Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Олигофрению (синонимы: врожденное слабоумие, умственная отсталость) включают группу патологических состояний, основным проявлением которых является врожденное или приобретенное в первые годы жизни (до 3 лет) слабоумие. Состояние психики при олигофрении характеризуется преобладанием интеллектуального дефекта и затруднением социальной адаптации. Термин «олигофрения» - сборный, объединяющий три степени умственной отсталости: дебильность (наиболее легкая степень), имбецильность (средняя степень), идиотия (тяжелая степень умственной отсталости).

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………..3
2.Этиология и патогенез…………………………………………………….. 4
3.Клиническая картина………………………………………………………. 7
4.Проявления олигофрении…………………………………………………..9
5.Диагностика и дифдиагностика………………………………………….. 13
6.Лечение и профилактика………………………………………………… .15
Заключение…………………………………………………………………...15

Список литеретуры…………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная работа по клин.осн.интел.нар..docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении клинических проявлений олигофрении в зависимости от степени ее выраженности (дебильность, имбецильность, идиотия) следует отметить, что не во всех случаях удается  четко отдифференцировать степени  задержки психического развития (например, грань между легкой степенью идиотии  и глубокой имбецильностью или между  выраженной дебильностью и легкой степенью имбецильности нередко размыта). Одним из критериев выраженности олигофрении служит интеллектуальный коэффициент (IQ), определяемый на основе выполнения стандартных психологических  тестов, позволяющих оценивать интеллект  количественно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проявления олигофрении.

 

Дебильность

Наиболее легкой степенью умственной отсталости является дебильность. IQ при  дебильности равен 50-60. Расстройства познавательной деятельности в этой группе олигофренов характеризуются, прежде всего, неспособностью к выработке  сложных понятий, вследствие чего им обычно недоступны абстрактное мышление и сложные обобщения. Однако при  наиболее легкой степени дебильности  способность к абстрактному мышлению может быть в принципе сохранена, хотя и весьма ограничена: при этом характерно преобладание конкретно-описательного  типа мышления, типично отражение  лишь внешних сторон происходящих или  наблюдаемых событий.

Речь при дебильности для  обиходного общения развита достаточно, сохранена способность к освоению несложных знаний и профессиональных навыков, хотя усвоение информации дается с большим трудом. Также сохранены  определенная степень адекватности и самостоятельности поведения  в привычной обстановке. Во многих случаях дебилы способны удовлетворительно  адаптироваться к стабильным, привычным  для них условиям. Собственных  суждений они не имеют, но могут запоминать различные правила, выражения, взгляды  других людей и шаблонно им следовать; при легкой степени дебильности  возможны хорошая ориентированность  в окружающей обстановке, достаточная  осведомленность и даже хитрость («их уменье больше их знания»). Более  того, у отдельных людей возможна односторонняя частичная одаренность - например способность к умножению  в уме больших цифр, великолепная механическая память без осмысления воспроизводимой информации и т.д.

При разумном руководстве и профессиональной организации дебилы могут овладеть определенными несложными трудовыми  профессиональными навыками.

Типичными проявлениями дебильности  являются высокая внушаемость и  легкая управляемость со стороны  окружающих, что в определенных ситуациях  может представлять опасность. Кроме  того, нередко встречаются среди  дебилов лица с гиперболизированными примитивными инстинктами, в частности  повышенной сексуальностью и распущенностью.

Характер у дебилов может  варьировать от приветливого и добродушного до агрессивного, мстительного и упрямо-злобного.

Имбецильность

Имбецильность - средняя степень  умственной отсталости; IQ равен 20-49. Для  имбецильности характерны выраженная конкретность мышления, невозможность или резкое затруднение образования понятий, отсутствие способности к обобщениям и абстрактному мышлению. Имбецилы понимают простую речь, при этом своя речь у них развита явно недостаточно, она состоит чаще всего из очень коротких стандартных фраз, включающих обычно существительное и прилагательное (или глагол); для них также типично косноязычие.

Адаптация к окружающему при  имбецильности возможна только в  определенных, очень стабильных условиях, в хорошо знакомой, привычной обстановке, что обусловлено неспособностью к самостоятельному мышлению. Имбецилы нуждаются в постоянном руководстве, малейшее изменение ситуации приводит их в замешательство, в затруднительное  положение. Для имбецилов характерна очень высокая внушаемость, их собственные  интересы остаются на примитивном уровне и направлены в основном на удовлетворение физиологических потребностей; довольно часто они много едят, бывают неряшливы. Сексуальность может быть как  понижена, так и повышена; в последнем  случае типично распущенное поведение.

