую степень умственной отсталости.

Симптоматика олигофрении формируется  в строгом соответствии со стадией  онтогенеза, на которой действовал патогенный фактор. В период эмбриогенеза начинаются и в основном заканчиваются  процессы гисто- и морфогенеза. Поэтому  поражение на этом этапе ведет  к патологии закладки тканей и  органов (гисто- и морфодисплазии), изменению  внешнего вида ребенка. При эмбриопатиях нарушается формирование мозга в  целом. Структура психического дефекта  при неосложненных эмбриопатических олигофрепиях характеризуется тотальным  и относительно равномерным недоразвитием  всей психики больного.

В период фетогенеза формируются, организуются и функционально совершенствуются системы организма. Поражение на этой стадии ведет к недостаточности  функции ряда органов и нарушению  формирования отдельных систем, что  проявляется в изменении внешнего вида плода, связанном с нарушениями  процессов окостенения и развития мышечной системы или с задержкой  формирования поздно развивающихся  органов (зубов, дуги твердого неба). Структура  психического дефекта при фетопатиях мозаична, что обусловлено неравномерностью созревания мозгозых систем, тропизмом  некоторых патогенных агентов к  определенным структурам мозга, измененной реактивностью плода. Благодаря  созреванию иммунных систем плод может  отвечать на повреждение не только остановкой или искажением развития, но и воспалительными реакциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Клиническая картина

Для всех форм олигофрении типично  общее недоразвитие психики, включая  недоразвитие познавательных способностей и личности в целом. Страдают прежде всего высшие формы познавательной деятельности, а именно абстрактное  мышление, в то время как эволюционно  более ранние составляющие личности (инстинкты) значительно не меняются. 
Следует отметить, что дефекты психического развития при олигофрении проявляются в индивидуальном развитии постепенно. Нередко эти особенности становятся более заметны к концу дошкольного - началу школьного возраста ребенка.

Олигофренический синдром  в первый год жизни проявляется в замедлении развития двигательной и речевой функции, эмоциональной сферы и познавательной деятельности. Так, например, на первом году жизни у детей, страдающих олигофренией, наблюдается отставание в умении удерживать голову, сидеть, выпрямляться, ходить; они не фиксируют взгляд, не захватывают предметы, не поворачивают голову на звук, отстают в произнесении звуков, не улыбаются, не узнают близких.

На втором году жизни отмечается отсутствие импульсивных стремлений к действиям, ознакомлению и общению со средой, речь слабо развита, отстает общая моторика, отсутствуют навыки опрятности.

На третьем году жизни ребенок, страдающий олигофренией, не понимает или понимает с трудом то, что ему ему говорится, не воспринимает, как и зачем используются отдельные предметы в повседневной жизни, не проявляет свойственной этому возрасту живости и любознательности, не умеет разнообразить свою игру, не стремится к самостоятельности, у него отсутствует умение произносить фразы.

В раннем детском возрасте недоразвитие психических функций может проявляться недостаточностью эмоциональных реакций, отставанием в развитии речи, слабой выраженностью познавательного интереса к окружающему и т.д. Для детей школьного возраста типичны слабость или невозможность обобщения, неспособность выделения существенных признаков предметов и явлений. При глубокой степени умственной отсталости обучение вообще невозможно.

В дошкольном возрасте наблюдается подчеркнуто неправильное произношение, бедная фразами речь, преобладают примитивные эмоции - Радость, гнев, страх.

Для подростков и взрослых, помимо недостаточности абстрактного мышления, характерна незрелость личности, что проявляется повышенной внушаемостью, неспособностью к принятию самостоятельных решений в непростых ситуациях, импульсивностью поступков, некритичностью.

В период полового созревания у части подростков развиваются выраженные психопатоподобные расстройства. Они могут быть обусловлены как биологическими факторами (эндокринные сдвиги, акселерация), так и социопсихологическими причинами. При легкой степени дебильности у подростком может возникнуть реакция на осознание своей неполноценности, на неприятие со стороны здоровых сверстников. Некоторые из них стыдятся того, что учились во вспомогательной школе и стараются это скрыть. По окончании этой школы могут возникать личностные реакции на невозможность получить заманчивую профессию, например стать водителем автотранспорта.

Олигофрения характеризуется интеллектуальной недостаточностью, что проявляется  в недостаточности восприятия, расстройстве активного внимания, замедлении и  непрочности запоминания, низком уровне логической памяти. Типичны следующие  признаки: недоразвитие интеллектуальных и нравственных эмоций, неадекватность реакций на переживаемые события, слабость инициативы, недостаточная целенаправленность действий.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"