Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

1. Цели обучения. основные требования к целям обучения (обучающий, развивающий, воспитательный).
2. Педагогический процесс как система.
3. Личность учителя в учебно-воспитательном процессе.

Файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.  

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.  

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.)  

Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными  закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи  еще только подступают.  

 Главными этапами можно  назвать подготовительный, основной, заключительный.  

На подготовительном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика  условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.  

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую  перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического  процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда "привязано" к конкретной системе осуществления  педагогического процесса - школе, классу, уроку и т.д.  

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. "диа" - прозрачный и "гнозис" - знание) - это исследовательская  процедура, направленная на "прояснение" условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.   

За диагностикой следует  прогнозирование хода и результатов  педагогического процесса.. Сущность прогнозирования (приставка "про" указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.   

Завершается подготовительный этап спроектированным на основе результатов  диагностики и прогнозирования  проектом организации процесса, который  после окончательной доработки  воплощается в план. План, как  сам процесс, всегда "привязан" к конкретной системе.В педагогической практике применяются различные планы - руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план - итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что надо делать.  

Этап осуществления педагогического  процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.   

Завершается цикл педагогического  процесса этапом анализа достигнутых  результатов (заключительный). Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения? Ответ очевиден - чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.

3. Личность учителя  в учебно-воспитательном процессе.

       Весь опыт развития человечества доказывает, что в учебно-воспитательном процессе особое значение имеет личность учителя, поскольку он влияет на учащегося своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности педагога (учителя, преподавателя), его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Исторически каждая теория обучения и воспитания выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности педагога. Так, для современного этапа образования важно не только и не столько научить известному (определенному) количеству знаний, сколько воспитать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Это актуальное требование кардинально меняет роль педагога. От преподавателя вуза сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации. Целесообразно стать организатором познавательной активности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.

        Если педагогический процесс – это прежде всего взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества педагога, требовательность к себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и профессиональных качествах.

В создании нравственной атмосферы  в классе важное место занимает авторитет  учителя, который формируется в  процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом.Авторитет учителя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются прежде всего в повседневной деятельности, общении с окружающими.

Необходимо отметить также, что успех деятельности учителя  зависит от степени искренности  в желании научить, от меры уважения учителем человеческой личности .

Очень важным и ценным качеством  для учителя является способность  быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с обучаемыми, располагать их к себе, пользоваться их симпатией. Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния.

       Деятельность учителя требует постоянного изучения личности учащегося, которое осуществляется в ходе работы, учебы, обыденной жизни. Успешному изучению личности может способствовать наличие таких качеств у учителя как педагогическая внимательность, педагогическая наблюдательность и любознательность, профессиональная память.

       Учителю необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Учитель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован. Таково мнение одного из педагогов прошлого — А. Дистервега. «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, образованным».

Чтобы добиться выполнения поставленных задач, учитель, вопреки всем трудностям и препятствиям, должен обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов. Без этого сила воли и настойчивость выливаются в конечном счете в упрямство и твердолобость, не совместимые с предназначением учителя. Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска.

Учитель должен проявлять  себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое обучаемыми, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи.

В учебно-воспитательном процессе важное значение имеет эмоциональный фон деятельности учителя, который способствует тому, что учащиеся предрасположены к учителю, если он жизнерадостен, оптимистичен. И напротив, трудно предположить это по отношению к учителю, который всегда хмур.

Можно выделить следующие  группы педагогических способностей

1) Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.

2) Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей и т. п.

3) Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4) Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5) Суггестивные способности заключаются в эмоционально- волевом влиянии на обучаемых.

6) Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7) Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требования до конца.

        Личность учителя в учебно-воспитательном процессе незаменима.


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"