Контрольная работа по «Специальная методика дошкольного воспитания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

1. Роль взрослого в развитии игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи у дошкольников.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.69 Кб (Скачать файл)

3. Игры «Когда это бывает?»,  «Кто за кем?». 

Цель: закрепить форму  творительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

а) Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года, и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».

б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди  команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто  за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.

Игры для  уточнения формы предложного  падежа.

1. Игровое упражнение  «Забота».

Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям раздавались  картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чём) заботятся дети?».

2. Игровое упражнение  «Помоги животным найти свой  домик».

Цель: закрепление знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а  картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.

Задания на формирование изменения глаголов по лицам.

1. Игровое упражнение  «Догадайся, что делает девочка,  и что отвечает». 

Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов. Наглядный  материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы  «Что делает девочка?» и ответ  девочки в 1 лице настоящего времени.

2. Игровое упражнение  «Угадай и сделай так же». 

Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного  числа на форму 1-го лица единственного  числа этих же глаголов.

Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать  его и сделать точно так  же.

Речевой материал: Вова идет. – Я иду. Катя спит. – Я сплю. Таня пьет. – Я пью. Алина рисует. – Я рисую. Артем бежит. – Я  бегу. Оля читает. – Я читаю.

3. Цель: научить детей  одни и те же глаголы настоящего  времени единственного числа  употреблять в 1-м лице множественного  лица.

Ход задания: экспериментатор  называл действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном  числе.

Речевой материал: Я иду. – Мы идем. Я пою. – Мы поем. Я  мою руки. – Мы моем руки. Я гуляю. – Мы гуляем. Я играю. – Мы играем. Я сплю. – Мы спим.

4. Игровое упражнение  «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков  на сопоставление глаголов единственного  числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры: экспериментатор  начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребёнку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.

Речевой материал: Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет); Я  стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит); Я иду гулять. – Ты …(идешь  гулять). – Он …(идет гулять); Я строю  дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом); Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).

Игровые упражнения и задания на формирование имени  прилагательного и имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением.

1. Дидактическая игра  «Большой – маленький».

Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с  изображением предметов. Каждый ребёнок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.

2. Игровое упражнение  «Ёж и ёжик».

Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образования уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки, 2 ёжика большой и маленький.

Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ёжика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут.

Речевой материал: - Я дам  ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

3. Дидактическая игра  «Назови ласково».

Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.

Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.

Игровые упражнения и задания на формирование навыков  образование относительные прилагательные от имени существительного.

1. Игра «Заготовки на  зиму». 

Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались  картинки с изображением овощей, и  экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить  на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Педагог задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам.

Речевой материал: - Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов)?; - Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив)?; - Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов, помидоров, свеклы, картофеля, гороха)? Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».

Игровые игры и упражнения на формирование навыков образования приставочных глаголов.

1. Игровое упражнение  «Подскажи действия». 

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.

Наглядный материал: игрушечная машинка.

Ход игры: педагог показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.

Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Педагог повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

2. Игровое упражнение  «Игра с водой».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ.

Наглядный материал: стаканы  с водой, лейка и цветы.

Ход игры: педагог демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и комментировал их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.

3. Игровое упражнение  «Скажи наоборот». 

Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.

Наглядный материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг. Педагог бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.

Речевой материал: - НАливает – ВЫливает; - Входит – ВЫходит; - ЗАкрывает – ОТкрывает; - ПРИплывает – ОТплывает; - СОбирает – РАЗбирает; - ПОДъезжает – ОТъезжает.

Игровые упражнения на формирование навыков образование  детенышей животных.

1. Игровое упражнение  «Страшный зверь».

Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: экспериментатор  читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять  подходящие по смыслу слова.

Речевой материал: «У девочки  Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).

2. Игровое упражнение  «День рождения Пуха». 

Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.

Наглядный материал: игрушки  и предметные картинки.

Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со взрослыми животными. Педагог рассказывал детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляли подходящие по смыслу слова и отвечали на вопросы.

Игровые упражнения на формирование навыков образовывать притяжательные прилагательные.

1. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.

Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.

Ход игры: 1 вариант. На доску  вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались  картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть. 2 вариант. Педагог показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей?, чья?, чьи?

Игровое упражнение на формирование навыков образовывать сравнительную степень прилагательных.

1. Игра «Договори предложения».

Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.

Ход игры: Педагог зачитывал предложения, а дети должны были его закончить.

Речевой материал: - Вова сильный, а его брат еще… (сильнее); - Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее); - Весной погода теплая, а летом еще… (теплее); - У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее); - Вечер темный, а ночь еще… (темнее); - Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).

Задания на образование  двухсоставных слов.

Игра: «Эхо».

Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова. Наглядный  материал: предметные картинки.

Ход игры: детям вначале  читалось стихотворение, выделялась интонацией каждая значимая часть слова: Рыбу ловит рыболов. Пчёл разводит пчеловод. Землю копает землекоп. Пешком ходит пешеход. Лёд колет ледокол. Листья падают – наступает листопад. Лес рубит лесоруб. Трубы чистит трубочист. По дороге едет вездеход. Пыль сосет пылесос. После детям заново читалось стихотворение, но дети сами его заканчивали.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ Под ред. А. Катаева и др. -  М.: издательство  «Владос», 2001 г.

2. Е.А. Стребелева Программа для детей с проблемами интеллектуального развития - М., 2005г.

3. Л. Баряева Театрализованные игры занятия - Санкт-Петербург, 2001г.

4. Т.П. Медведева Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна - М.,2007 г.


Информация о работе Контрольная работа по «Специальная методика дошкольного воспитания»