Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание работы

1 Сущность нравственного воспитания
2 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
3 Принципы нравственного воспитания дошкольников
4 Методы нравственного воспитания дошкольников
5 Современный взгляд на нравственное воспитание: правовое воспитание и гендерное развитие дошкольников.

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

1 Сущность нравственного воспитания

 

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/–  мораль. «Нравы» – это те эталоны  и нормы, которыми руководствуются  люди в своем поведении, в своих  повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся  силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.»

Вместе с  тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование  в виде представлений о том, как  надо человеку жить, вести себя в  обществе и т.д.

Мораль исторически  конкретна, она изменяется с развитием  общества. Нет морали, единой для  всех времен и народов. По мере смены  общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

И.С. Марьенко обозначил «нравственность –  как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов  поведения. Они находят выражение  в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная  норма может побуждать ребенка  к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или  предостерегать от них.

«Воспитание»  – процесс целенаправленного  формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее  формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное  воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает  все стороны жизнедеятельности  человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему  о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий  признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих  требованиям общественной морали.»

Нравственное  воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс  педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни детей : деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно-цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственность  личности складывается из субъективно  освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в  системе отношений и постоянно  пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные  чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить  свои нравственные убеждения в жизни.

Источник  моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной  оценки явлений, взаимоотношений между  людьми, их моральных качеств. Моральные  привычки – это азбука моральных  идей и убеждений. Формирование моральных  привычек – это тот путь проникновению  воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание  человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Важнейшим средством  нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного  поведения, к которому стремится  человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы  взглядов и убеждений, в которой  человек выражает свое отношение  к окружающей его природной и  социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение  человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и  оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими  людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

 

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок  приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные  нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель  формирует у них такие важные для  человека черты, как любовь к  Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение  к результатам труда людей, желание  посильно помогать им, активность и  инициативу в самостоятельной деятельности. 
Исследования  ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы. 
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. 
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

 К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о гуманном отношении к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу (поселку), Родине, уважении к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации),о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. 
Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.

   Процесс нравственного воспитания сложен и длителен. В нем условно можно выделить три составляющие части: основную — воспитание и две сопутствующие — перевоспитание и самовоспитание. Нравственное воспитание имеет перспективный характер, т. е. в ходе его происходит «проектирование» личности воспитанника с учетом достигнутого уровня нравственного развития, намечающихся тенденций поведения. Прогнозируя развитие определенных моральных качеств детей, педагог организует их разнообразную деятельность, в которой происходит освоение определенного морального содержания (нравственных знаний, умений, способов поведения и пр.), формируются моральные мотивы и социальная активность, а также преодолеваются отрицательные черты поведения. Опора на активность воспитанников является обязательным условием нравственного воспитания.

3 Принципы нравственного воспитания дошкольников

 

  Принцип требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у них основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам. 
    Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, следует учитывать, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни, а также мотивы поступков, будет ли воспитывать осознанное поведение. 
         Систематичность и последовательность, единство требований к детям в детском саду и семье обеспечивает прочное усвоение навыков поведения, формирование нравственных основ личности ребенка. Этот принцип требует от педагога осуществлять всю воспитательную работу систематически, последовательно усложняя задачи воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых моральных правил, опыта поведения). Необходимо также создание условий, обеспечивающих наиболее полное решение воспитательных задач: для того, чтобы сформировать любое нравственное качество, требуется обеспечить систематичность упражнений ребенка в поступках, в которых оно проявляется, а также обеспечить единство требований к нему со стороны всех воспитывающих его лиц. В противном случае у детей формируется лишь умение подчиняться распоряжениям того или иного взрослого, а не сознательное управление своим поведением. Возникает опасность формирования приспособленчества. 
Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей.

  Воспитание детей в коллективе сверстников осуществляется также в соответствии с принципом индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, уровня нравственных представлений и опыта поведения ребенка. Осуществление этого принципа требует от педагога глубоких знаний психофизиологических особенностей данного возраста и индивидуальных особенностей развития каждого из воспитанников. 

4 Методы нравственного воспитания дошкольников

 

Методы нравственного  воспитания — это пути и способы  реализации задач нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

  Методы формирования опыта общественного поведения.

  Приучение к формам общественного поведения.

 Воспитание  поведения начинается с приучения  — практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек. Приучение широко применяется в нравственном .воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.

Для того чтобы приучение было действенным  и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата — что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); по-вторность (организация упражнений); контроль и оценка.

   Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.

       Руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения.

Мерилом нравственности являются не слова, а  поведение и поступки. Любой вид деятельности —общение, игра, труд, учение— важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания.

 

Методы  формирования нравственного сознания.

 

  Убеждение. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе.

  Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делать в как нужно поступать.

  Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению.

Применение  внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.

Разъяснение и внушение тесно связаны с  приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках.

Специфическими  методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты.

   Этическая беседа — это беседа на моральные темы. Функция ее —моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями коммунистической морали. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива.

Методы стимулирования нравственного  поведения

   Пример — это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев труда и войны, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"