Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:32, контрольная работа
1 Сущность нравственного воспитания
2 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
3 Принципы нравственного воспитания дошкольников
4 Методы нравственного воспитания дошкольников
5 Современный взгляд на нравственное воспитание: правовое воспитание и гендерное развитие дошкольников.
1 Сущность нравственного воспитания
Термин «нравственность»
берет свое начало от слова нрав.
По латыни нравы звучат как /moralis/–
мораль. «Нравы» – это те эталоны
и нормы, которыми руководствуются
люди в своем поведении, в своих
повседневных поступках. Нравы не вечные
и не неизменные категории, они воспроизводятся
силой привычки масс, поддерживаются
авторитетом общественного
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически
конкретна, она изменяется с развитием
общества. Нет морали, единой для
всех времен и народов. По мере смены
общественно-экономических
И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»
«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.
«Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное
воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает
все стороны жизнедеятельности
человека. Именно поэтому выдающийся
педагог современности В.А. Сухомлинский,
разработав воспитательную систему
о всестороннем развитии личности,
вполне обосновано считал, что ее системаобразующий
признак – нравственное воспитание.
«Сердцевина нравственного
«Нравственное
воспитание» – это
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни детей : деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно-цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственность
личности складывается из субъективно
освоенных моральных принципов,
которыми она руководствуется в
системе отношений и постоянно
пульсирующего нравственного
Нравственные
чувства, сознание и мышление являются
основой и стимулом проявления нравственной
воли. Вне нравственной воли и действенно
практического отношения к миру
не существует реальной нравственности
личности. Она реализуется в единстве
нравственного чувства и
Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.
Важнейшим средством
нравственного воспитания является
использование созданных в
2 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
В дошкольные
годы под руководством взрослых ребенок
приобретает первоначальный опыт поведения,
отношения к близким, сверстникам,
вещам, природе, усваивает моральные
нормы социалистического
Исследования ученых показывают, что
дошкольный возраст характеризуется большими
возможностями для нравственного воспитания
детей: в различных развивающихся видах
их деятельности успешно формируются
некоторые способы сознательного управления
своим поведением, активность и самостоятельность,
интерес к общественному окружению. В
первоначальных объединениях - обществе
сверстников - между дошкольниками устанавливаются
взаимоотношения, у детей формируются
начала коллективизма, возникает чувство
товарищества и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает
накопление ребенком отрицательного опыта,
препятствует развитию нежелательных
навыков и привычек поведения, что может
неблагоприятно сказываться на формировании
его нравственных качеств.
Основные задачи нравственного воспитания
дошкольников включают формирование у
детей нравственных чувств, положительных
навыков и привычек поведения, нравственных
представлений и мотивов поведения.
К содержанию
нравственных представлений, формируемых
в дошкольном детстве, относятся представления о
гуманном отношении к окружающему миру,
любви к родной семье, родному дому, краю,
городу (поселку), Родине, уважении
к людям разных национальностей, государственной
символике (гимну, флагу, гербу Российской
Федерации),о нормах поведения в коллективе
сверстников, об уважительном отношении
к взрослым.
Сформированные нравственные представления
служат основой развития мотивов поведения,
которые побуждают детей к тем или иным
поступкам.
Процесс нравственного воспитания сложен и длителен. В нем условно можно выделить три составляющие части: основную — воспитание и две сопутствующие — перевоспитание и самовоспитание. Нравственное воспитание имеет перспективный характер, т. е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитанника с учетом достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения. Прогнозируя развитие определенных моральных качеств детей, педагог организует их разнообразную деятельность, в которой происходит освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения и пр.), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также преодолеваются отрицательные черты поведения. Опора на активность воспитанников является обязательным условием нравственного воспитания.
3 Принципы нравственного воспитания дошкольников
Принцип требовательности к ребенку
в сочетании с уважением к его личности.
Этот принцип нашел педагогическое воплощение
в системе А. С. Макаренко. Применение этого
принципа в практике выражается в умении
воспитателя сочетать доброту с обоснованной
требовательностью, учитывающей возможности,
развитие, нравственный опыт и индивидуальные
особенности детей. Это позволяет формировать
у них основы нравственного поведения,
дисциплинированности, не подавляя инициативы
и жизнерадостности, учить уважительно
относиться к установленному в группе
порядку. От педагога, в свою очередь, требуется
сдержанность, терпеливость, разумная
строгость, уважительное отношение к воспитанникам.
Принцип единства воздействий
на чувства, сознание и поведение вытекает
из понятия целостности процесса развития
личности. Он требует комплексного подхода
при выборе средств и методов нравственного
воспитания. Определяя содержание воспитательного
воздействия, следует учитывать, вызовет
ли оно эмоциональный отклик у ребенка,
будет ли понято, сформирует ли определенные
представления о явлениях окружающей
жизни, а также мотивы поступков, будет
ли воспитывать осознанное поведение.
Систематичность
и последовательность, единство требований
к детям в детском саду и семье обеспечивает
прочное усвоение навыков поведения, формирование
нравственных основ личности ребенка.
Этот принцип требует от педагога осуществлять
всю воспитательную работу систематически,
последовательно усложняя задачи воспитания
для всей группы в целом и для каждого
ребенка в отдельности (с учетом его особенностей
и уровня усвоения вводимых моральных
правил, опыта поведения). Необходимо также
создание условий, обеспечивающих наиболее
полное решение воспитательных задач:
для того, чтобы сформировать любое нравственное
качество, требуется обеспечить систематичность
упражнений ребенка в поступках, в которых
оно проявляется, а также обеспечить единство
требований к нему со стороны всех воспитывающих
его лиц. В противном случае у детей формируется
лишь умение подчиняться распоряжениям
того или иного взрослого, а не сознательное
управление своим поведением. Возникает
опасность формирования приспособленчества.
Учет этого принципа в воспитательной
работе требует от педагога установления
тесной связи с семьей.
Воспитание
детей в коллективе сверстников осуществляется
также в соответствии с принципом индивидуального
подхода, учета возрастных особенностей,
уровня нравственных представлений и
опыта поведения ребенка. Осуществление
этого принципа требует от педагога глубоких
знаний психофизиологических особенностей
данного возраста и индивидуальных особенностей
развития каждого из воспитанников.
4 Методы нравственного воспитания дошкольников
Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Методы формирования опыта общественного поведения.
Приучение к формам общественного поведения.
Воспитание
поведения начинается с
Для того чтобы приучение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата — что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); по-вторность (организация упражнений); контроль и оценка.
Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.
Руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения.
Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности —общение, игра, труд, учение— важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания.
Методы формирования нравственного сознания.
Убеждение. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе.
Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делать в как нужно поступать.
Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению.
Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.
Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках.
Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты.
Этическая беседа — это беседа на моральные темы. Функция ее —моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями коммунистической морали. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива.
Методы стимулирования нравственного поведения
Пример — это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям.