Контрольная работа по «Педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека..
Исследованием этого вопроса занимаются очень много отечественных педагогов и антропологов. Среди них следует выделить А.А. Реана, В.А. Сластенина, И.П. Подласого и Б.П. Бархаева. В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.

Содержание работы

1. Характеристика и анализ целостного педагогического процесса. Проанализируйте имеющиеся в литературе различные определения понятия «педагогический процесс» и выберите наиболее точное, на ваш взгляд. Обоснуйте свою точку зрения. Покажите значимость этого явления в реализации целей образования и воспитания в условиях педагогических систем. 3
2. Прокомментируйте высказывание П.Ф. Каптерева: «Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно». 9
3. Сформулируйте наиболее актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения. 13
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт электроэнергетики и  информатики

Факультет информатики

Кафедра сетевых информационных систем и компьютерных технологий обучения

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Вариант № 5

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

Студент группы ЗКТ-211С

Плюснин Алексей Андреевич

Шифр зачетной книжки 1202635

Проверил

ФИО ________________________________

  ____________________________________


 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

Оглавление

 

 

1. Характеристика и анализ целостного педагогического процесса. Проанализируйте имеющиеся в литературе различные определения понятия «педагогический процесс» и выберите наиболее точное, на ваш взгляд. Обоснуйте свою точку зрения. Покажите значимость этого явления в реализации целей образования и воспитания в условиях педагогических систем.

Соотнесите понятия «принцип», «правило». Покажите на примере любого педагогического принципа его реализацию через систему правил.

Приведите примеры различных точек зрения на перечень и структуру компонентов педагогического процесса.

 

Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека..

Исследованием этого вопроса занимаются очень много отечественных  педагогов и антропологов. Среди них следует выделить А.А. Реана, В.А. Сластенина, И.П. Подласого  и Б.П. Бархаева. В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.

Определение понятия «педагогический процесс»..

Прежде чем обсуждать специфические  особенности педагогического процесса приведем некоторые определения  этого явления.

По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых»

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс - «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач»

Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников  по поводу содержания образования с  использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии»

Анализируя данные определения, а  также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:

- основными субъектами взаимодействия  в педагогическом процессе являются  и педагог, и ученик;

- целью педагогического процесса  являются формирование, развитие, обучение  и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса»

- цель достигается через применение  специальных средств в ходе  педагогического процесса;

- цель педагогического процесса, также как и ее достижение обусловлены исторической, общественной и культурной ценностью педагогического процесса, образования как таковых;

- цель педагогического процесса  распределена в виде задач;

- сущность педагогического процесса  прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.

Все это и другие характеристики педагогического процесса будут  рассмотрены нами в дальнейшем подробнее.

По мнению И.П. Подласого педагогический процесс выстроен на целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач  педагогической деятельности: от генеральной  цели - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Постановка целей в образовании - достаточно специфичный и сложный  процесс. Ведь педагог встречается  с живыми детьми, и цели, так хорошо отображенные на бумаге, могут расходиться с реальным положением дел в воспитательной группе, классе, аудитории. Между тем педагог обязан знать общие цели педагогического процесса и следовать им. В понимании целей большое значение имею принципы деятельности. Они позволяют расширить сухие формулировки целей и адаптировать эти цели каждому педагогу под самого себя. Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:

- гуманистической направленности  педагогического процесса;

- связи с жизнью и производственной  практикой;

- соединения обучения и воспитания  с трудом на общую пользу.

Разработка средств представления  содержания обучения и воспитания направляется принципами:

- научности;

- доступности и посильности  обучения и воспитания школьников;

- соединение наглядности и абстрактности  в учебном процессе;

- эстетизации всей детской жизни,  прежде всего обучения и воспитания.

При выборе форм организации педагогического  взаимодействия целесообразно руководствоваться  принципами:

- обучения и воспитания детей  в коллективе;

- преемственности, последовательности, систематичности;

- согласованности требований школы,  семьи и общественности.

Деятельность педагога регулируется принципами:

- сочетания педагогического управления  с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

- опоры на положительное в  человеке, на сильные стороны  его личности;

- уважения к личности ребенка  в сочетании с разумной требовательностью  к нему.

Участие самих учеников в процессе образования направляется принципами сознательности и активности школьников в целостном педагогическом процессе.

Выбор методов педагогического  воздействия в процессе преподавания и воспитательной работы направляется принципами:

- сочетания прямых и параллельных  педагогических действий;

- учета возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников.

