Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:18, контрольная работа
Педагогический процесс - сложное системное явление. Высокая значимость педагогического процесса обусловлена культурной, исторической и общественной ценностью процесса взросления человека..
Исследованием этого вопроса занимаются очень много отечественных педагогов и антропологов. Среди них следует выделить А.А. Реана, В.А. Сластенина, И.П. Подласого и Б.П. Бархаева. В работах данных авторов наиболее полно освящены различные аспекты педагогического процесса с точки зрения его целостности и системности.
1. Характеристика и анализ целостного педагогического процесса. Проанализируйте имеющиеся в литературе различные определения понятия «педагогический процесс» и выберите наиболее точное, на ваш взгляд. Обоснуйте свою точку зрения. Покажите значимость этого явления в реализации целей образования и воспитания в условиях педагогических систем. 3
2. Прокомментируйте высказывание П.Ф. Каптерева: «Педагогический процесс не есть лишь передача чего-то одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно». 9
3. Сформулируйте наиболее актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу ее решения. 13
Список литературы 17
А что же обуславливает организацию педагогического процесса? Так вот, сама организация педагогического процесса обусловлена характером, стилем отношений между воспитателем и воспитуемым. Следует всегда помнить, что ученик или коллектив, с которым вы работаете – это не только объектвоспитания, но и субъект. Главным признаком успешного взаимоотношения являться совместная деятельность воспитателя и воспитуемого
Процесс обучения и воспитания носит субъектно-объектный характер. С учетом такого характера учебно-воспитательного процесса осуществляется гуманизация педагогического процесса.
Социализация личности – это процесс подготовки воспитанника к жизни в обществе. Он происходит в результате усвоения культуры человеческого общества. В содержание педагогического процесса входят основы человеческого опыта различных областей знаний: науки, культуры, идеологии, производственных технологий, основ производства, юридического, правового опыта и т.д.
Требованиями стандарта в
Взаимодействие школы, семьи и
общественности в целостном учебно-воспитатель
Общественность осознается детьми благодаря участию их в различных общественных организациях (клубы, секции, музыкальные, спортивные, художественные школы, библиотеки и др.).
Семья играет решающую роль в развитии потребностей ребенка и мотивов его деятельности. Правильная диагностика семейного климата поможет учителю успешно решать трудные вопросы воспитания ребенка.
В обучении ведущая роль принадлежит учителю, а в воспитании учитель больше опирается на ученический коллектив; коллектив и актив детей имеют доминирующее значение в воспитании. Обучение протекает в строго оформленном объединении – классе, и деятельность учителя регламентирована (учебный план, программа). В воспитании виды деятельности детей регламентируются не программами, а интересами детей, их потребностями, уровнем развития. Кроме того, в процессе воспитания важную роль играют средства массовой информации, которые как стихийный фактор влияют на развитие детей
Важнейшая задача сегодня - укоренение новой мировоззренческой основы нашего образования. Мы говорим «новой» - в чем же существо необходимых изменений, от чего следует отказаться, что создать? Нужно отказаться от идеологического диктата в образовании. Необходимо вернуться к цивилизационной традиции, в лоне которой вырабатывается определенный тип личности, единственно способной продолжать жизнь наших народов, этносов России, объединенных в лоне великой мировой Православной цивилизации.
Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии.
Традиция складывается в течение сотен и тысяч лет. Это тот поток, уклад, дух жизни, с помощью которого одно поколение перенимало от предыдущих все необходимое для сохранения данного народа. Традиция - это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое особое лицо, он рассыпается, образуя население, организуемую извне массу.
Сегодня идеология либерализма стремится подчинить себе отечественное образование, а это значит, что образование вынуждают доставлять средства для формирования типа личности, чуждой Православной цивилизации, не способной в ней жить, ее продолжать и поддерживать. Эта личность так же, как советский человек, ничего не знает о Небесном Отечестве, она ориентирована на внешний мир, но здесь уже не требуется подвига самоотречения. Личность этого типа нацелена на потребление. Эта идеология не призывает человека ставить границы своим вожделениям, напротив, поощряет их возрастание и приучает смотреть на внешний мир как на источник удовлетворения потребностей.
Современное поколение сверхзадачи решать просто не может, у него не хватает ни сил, ни духу, ни возможностей. Но Православная цивилизация не ушла в небытие, она сохранила себя в преемственности Церкви, сохранила традицию воспитания православного человека, который способен стяжать благодать через очищение сердца, через соединение ума с сердцем, через умную молитву, через борьбу с помыслами. Внешний подвиг, свидетельствами о котором богата православная традиция, становится только средством для стяжания благодати и выражением высокого потенциала личности.
Сейчас в России наступает время, когда мы должны дать молодому поколению возможность научиться получать этот дух, эту благодать не через физические сверхусилия, поскольку нынешнее поколение бессмысленно ставить в эти условия, а научить молодых людей стяжать благодать Духа Святого, научить каждого стать личностью – духовной ипостасью человеческой природы. Это возможно через восстановление православного образа жизни, через возвращение к той исторической традиции, которая была в России.
Пункт 6 статьи 9 изложен в следующей редакции: «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся»
В пункте 2 статьи 14 говорится, что «содержание образования должно обеспечить:
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания.
Конституция и законы нацеливают на
возвращение к традиции, на воссоздание
исторической цивилизационной
Необходимо отличать культуру цивилизации от культуры этносов и не противопоставлять их. Этническая культура является частью цивилизационной культуры, которая, в свою очередь, является частью мировой культуры. Человек всегда рождается в каком-то этносе. Иногда он это осознает, иногда нет - это зависит от множества конкретных обстоятельств. Но человек всегда носитель плоти, крови своего народа.
Для российского образования
Ценности, имеющие источник в исповедании веры, не принимаются во внимание при решении общих дел. Именно это имеется в виду, когда говорят, что религия - это частное дело человека. У нас представление о религии как о частном деле личности обычно связывают с идеей о том, что человека не принуждают к исповеданию какой-то определенной религии. Но это только одна сторона вопроса. Вторая же заключается в том, что религия на Западе действительно ограничивает сферу своего действия жизненными проблемами отдельного человека, его частной жизнью.
Накоплен огромный опыт изучения православной культуры, очень разнообразный. Сегодня нет ясности в деталях, но общий план налицо, в деталях может сохраняться разнообразие. Нужно обновлять методы преподавания, строить их на современной основе личностно-ориентированной педагогики. Нужно правильно выстроить элементы содержания - что изучать в начальных, что - в средних и что - в старших классах. На мой взгляд, больший уклон в начальных классах может быть сделан в сторону краеведческих, отечественных материалов, в средней школе должна доминировать православная культура.
По моему убеждению, педагогическая деятельность – одна из важнейших форм самовыражения человека, когда все важнейшие виды деятельности призваны отвечать за физическое существование человека, педагогическая деятельность подготавливает его к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его социализации, в ходе которой человек становится личностью.
1. Бархаев Б.П. Педагогика. - М., 2001.
2. Бордовская Н.Н., Реан А.А. Педагогика. - М., 2000.
3. Вороное В.В. Педагогика школы в двух словах, – М., 1999. – Гл. 3
4. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 1999. - 450 с.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.