Контрольная работа по «Специальная методика дошкольного воспитания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

1. Роль взрослого в развитии игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи у дошкольников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.69 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

 

Факультет специального образования

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Специальная методика дошкольного воспитания»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

5 курса 502 группы

заочной формы получения  образования,

специальность

«Олигофренопедагогика. Логопедия»

Кударская Мария Александровна

Проверила: Свиридович Ирина Александровна

 

 

 

 

 

2013г.

1. Роль взрослого в  развитии игровой деятельности  у детей с интеллектуальной  недостаточностью.

 

Игра является формой активного  творческого отражения ребёнком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребёнок вносит в неё свои выдумки, фантазии, потому в ней переплетается реальность и вымысел.

Так происходит с нормально  развивающимися детьми. У детей со снижением интеллекта развитие игровой деятельности имеет свои особенности.

Дошкольники с проблемами интеллектуального развития длительное время не испытывают потребности в игре. Большинство из них обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам. Действия с игрушками долго остаются на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий. Наряду с этим встречаются и процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий (например, снимает одежду с куклы и снова надевает её), это свидетельствует об отсутствии замысла игры. Выполняемые действия бедны, стереотипны и формальны. Они не сопровождаются речью или какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически.

Даже в старшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальной недостаточностью редко выступают с инициативой  поиграть, поэтому инициатива игры исходит от педагога, планируется только под руководством педагога, который разъясняет порядок её протекания. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что средством формирования игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является обучение, это обусловлено тем, что самостоятельно, лишь в процессе общения с окружающими, ребёнок не в состоянии овладеть теми знаниями и умениями, которые необходимы для полноценной игры.

Лишь в процессе длительного  обучения дети овладевают системой знаний, которые на элементарном уровне позволяют  им проникнуть в сущность некоторых  областей деятельности людей, жизни  животных и растений, как правило, в большей или меньшей степени  связанных с непосредственным опытом, что в свою очередь оказывает  непосредственное влияние на развитие игровой деятельности и характер любого вида игры.

Несомненно, успешному привлечению  к действию с игровыми средствами и организации  игр с дошкольниками, имеющими проблемы психического и физического здоровья, способствует умелое педагогическое руководство взрослого. Для проблемного ребёнка, взрослый, выступающий в роли инициатора детской игры,  должен учитывать одно из важных условий - положительную психоэмоциональную сторону организации игры. Педагог своим поведением, эмоциональным посылом должен вызывать у детей положительное отношение к игре. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивает желание  ребёнка взаимодействовать и добиваться положительного результата. Роль взрослого «инициатора» детской игры двойственна: с одной стороны он организует и привлекает детей к игре, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий,  при  необходимости даёт образец поведения в игре.

Процесс обучения игре представляет собой особую форму взаимодействия взрослого с детьми, обеспечивающий не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической, физической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками и т.п. Важным условием развития игровой деятельности умственно отсталых дошкольников является организация игрового пространства, систематическое обучение умению играть, а также руководство их играми в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать  вывод, что взрослый является инициатором, руководителем и проектировщиком  игр у детей с проблемами  интеллектуального  развития.

 

2. Дидактические игры  и упражнения по формированию  морфологического строя речи  у дошкольников.

 

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.

1. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного  падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась  картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребёнок).

2. Игра «Что растёт в лесу?».

Цель: образование формы  множественного числа существительного с окончанием -ы.

Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.

Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а педагог постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

3. Игра «У кого похожая  картинка?». 

Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались  картинки с изображением предмета во множественном числе, педагог поднимает свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая. - На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?

4. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы  множественного числа именительного  падежа существительных с разными  окончаниями.

Оборудование: мяч.

Ход игры: ребёнку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного  числа с предлогами.

1. Игра «С какого дерева  упал листок?». 

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом  С.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клёна».

2. Игра «Эрудит».

Цель: закрепить части  тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом  У.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались  картинки с животными, и задаются вопросы.

Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У  кого длинные уши? - У кого есть копыта?

3. Играем в сказку «Колобок». 

Цель: образование формы  родительного падежа с предлогом  от.

Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».

Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась  по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.

1. Дидактическая игра  «Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:

Даю вам честное слово,

Вчера в половине шестого 

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

- Мы с вами тоже сможем  сочинить веселые шутки. Я буду  начинать, а вы продолжайте (детям  показываются картинки во время  чтения стихотворения, которые  заранее проговаривались).

Речевой материал:

Даём честное слово:

Вчера в половине шестого 

Мы видели двух сорок 

Без … (ботинок) и … (носков),

И щенков без … (тапочек),

И синичек без … (рукавичек).

2. Игровое упражнение  «Заготовки на зиму». 

Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это  соки, повидло, варенье, салаты, компоты  и джемы. После им раздавались  картинки с изображением овощей и  фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

3. Игровое упражнение  «Угадай, чего не стало?» 

Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных  родительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две  картинки убирались, и у детей  спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и  множественного числа.

1. Игровое упражнение  «Кому, что нужно для работы» 

Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.

Наглядный материал: предметные картинки.

а) Ход игры: детям раздавались  картинки, на которых изображены учитель  без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребёнок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.

б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками  т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребёнок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.

Речевой материал: - Я дам  конфету девочкам; - Я дам книгу  мишкам.

2. Игра «Гости». 

Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.

Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребёнка по игрушки, у педагога зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного: - Орехи я дам белке; - Мед я дам медведю.

Дидактические игры на формирование винительного падежа.

1. Дидактическая игра  «Кто самый наблюдательный».

 Цель: развить у детей  внимание, память, обиходный словарь. 

Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать  больше предметов полными предложениями. Первый ребёнок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал: - Я вижу стол, окно, стул … - Я вижу столы, окна, стулья… 

2. Дидактическая игра  «Измени и скажи правильно».

Цель: научить детей внимательно  слушать и находить ошибки.

Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов  поставленных в начальную форму, ребёнок должен был дать ответ в правильном варианте.

Речевой материал: - Люблю  кого? Что? (мама, Родина, кошка); - Цени что? (труд, забота, дружба); - Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); - Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

Дидактические игры для уточнения формы творительного  падежа.

1. Дидактическая игра  «Кто, чем защищается». 

Цель: закрепить тему «Животные  и птицы», усвоение творительного  падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: дети рассматривали  картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?

Речевой материал: - Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

2. Игра «Что чем делают?». 

Цель: расширить словарный  запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного  падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались  предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы  и т.д., дети должны были составить  словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и  т.д.)?».

Информация о работе Контрольная работа по «Специальная методика дошкольного воспитания»