Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

1. Цели обучения. основные требования к целям обучения (обучающий, развивающий, воспитательный).
2. Педагогический процесс как система.
3. Личность учителя в учебно-воспитательном процессе.

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

Педагогика. Вариант 9.

1. Цели обучения. основные  требования к целям обучения (обучающий,  развивающий, воспитательный).

2. Педагогический процесс как система.

3. Личность учителя в  учебно-воспитательном процессе.

 

1. Цели обучения. основные требования к целям  обучения (обучающий, развивающий,  воспитательный).

 

  Процесс обучения в педагогике призван активизировать деятельность учащихся, максимально способствовать тому, чтобы раскрылись их творческие способности. Для него характерна двусторонность: с одной стороны в нем принимает участие педагог, который объясняет материал и играет руководящую роль в обучении, с другой стороны -ученики, которые овладевают новыми знаниями. Нет сомнения, что этот процесс будет эффективным только в том случае, если обучающий и обучающиеся будут активно взаимодействовать между собой.

   Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:

• вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков  в соответствии с принятым стандартом образования;

• научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в  практической деятельности;

• научить самостоятельно приобретать знания;

• расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения  образования и профессионального  самоопределения.

Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:

• логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и  др.);

• воображения;

• различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);

• качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);

• речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения  мысли);

• познавательного интереса и познавательных потребностей;

• сенсорной и двигательной сфер.

Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия  для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального  образования, творчества.

В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями и навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности. Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:

• осознания учеником своей  учебной деятельности как социально  значимой;

• формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения  знаниями, умениями и навыками;

• воспитания нравственных качеств личности;

• формирования положительных  мотивов учения;

• формирования опыта общения  между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;

• воспитательного воздействия  личности учителя как примера  для подражания.

Таким образом, овладевая  знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности.

 Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели начатки трудовых и профессиональных навыков;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ — чтобы воспитать каждого уче ника высоконравственной, гармонически развитой лич ностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена вто рой. Следовательно, главная цель образования — вырас тить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенци ал.

 

    Задачи, стоящие перед процессом обучения:

- четкая и продуманная  организация деятельности обучаемых  в процессе овладения научными  знаниями, приобретения новых навыков;

- постоянное стимулирование  познавательной и учебной деятельности  воспитанников;

- работа над развитием  памяти, мышления, творческих способностей;

- формирование научного  взгляда на мир, нравственное  и эстетическое воспитание;

- работа над совершенствованием  приобретенных во время обучения  умений и навыков.

  Таким    образом, задачи процесса обучения являются результатом глубокого осмысления педагогом тех целей, которые поставлены перед обучением или воспитанием, а также условий и способов, с помощью которых они будут реализованы на практике.

   Цели обучения и их конечный результат предусматривают связи и взаимообусловленность средств обучения - как постоянных, так и переменных. Они создают единство и целостность, которые обладают свойствами интеграции и подчиняются общим воспитательным целям, предусматривающим подготовку подрастающего поколения к активной жизни и деятельности в условиях современного общества. Объединяющим элементом всех перечисленных компонентов выступает совместная слаженная деятельность преподавания и обучения, необходимым компонентом которых является общение.

   Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал общества.

 

 

2. Педагогический процесс как система  

Система (греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство.  

Латинское слово "процессус" означает "движение вперед". Педагогическим процессом называется развивающее  взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному  изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности  и общности составляет главную сущность педагогического процесса.Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино  слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми  условиями, формами и методами их протекания.  

Компоненты системы, в  которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия  воспитания. Сам педагогический процесс  характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.  

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.  

Немало систем педагогического  процесса выделено для анализа связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные связи, проявляющиеся в процессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-следственные связи, выделяя среди них наиболее существенные. Например, анализ причин недостаточной эффективности педагогического процесса позволяет обоснованно проектировать будущие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Небесполезным оказывается учет генетических связей, т.е выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании, обеспечивающих должную преемственность при проектировании и осуществлении новых педагогических процессов.   

Педагогический  процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.   

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога - развивающаяся  личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда  кроме сложности, системности, саморегуляции  присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.  

Предмет педагогического  труда - формирование человека, который  в отличие от педагога находится  на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого  человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в  том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического  воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления  воли и характера.  

В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие  на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить  воспитуемых, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.  

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение  которых открывает пути для обоснования  критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным  критерием, позволяющим надежно  судить о том, насколько быстро и  качественно протекает данный процесс.

Структурные элементы целостного педагогического процесса и их характеристика   

Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического  процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов  единой цели. Сложная диалектика отношений  внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности  процессов, его образующих; 2) в целостности  и соподчиненности, входящих в него обособленных систем; 3) в наличии  общего и сохранении специфического.   

Доминирующая функция  процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процессов выполняет  в целостном процессе и сопутствующие  функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и  образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему  воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.   

 

 

Закономерности  и этапы педагогического процесса   

Среди общих закономерностей  педагогического процесса выделяют такие:  

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, "ступенчатый" характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу - тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.  

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.  

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями и воспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.   

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.   

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"