Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:12, контрольная работа
Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Совокупность педагогических ценностей выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах.
Контрольная работа по дисциплине «Профессиональная культура педагога»
1. Профессионально-педагогическая культура состоит из аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.
Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Совокупность педагогических
ценностей выступает как
Сознание каждого
конкретного учителя,
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя.
Технология педагогической деятельности рассматривается через призму
решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции.
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта.
В современной науке творчество многими исследователями рассматривается в качестве интегративного, системообразующего компонента культуры.
В качестве одного из важнейших объективных условий развития педагогического творчества рассматривается влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит, созидает педагог в определенном временном промежутке.
Субъективные условия развития педагогического творчества составляют: знание основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса; высокий уровень общекультурной подготовки учителя; владение современными концепциями обучения и воспитания; анализ типичных ситуаций и умение принимать решение в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение педагогической технологией.
2. Профессионально-педагогическая культура - это понятие, конкретизирующееся в понятиях "культура педагогической деятельности", "культура педагогического общения" и "культура личности учителя".
Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры:
Методологическая функция
Интеллектуальная функция
Исследовательская функция
Нравственная функция
Гуманитарная функция
Духовная функция
Функция культуры общения
Речевая функция
Рефлексивная функция
Функция межнационального общения
Дидактическая функция
Технологическая функция
Методологическая функция
Эстетическая функция
Физическая функция
Экологическая функция
Экономическая функция
Политехническая функция
Правовая функция
Управленческая функция
Диагностическая функция
Инновационная функция
Мониторинговая функция
Критерии оценки уровня сформированности ППК:
Уровни сформированности ППК:
3. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом.
Повышение профессионализма
педагогов признается важнейшим
приоритетом государственной
Главной целью профессиональной подготовки специалистов становится воспитание личности в полном смысле этого слова, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации.
Становление педагога как профессионала и субъекта продуктивной деятельности есть процесс приближения к идеалам культуры.
Современный педагог должен находиться в состоянии непрерывного роста своего профессионализма и развития нравственных характеристик.
4. К сожалению, существует целый ряд внешних и внутренних факторов, которые могут привести к профессиональному «выгоранию» педагога.
Внешние факторы, провоцирующие «выгорание»:
Внутренние факторы:
Первый шаг к преодолению «
Приемы снятия эмоционального напряжения:
Методы психической саморегуляции:
Использование методов психической саморегуляции в профилактических целях необходимо для предотвращения накопления явлений перенапряжения и восстановления нормального эмоционального фона деятельности педагога.
5. В настоящее время важной проблемой является процедура оценивания работы учреждения образования, деятельности педагога и обучающегося. Эффективным средством ее проведения является мониторинг, так как он позволяет осуществлять сбор, систематизацию информации, а также сопровождение процессов развития, управление ими.
Мониторинг может быть двух видов: статистический и нестатистический.
Мониторинг решает следующие основные вопросы:
- правильное формирование целей;
- мотивирование людей на
- формирование типовых процедур;
- формирование информационной среды.
Требования, предъявляемые к мониторингу
1. Сравнительный характер - дает возможность сравнения обученности учащихся, групп, классов внутри выборки и вне её.
2. Пролонгированный характер - предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом обучающихся.
3. Констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление значимых показателей в образовании.
4. Диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленных проблем и недостатков.
5. Прогнозирующий характер - обследование, на основании которого можно осуществлять прогнозирование развития образовательного процесса, исходя из возможностей на данный момент.
Уровни мониторинговых исследований
Региональный уровень – оценка эффективности инновационных и авторских методик, различных учебно-методических комплексов и т.п.
Муниципальный уровень – оценка качества обучения учащихся образовательных учреждений различного типа и профиля.
Уровень образовательного учреждения – проблемы усвоения определенного содержания: учебных и личных достижений обучающихся (воспитанников), эффективности использования той или иной технологии, методики и т.п.
Соответственно:
Объект мониторинга – образовательная система и её отдельные элементы:
- явления (воспитанность, образованность, мастерство педагога);
- процессы (нравственного, трудового воспитания);
- деятельность (игровая, учебная).
Предмет мониторинга:
- на региональном уровне – оценка эффективности инновационных и авторских методик, различных учебно-методических комплексов и т.п.;
- на муниципальном уровне – оценка качества обучения учащихся образовательных учреждений различного типа и профиля и т.д.;
- на уровне учебного заведения – проблемы усвоения определенного содержания: учебных и личных достижений учащихся, эффективности использования той или иной технологии, методики и т.п.
Субъекты мониторинга – носители мониторинговых функций (организации, структуры, отдельные люди):
- субъекты, предоставляющие информацию;
- субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию.
Применительно к образовательному учреждению можно выделить следующие виды мониторинга:
По масштабу целей образования:
- стратегический
- тактический
- оперативный
По охвату объекта наблюдения:
- локальный
- выборочный
- сплошной
По этапам обучения:
- входной или отборочный
- учебный или промежуточный
- выходной или итоговый
По организационным формам:
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
По временной зависимости:
- ретроспективный
- предупредительный или операционный
- текущий
По формам объект-субъект отношений:
- внешний или социальный
- взаимоконтроль
- самоанализ
По частоте процедур:
- разовый
- периодический
- систематический
По используемому инструменту:
- стандартизированный
- нестандартизированный
- матричный
По задачам, характеру и основным формам:
- педагогический
- управленческий
Нормирование – необходимое условие и основа мониторинга
Норма (нормирование) – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты.
Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следуют содержательная оценка и коррекция.
Информация о работе Контрольная работа по «Профессиональной культуре педагога»