Эффективность результатов педагогического  взаимодействия обеспечивается следованием  принципам:

- ориентированности на формирование  в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

- прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Педагогический процесс как  сложное системное явления включает в себя все многообразие факторов, окружающих процесс взаимодействия ученика и учителя. Так процесс  воспитания связан с нравственными и ценностными установками, обучение - с категориями знаний, умений и навыков. Формирование и развитие же здесь есть два ключевых и базовых способа включения этих факторов в систему взаимодействия ученика и учителя. Таким образом, это взаимодействие «наполняется» содержанием и смыслом.

Основные характеристики педагогического  процесса - это целостность и системность. Они проявляются в понимании  целей педагогического процесса, его содержания и функций. Так  процессы воспитания, развития и обучения можно назвать единым свойством педагогического процесса, его составными компонентами, а базовыми функциями педагогического процесса - воспитывающую, обучающую и образовательную.

Соотношения понятия «принцип», «правило».

Принцип – отражение закономерностей и выступает в форме требования.

Принцип обучения – (от лат. principium –начало, основа)- исходное, основное требование к обучению, определяющее содержание, формы и методы организации процесса обучении. Примеры принципов обучения: принцип наглядности в обучении, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности, сознательности и активности и др.

Для учителя принципы обучения –  это нормативная категория, которая  является всеобщей, обязательной для  обучения и позволяет инструментально  и методически отразить закономерности обучения в условиях реального процесса обучения. В практике обучения все принципы обучения равнозначны, взаимосвязаны и взаимодополняемы, обязательны для реализации.

 Реализовать принципы обучения  в конкретном образовательном  процессе означает организовать обучение на нормативной основе.

 Принципы  обучения практически реализуются  через соблюдение правил. Правило  обучения – это положение,  которое предусматривает типичный  способ действий учителя в  типичной ситуации обучения и  раскрывает отдельную сторону применения того или иного принципа обучения. Правила обычно бывают выражены в форме советов, рекомендаций учителю, организующему процесс обучения.

 Примеры правил обучения:

1. «Организуйте  своевременно повторение материала  учащимися» (принцип прочности знаний; др.).

2. «Разбивайте  объяснение изучаемого материала  на завершенные части» (принцип  сознательности и активности; др.).

3. «Опирайтесь  на личностный опыт ученика  в обучении» (принцип связи  теории с практикой, жизнью; др.).

Итак, закономерности обучения – это проявление сущего в образовательном процессе, принципы обучения – это проявление должного в образовательном процессе, правила – это предписание способа действий учителя в образовательном процессе, позволяющее должному стать явью, реальностью.

 

 

2. Прокомментируйте высказывание П.Ф. Каптерева: «Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно». (Педагогический процесс.) Предложите свое понимание педагогического процесса.

 

Педагогический процесс – это  основополагающая казна целостного педагогического процесса. Латинское  слово – «процессус» – движение вперед, изменение. Педагогический процесс («учебно-воспитательный процесс») это синонимы. Это процесс, в котором додается цель образования и воспитания путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых. То есть в этом процессе происходит изменение учащегося, его движение развитии путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых, осуществляемого в соответствии с заранее предполагаемым результатом.

Итак, раскроем сущность педагогического  процесса. Кратко его суть может  быть выражена формулой», «Обучая воспитывать, воспитывая обучать». Итак, представим структуру целостного педагогического процесса, исходя из того, что процесс обучения – это деятельность по взаимодействию учителя и ученика:

  • целевой компонент;
  • содержательный компонент;
  • деятельностный компонент (отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых);
  • результативный компонент (характеризует достигнутые результаты, изменения в личности в соответствии целями).

Отсутствие одного из компонентов  разрушает целостность – педагогической системы.

Представим этапы педагогического  процесса. Педагогический процесс имеет  цикличный характер, то есть в нем  можно обнаружить одни и те же этапы, определяющие последовательность развития самого процесса.

Главные этапы:

    • подготовительный;
    • основной;
    • заключительный.

На подготовительном этапе создаются  надлежащие условия для протекания процесса в соответствии с заданными  целями. Здесь решаются вопросы целеполагания, диагностики условий, прогнозирования  достижений, трансформации общей  цели, заданной в системе образования в конкретные задачи, которые возможно решить в существующих условиях, то есть идет расшифровка общей цели соответственно данной школе, классу.

Второй этап осуществления педагогического  процесса – это основной этап. Это  взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимной связи, создания условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания.

Третий этап завершает цикл педагогического  процесса посредством анализа достигнутых  результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся.

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике»