Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:18, контрольная работа
1. Цели обучения. основные требования к целям обучения (обучающий, развивающий, воспитательный).
2. Педагогический процесс как система.
3. Личность учителя в учебно-воспитательном процессе.
Педагогика. Вариант 9.
1. Цели обучения. основные требования к целям обучения (обучающий, развивающий, воспитательный).
2. Педагогический процесс как система.
3. Личность учителя в
учебно-воспитательном
1. Цели обучения. основные требования к целям обучения (обучающий, развивающий, воспитательный).
Процесс обучения в педагогике призван активизировать деятельность учащихся, максимально способствовать тому, чтобы раскрылись их творческие способности. Для него характерна двусторонность: с одной стороны в нем принимает участие педагог, который объясняет материал и играет руководящую роль в обучении, с другой стороны -ученики, которые овладевают новыми знаниями. Нет сомнения, что этот процесс будет эффективным только в том случае, если обучающий и обучающиеся будут активно взаимодействовать между собой.
Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
• вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
• научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
• научить самостоятельно приобретать знания;
• расширить общий кругозор
для выбора дальнейшего пути получения
образования и
Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:
• логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.);
• воображения;
• различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);
• качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);
• речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);
• познавательного интереса и познавательных потребностей;
• сенсорной и двигательной сфер.
Таким образом, реализация этой
функции обучения обеспечивает развитый
интеллект человека, создает условия
для постоянного
В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями и навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности. Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:
• осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
• формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;
• воспитания нравственных качеств личности;
• формирования положительных мотивов учения;
• формирования опыта общения
между учащимися и
• воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.
Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности.
Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит цикличный характер, и важнейшим, главным показателем развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического труда, которые группируются вокруг двух основных целей:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели начатки трудовых и профессиональных навыков;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ — чтобы воспитать каждого уче ника высоконравственной, гармонически развитой лич ностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена вто рой. Следовательно, главная цель образования — вырас тить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенци ал.
Задачи, стоящие перед процессом обучения:
- четкая и продуманная
организация деятельности
- постоянное стимулирование
познавательной и учебной
- работа над развитием памяти, мышления, творческих способностей;
- формирование научного взгляда на мир, нравственное и эстетическое воспитание;
- работа над совершенствованием
приобретенных во время
Таким образом, задачи процесса обучения являются результатом глубокого осмысления педагогом тех целей, которые поставлены перед обучением или воспитанием, а также условий и способов, с помощью которых они будут реализованы на практике.
Цели обучения и их конечный результат предусматривают связи и взаимообусловленность средств обучения - как постоянных, так и переменных. Они создают единство и целостность, которые обладают свойствами интеграции и подчиняются общим воспитательным целям, предусматривающим подготовку подрастающего поколения к активной жизни и деятельности в условиях современного общества. Объединяющим элементом всех перечисленных компонентов выступает совместная слаженная деятельность преподавания и обучения, необходимым компонентом которых является общение.
Образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал общества.
2. Педагогический процесс как система
Система (греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство.
Латинское слово "процессус"
означает "движение вперед". Педагогическим
процессом называется развивающее
взаимодействие воспитателей и воспитуемых,
направленное на достижение заданной
цели и приводящее к заранее намеченному
изменению состояния, преобразованию
свойств и качеств воспитуемых.
Иными словами педагогический процесс
- это процесс, в котором социальный
опыт переплавляется в качества личности.
Обеспечение единства обучения, воспитания
и развития на основе целостности
и общности составляет главную сущность
педагогического процесса.
Компоненты системы, в
которой протекает
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Немало систем педагогического
процесса выделено для анализа связей,
проявляющихся между
Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.
Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.
Предмет педагогического
труда - формирование человека, который
в отличие от педагога находится
на более ранней ступени своего развития
и не обладает необходимыми для взрослого
человека знаниями, умениями, навыками,
опытом. Своеобразие объекта
В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить воспитуемых, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.
Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.
Структурные элементы целостного педагогического процесса и их характеристика
Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности, входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического.
Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.
Закономерности
и этапы педагогического
Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяют такие:
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, "ступенчатый" характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу - тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями и воспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от: 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.