Контрольная работа по «Профессиональной культуре педагога»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:12, контрольная работа

Описание работы

Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Совокупность педагогических ценностей выступает как познавательно-действующая система, обладающая относительной стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольная работа по дисциплине «Профессиональная культура педагога»

 

 

1. Профессионально-педагогическая культура состоит из аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов.

Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и  включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

Совокупность педагогических ценностей выступает как познавательно-действующая  система, обладающая относительной  стабильностью и повторяемостью. Эти ценности выступают ориентирами педагогической деятельности в определенных профессиональных группах.

 Сознание каждого  конкретного учителя, аккумулируя  социально-педагогические и профессионально-групповые  ценности, строит свою личностную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций.

 

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя.

       Технология педагогической деятельности рассматривается через призму

 

решения совокупности педагогических задач по педагогическому анализу, целеполаганию и планированию, организации, оценке и коррекции.

 

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта.

В современной науке  творчество многими исследователями  рассматривается в качестве интегративного, системообразующего компонента культуры.

В качестве одного из важнейших  объективных условий развития педагогического творчества  рассматривается влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит, созидает педагог в определенном временном промежутке.

Субъективные условия  развития педагогического творчества составляют: знание основных закономерностей и принципов целостного педагогического процесса; высокий уровень общекультурной подготовки учителя; владение современными концепциями обучения и воспитания; анализ типичных ситуаций и умение принимать решение в таких ситуациях; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение и владение педагогической технологией.

2. Профессионально-педагогическая культура - это понятие, конкретизирующееся в понятиях "культура педагогической деятельности", "культура педагогического общения" и "культура личности учителя".

Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры:

  • ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ  КОМПОНЕНТ

Методологическая функция

Интеллектуальная функция 

Исследовательская функция 

  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ  КОМПОНЕНТ

Нравственная функция 

Гуманитарная функция 

Духовная функция 

  • КОММУНИКАТИВНЫЙ  КОМПОНЕНТ

Функция культуры общения

Речевая функция 

Рефлексивная функция                                

Функция межнационального  общения 

  • ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

Дидактическая функция

Технологическая функция 

Методологическая функция

  • ВОСПИТЫВАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ

Эстетическая функция

Физическая функция

Экологическая функция 

Экономическая функция 

Политехническая функция 

  • НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Правовая функция 

Управленческая функция 

  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Диагностическая функция 

Инновационная функция 

Мониторинговая функция

 

Критерии оценки уровня сформированности ППК:

  • Ценностное отношение к педагогической деятельности
  • Технолого-педагогическая готовность
  • Творческая активность
  • Степень развития педагогического мышления
  • Стремление к профессионально-педагогическому совершенствованию

Уровни сформированности ППК:

  • Адаптивный
  • Репродуктивный
  • Эвристический
  • Креативный

 

3.    Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом.

Повышение профессионализма педагогов признается важнейшим  приоритетом государственной образовательной  политики.

Главной целью профессиональной подготовки специалистов становится воспитание личности в полном смысле этого слова, владеющей средствами познания себя и окружающего мира, способной к полноценной профессиональной и личностной самореализации.

Становление педагога как  профессионала и субъекта продуктивной деятельности есть процесс приближения  к идеалам культуры.

Современный педагог  должен находиться в состоянии непрерывного роста своего профессионализма и развития нравственных характеристик.

4. К сожалению, существует целый ряд внешних и внутренних факторов, которые могут привести к профессиональному «выгоранию» педагога.

           Внешние факторы, провоцирующие «выгорание»:

  • Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность
  • Дестабилизирующая организация деятельности
  • Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции
  • Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности
  • Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

 

           Внутренние факторы:

  • Склонность к эмоциональной ригидности
  • Интенсивная интеоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности
  • Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
  • Нравственные дефекты и  и дезориентации личности.

Первый шаг к преодолению «выгорания» - разобраться с самим собой, понять не только свои цели и представить образ будущего, а ответить себе на вопрос, в чем смысл того, что вы сейчас делаете, зачем вы это делаете.