Однако имбецилы способны приобретать  навыки самообслуживания, например самостоятельно есть и одеваться, а методом тренировки подражающих действий даже могут  овладеть простейшими трудовыми  навыками, например уборкой помещений.

В зависимости от поведения их подразделяют на две группы: имбецилы подвижные, активные, непоседливые и равнодушные, вялые, апатичные. По характеру выделяют также две противоположные группы: приветливые, добродушные, покладистые  и агрессивные, упрямые, злобные. 

Идиотия

Наиболее тяжелой степенью умственной отсталости является идиотия. Глубокая идиотия характеризуется почти  полным отсутствием познавательной деятельности. IQ идиотов менее 20. Они  чаще всего никак не реагируют  на окружающее, их внимание не привлекают даже такие отчетливые раздражители, как яркий свет или громкий  звук. Мышление и речь идиотов почти  не развиты, расстройство их познавательной деятельности классифицируется как  неспособность строить новые  связи, образовывать представления. Их реакции на окружающее или отсутствуют, или неадекватны, эмоции ограничены чувствами удовольствия или неудовольствия, любая осмысленная деятельность, в т. ч. самообслуживание, недоступна. Речь при глубокой идиотии отсутствует  полностью.

При глубокой идиотии отсутствуют  различия между горячим и холодным, высоким и низким, съедобным и  несъедобным, сухим и мокрым. Самостоятельно эти люди не умеют одеться и раздеться, не в состоянии пользоваться даже ложкой, многие не могут самостоятельно стоять и ходить. При глубокой степени идиотии часто снижены многие виды чувствительности, в том числе болевая. Примитивностью и слабой координированностью характеризуются и двигательные реакции - движения у идиотов неуклюжие, однообразные, повторяющиеся, несогласованные; нередко отмечается монотонное равномерное раскачивание туловища вперед и назад, кивательные движения головой и т.п. Идиотия средней и легкой степени отличается проявлениями примитивной познавательной деятельности; при этом может быть сохранена способность различать окружающих, узнавать некоторых из них, выражать радость, усваивать элементарные навыки, отличать горячее (пламя, кипяток). При идиотии средней и (чаще) легкой степени сохранена способность издавать членораздельные звуки и запоминать отдельные слова из повседневного лексикона. Безусловно, лица с любой степенью идиотии нуждаются в специальном надзоре и уходе.

Другие проявления олигофрении

Помимо расстройств интеллекта, олигофрении нередко сопутствуют  самые разнообразные пороки развития, более выраженные при идиотии  и имбецильности: пороки развития черепа (дискрании), в том числе микроцефалия и макроцефалия; пороки строения лица (заячья губа, волчья пасть, уродливые  зубы, деформированные уши, поражения  глаз); очень высокий или очень  низкий рост; шестипалость или четырехпалость; ожирение; различные пороки развития внутренних органов.

Кроме того, нередко выявляются различные  неврологические расстройства: парезы и параличи черепных нервов (косоглазие, асимметрия лица, птоз, расстройства слуха, зрения); нарушения чувствительности, изменения рефлексов вплоть до полного  их отсутствия, судорожные явления, различные  трофические расстройства. Отдельные  формы олигофрении с выясненным происхождением характеризуются отмеченными  клиническими особенностями. Так, например, при олигофрении, протекающей на фоне фенилкетонурии, психическое состояние  в целом отличается безразличием, астенизацией, вялостью, которые сменяются  периодическими приступами раздражительности  или даже злобы. Кроме того, могут  отмечаться расстройства походки, повышение  мышечного тонуса, судорожные припадки, а также нарушение пигментации  глаз и волос, пороки развития верхней  челюсти и зубов.

При олигофрении, связанной с гаргоилизмом, отмечаются глубокая умственная отсталость, поражение нервной системы, внутренних органов и опорно-двигательного аппарата, глаз. Изменения внешности весьма характерны - карликовый рост с огромной головой, искаженные формы лица, ушей, носа, зубов, деформация позвоночника.

При болезни Дауна чаще наблюдается  идиотия или Имбецильность, реже - дебильность; довольно характерны косноязычность, неловкость и неточность движений, часто в сочетании с непоседливостью. Типичной особенностью олигофрении  при болезни Дауна является склонность к подражательности по типу бессмысленного копирования.

Олигофрения, развившаяся вследствие краснухи, может сопровождаться судорожными  припадками за счет поражения центральной  нервной системы.

