Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:21, контрольная работа
1. Роль взрослого в развитии игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи у дошкольников.
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Контрольная работа по дисциплине:
«Специальная методика дошкольного воспитания»
Выполнила студентка
5 курса 502 группы
заочной формы получения образования,
специальность
«Олигофренопедагогика. Логопедия»
Кударская Мария Александровна
Проверила: Свиридович Ирина Александровна
2013г.
1. Роль взрослого в развитии игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Игра является формой активного творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребёнок вносит в неё свои выдумки, фантазии, потому в ней переплетается реальность и вымысел.
Так происходит с нормально развивающимися детьми. У детей со снижением интеллекта развитие игровой деятельности имеет свои особенности.
Дошкольники с проблемами интеллектуального развития длительное время не испытывают потребности в игре. Большинство из них обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам. Действия с игрушками долго остаются на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий. Наряду с этим встречаются и процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий (например, снимает одежду с куклы и снова надевает её), это свидетельствует об отсутствии замысла игры. Выполняемые действия бедны, стереотипны и формальны. Они не сопровождаются речью или какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически.
Даже в старшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальной недостаточностью редко выступают с инициативой поиграть, поэтому инициатива игры исходит от педагога, планируется только под руководством педагога, который разъясняет порядок её протекания. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что средством формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является обучение, это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими, ребёнок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры.
Лишь в процессе длительного обучения дети овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют им проникнуть в сущность некоторых областей деятельности людей, жизни животных и растений, как правило, в большей или меньшей степени связанных с непосредственным опытом, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на развитие игровой деятельности и характер любого вида игры.
Несомненно, успешному привлечению к действию с игровыми средствами и организации игр с дошкольниками, имеющими проблемы психического и физического здоровья, способствует умелое педагогическое руководство взрослого. Для проблемного ребёнка, взрослый, выступающий в роли инициатора детской игры, должен учитывать одно из важных условий - положительную психоэмоциональную сторону организации игры. Педагог своим поведением, эмоциональным посылом должен вызывать у детей положительное отношение к игре. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивает желание ребёнка взаимодействовать и добиваться положительного результата. Роль взрослого «инициатора» детской игры двойственна: с одной стороны он организует и привлекает детей к игре, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, при необходимости даёт образец поведения в игре.
Процесс обучения игре представляет собой особую форму взаимодействия взрослого с детьми, обеспечивающий не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической, физической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Важным условием развития игровой деятельности умственно отсталых дошкольников является организация игрового пространства, систематическое обучение умению играть, а также руководство их играми в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать
вывод, что взрослый является инициатором,
руководителем и
2. Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи у дошкольников.
Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.
1. Игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребёнок).
2. Игра «Что растёт в лесу?».
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а педагог постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?
3. Игра «У кого похожая картинка?».
Цель: образование форм множественного
числа существительных с
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, педагог поднимает свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая. - На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?
4. Игра «Измени слово».
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребёнку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.
Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.
1. Игра «С какого дерева упал листок?».
Цель: закрепить названия
деревьев, форму родительного падежа
единственного числа с
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клёна».
2. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.
Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
3. Играем в сказку «Колобок».
Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.
Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».
Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).
Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.
1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».
Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:
Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
- Мы с вами тоже сможем
сочинить веселые шутки. Я
Речевой материал:
Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек),
И синичек без … (рукавичек).
2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».
Цель: закрепление темы «Овощи
– фрукты», формировать умение образовывать
множественное число
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.
3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»
Цель: закрепить умение образовывать
множественное число
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивалось
по четыре картинки с предметами во
множественном числе, затем две
картинки убирались, и у детей
спрашивали: «Чего не стало?». Картинки
подбирались с разными
Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.
1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»
Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребёнок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.
б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребёнок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.
Речевой материал: - Я дам конфету девочкам; - Я дам книгу мишкам.
2. Игра «Гости».
Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.
Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребёнка по игрушки, у педагога зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного: - Орехи я дам белке; - Мед я дам медведю.
Дидактические игры на формирование винительного падежа.
1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.
Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребёнок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал: - Я вижу стол, окно, стул … - Я вижу столы, окна, стулья…
2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».
Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.
Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребёнок должен был дать ответ в правильном варианте.
Речевой материал: - Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); - Цени что? (труд, забота, дружба); - Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); - Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).
Дидактические
игры для уточнения формы
1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».
Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?
Речевой материал: - Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).
2. Игра «Что чем делают?».
Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».
Информация о работе Контрольная работа по «Специальная методика дошкольного воспитания»