            Приемы снятия эмоционального напряжения:

  • Информированность
  • Соотношение произошедшей ситуации с основными жизненными целями
  • Разговор с близким человеком
  • Активизация чувства юмора
  • Физическая нагрузка
  • Массаж

            Методы психической саморегуляции:

  • Медитация
  • Аутогенная тренировка
  • Дыхательная гимнастика
  • Креативная визуализация
  • Танцевальная релаксация

Использование методов  психической саморегуляции в  профилактических целях необходимо для предотвращения накопления явлений перенапряжения и восстановления нормального эмоционального фона деятельности педагога.

 

5. В настоящее время важной проблемой является процедура оценивания работы учреждения образования, деятельности педагога и обучающегося. Эффективным средством ее проведения  является мониторинг, так как он позволяет осуществлять сбор, систематизацию информации, а также сопровождение процессов развития, управление ими.

Мониторинг может быть двух видов: статистический и нестатистический.

Мониторинг решает следующие  основные вопросы:

- правильное формирование целей;

- мотивирование людей на достижение  целей;

- формирование типовых процедур;

- формирование информационной  среды.

Требования, предъявляемые  к мониторингу

1. Сравнительный характер - дает возможность сравнения обученности учащихся, групп, классов внутри выборки и вне её.

2. Пролонгированный характер - предусматривает многократный сбор информации в течение достаточно длительного периода с определенным контингентом обучающихся.

3. Констатирующий характер – обследование, направленное главным образом на выявление значимых показателей в образовании.

4. Диагностирующий характер – обследование, направленное на установление причин выявленных проблем и недостатков.

5. Прогнозирующий характер - обследование, на основании которого можно осуществлять  прогнозирование развития образовательного процесса, исходя из возможностей на данный момент.

 

Уровни мониторинговых исследований

Региональный уровень – оценка эффективности инновационных и авторских методик, различных учебно-методических комплексов и т.п.

Муниципальный уровень – оценка качества обучения учащихся образовательных учреждений различного типа и профиля.

Уровень образовательного учреждения – проблемы усвоения определенного содержания: учебных и личных достижений обучающихся (воспитанников), эффективности использования той или иной технологии, методики и т.п.

Соответственно:

Объект мониторинга – образовательная система и её отдельные элементы:

- явления (воспитанность,  образованность, мастерство педагога);

- процессы (нравственного,  трудового воспитания);

- деятельность (игровая,  учебная).

Предмет мониторинга:

- на региональном уровне – оценка эффективности инновационных и авторских методик, различных учебно-методических комплексов и т.п.;

- на муниципальном уровне – оценка качества обучения учащихся образовательных учреждений различного типа и профиля и т.д.;

- на уровне учебного заведения – проблемы усвоения определенного содержания: учебных и личных достижений учащихся, эффективности использования той или иной технологии, методики и т.п.

Субъекты мониторинга – носители мониторинговых функций (организации, структуры, отдельные люди):

- субъекты, предоставляющие  информацию;

- субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию.

Применительно к образовательному учреждению можно выделить следующие  виды мониторинга:

По масштабу целей образования:

- стратегический

- тактический

- оперативный

По охвату объекта наблюдения:

- локальный

- выборочный

- сплошной

По этапам обучения:

- входной или отборочный

- учебный или промежуточный

- выходной или итоговый

По организационным  формам:

- индивидуальный

- групповой

- фронтальный

По временной  зависимости:

- ретроспективный

- предупредительный или операционный

- текущий

По формам объект-субъект отношений:

- внешний или социальный

- взаимоконтроль

- самоанализ

По частоте  процедур:

- разовый

- периодический

- систематический

По используемому  инструменту:

- стандартизированный

- нестандартизированный

- матричный

По задачам, характеру и основным формам:

- педагогический

- управленческий

 

Нормирование  – необходимое условие и основа мониторинга

Норма (нормирование) –  одно из самых необходимых условий  и оснований мониторинга, поскольку  именно с ней сравниваются фактические результаты.

 

Сравнение реальных результатов с эталонами и  нормами является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следуют содержательная оценка и коррекция.

Информация о работе Контрольная работа по «Профессиональной культуре педагога»