Для олигофрении на почве токсоплазмоза  характерны выраженная степень слабоумия  в сочетании со злобностью, поражение  глаз (микрофтальмия, атрофия зрительных нервов), гидроцефалия, очаги обызвествления в головном мозге, поражения внутренних органов (печени, почек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Диагностика и дифдиагностика

Помимо установления диагноза слабоумия, важной задачей является точное определение  формы олигофрении, что в случае идиотии и (или) имбецильности обычно затруднений не вызывает. Как правило, определенные сложности могут возникать  при определении дебильности.

Обследование пациента при установлении диагноза «олигофрения» предусматривает  тщательный сбор личного и семейного  анамнеза, в том числе выявление  среди родственников аналогичных  случаев. Подробно исследуются течение  беременности матери обследуемого, характер ее питания, наличие вредностей, течение  родов и послеродового периода.

Далее план обследования предусматривает  диагностику психических, неврологических  и физических нарушений. Изучение психического состояния прежде всего направлено на выявление уровня интеллекта и  развития речи обследуемого.

Также проводятся определенные лабораторные, в том числе биохимические, иммунологические, цитологические исследования, используются патофизиологические и психологические  методики для установления причин и  степени слабоумия.

Дифференциальная диагностика  олигофрении проводится со сходными внешне состояниями:

* педагогической запущенностью;

* длительной выраженной астенизацией  из-за тяжелых соматических болезней  и расстройств питания;

* прогрессирующими психическими  заболеваниями и прежде всего  шизофренией и эпилепсией, приводящими  к развитию выраженного слабоумия.

При педагогической запущенности и  астенизации адекватная педагогическая и медицинская реабилитация довольно эффективно ликвидирует некоторую  задержку психического развития ребенка; при этом не обнаруживаются кардинальные признаки олигофрении - нарушение абстрактного мышления, неспособность выработки  понятий и представлений.

В процессе дифференциальной диагностики  олигофрении от шизофрении (эпилепсии) помимо истории болезни (в случае психического заболевания, как правило, ребенок успешно развивался до определенного  времени) обнаруживают типичные симптомы, характерные для этих психических  заболеваний. При психозах (шизофрения) крайне типично прогрессирование как  общего патологического процесса, так  и слабоумия; олигофрения характеризуется  стойкостью, отсутствием прогрессирования имеющегося состояния.

Олигофрения у детей первого  года жизни диагностируется на основании  целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго  года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к  нему речь и не пытается имитировать  действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень  олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости  и неспособности к самообслуживанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Лечение и профилактика

Основой борьбы с умственной отсталостью  является профилактика, которая подразделяется на первичную и вторичную. Первичная  профилактика предусматривает медико-генетическое консультирование, пренатальную диагностику  аномалий развития центральной нервной  системы эмбриона и плода, что  позволяет предупредить рождение умственно  отсталого ребенка. Кроме этого, к первичной профилактике относятся  меры по охране здоровья беременных, в  частности по предупреждению у них  инфекционных заболеваний, а также  родового травматизма. Важное значение имеет полноценное, максимально  адекватное лечение внутриутробных и постнатальных нейроинфекций.

Меры вторичной профилактики включают раннее выявление умственной отсталости, своевременное, полноценное лечение  и реабилитацию лиц с олигофренией. Если выявление и лечение олигофренов  является преимущественно медицинской  проблемой, то реабилитация представляет собой комплекс мер, ведущее значение среди которых имеет социальное обеспечение.

Лечение возможно в двух направлениях:

* специфическая терапия при  этиологически выясненных формах  олигофрении, а именно при метаболических  формах слабоумия;

* общие лечебные мероприятия  независимо от вызвавшей слабоумие  причины.

 

 

Заключение

 

Олигофрения широко распространенна  во всем мире (1 - 3% населения). Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно  отсталым, имеют легкую отсталость (IQ50). Остальные, т. е. те, у кого IQ50, составляют приблизительно 4 на 1000 населения 10 - 14 лет. В последние годы отмечается некоторое увеличение количества умственно  отсталых. Это объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также большей выживаемостью  детей с пороками развития и дефектами  ЦНС благо даря успехам медицины. Имеет значение и более точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1987. -236 с.

 

2. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. - Л.: Медицина, 1985. -16 с.

 

3. Климко Д.К. Познавательная деятельность детей-олигофренов // Педиатрия. - 2000. - №3. - С. 15-21.

 

4. Особенности познавательной деятельности  учащихся вспомогательной школы  /Под ред. И.М. Соловьева. - М.: Медицина, 1992. - С. 36-48.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"