Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 21:21, контрольная работа
1. Роль взрослого в развитии игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи у дошкольников.
3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».
Цель: закрепить форму творительного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
а) Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года, и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».
б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.
Игры для уточнения формы предложного падежа.
1. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чём) заботятся дети?».
2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».
Цель: закрепление знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.
Задания на формирование изменения глаголов по лицам.
1. Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает».
Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов. Наглядный материал: сюжетные картинки.
Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.
2. Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».
Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.
Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.
Речевой материал: Вова идет. – Я иду. Катя спит. – Я сплю. Таня пьет. – Я пью. Алина рисует. – Я рисую. Артем бежит. – Я бегу. Оля читает. – Я читаю.
3. Цель: научить детей
одни и те же глаголы
Ход задания: экспериментатор называл действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном числе.
Речевой материал: Я иду. – Мы идем. Я пою. – Мы поем. Я мою руки. – Мы моем руки. Я гуляю. – Мы гуляем. Я играю. – Мы играем. Я сплю. – Мы спим.
4. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребёнку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.
Речевой материал: Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет); Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит); Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять); Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом); Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).
Игровые упражнения
и задания на формирование имени
прилагательного и имени
1. Дидактическая игра «Большой – маленький».
Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребёнок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.
2. Игровое упражнение «Ёж и ёжик».
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образования уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ёжика большой и маленький.
Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ёжика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут.
Речевой материал: - Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).
3. Дидактическая игра «Назови ласково».
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.
Игровые упражнения
и задания на формирование навыков
образование относительные
1. Игра «Заготовки на зиму».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Педагог задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам.
Речевой материал: - Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов)?; - Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив)?; - Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов, помидоров, свеклы, картофеля, гороха)? Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образования приставочных глаголов.
1. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.
Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: педагог показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.
Речевой материал: - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Педагог повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
2. Игровое упражнение «Игра с водой».
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ.
Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.
Ход игры: педагог демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и комментировал их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.
3. Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.
Наглядный материал: мяч.
Ход игры: дети встают в круг. Педагог бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.
Речевой материал: - НАливает – ВЫливает; - Входит – ВЫходит; - ЗАкрывает – ОТкрывает; - ПРИплывает – ОТплывает; - СОбирает – РАЗбирает; - ПОДъезжает – ОТъезжает.
Игровые упражнения на формирование навыков образование детенышей животных.
1. Игровое упражнение «Страшный зверь».
Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.
Речевой материал: «У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).
2. Игровое упражнение «День рождения Пуха».
Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.
Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.
Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со взрослыми животными. Педагог рассказывал детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляли подходящие по смыслу слова и отвечали на вопросы.
Игровые упражнения на формирование навыков образовывать притяжательные прилагательные.
1. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.
Ход игры: 1 вариант. На доску вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть. 2 вариант. Педагог показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей?, чья?, чьи?
Игровое упражнение
на формирование навыков образовывать
сравнительную степень
1. Игра «Договори предложения».
Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.
Ход игры: Педагог зачитывал предложения, а дети должны были его закончить.
Речевой материал: - Вова сильный, а его брат еще… (сильнее); - Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее); - Весной погода теплая, а летом еще… (теплее); - У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее); - Вечер темный, а ночь еще… (темнее); - Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).
Задания на образование двухсоставных слов.
Игра: «Эхо».
Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям вначале
читалось стихотворение, выделялась интонацией
каждая значимая часть слова: Рыбу ловит
рыболов. Пчёл разводит пчеловод. Землю
копает землекоп. Пешком ходит пешеход.
Лёд колет ледокол. Листья падают – наступает
листопад. Лес рубит лесоруб. Трубы чистит
трубочист. По дороге едет вездеход. Пыль
сосет пылесос. После детям заново читалось
стихотворение, но дети сами его заканчивали.
Список литературы
1. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ Под ред. А. Катаева и др. - М.: издательство «Владос», 2001 г.
2. Е.А. Стребелева Программа для детей с проблемами интеллектуального развития - М., 2005г.
3. Л. Баряева Театрализованные игры занятия - Санкт-Петербург, 2001г.
4. Т.П. Медведева Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна - М.,2007 г.
Информация о работе Контрольная работа по «Специальная методика дошкольного воспитания»