Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:34, контрольная работа
Огромную роль в умственном воспитании играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
ВВЕДЕНИЕ
1. Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника
1.1. Происхождение и сущность игры
1.2. Возникновение игры
1.3. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка
2. Психологическая сущность игры дошкольника
2.1. Характеристика игровой деятельности ребенка
2.2. Классификация игр
2.2.1.Сюжетно – ролевые игры дошкольников
2.2.2. Театрализованные игры
2.2.3. Творческие игры
2.2.4. Дидактические игры
2.2.5. Музыкально – дидактические
2.3. Игрушка и ее значение в игровом процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Областное бюджетное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Контрольная работа
по
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
студентки 2 курса 1 группы
Илясовой Юлии Дмитриевны
Шифр 2101
Домашний адрес:
Смоленская обл.
ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
ВВЕДЕНИЕ
1. Влияние игровой деятельности
на развитие личности
1.1. Происхождение и сущность игры
1.2. Возникновение игры
1.3. Влияние игры на
психическое и личностное
2. Психологическая сущность игры дошкольника
2.1. Характеристика игровой деятельности ребенка
2.2. Классификация игр
2.2.1.Сюжетно – ролевые игры дошкольников
2.2.2. Театрализованные игры
2.2.3. Творческие игры
2.2.4. Дидактические игры
2.2.5. Музыкально – дидактические
2.3. Игрушка и ее значение в игровом процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте
игра имеет важнейшее значение
в жизни маленького ребенка. Потребность
в игре у детей сохраняется
и занимает значительное место
и впервые годы их обучения
в школе. В играх нет реальной
обусловленности
В каждую эпоху общественного
развития дети живут тем, чем
живет народ. Но окружающий мир
воспринимается ребенком по-
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
«Игра, есть потребность
растущего детского организма. В
игре развиваются физические
силы ребенка, тверже рука, гибче
тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива» – так
писала выдающийся советский
педагог Н.К. Крупская. Она так
же указывала на возможность
расширения впечатлений, представлений
в игре, вхождения детей в жизнь,
о связи игр с
Для ребят дошкольного
возраста игра имеет
Игра будет являться
средством воспитания, если она
будет включаться в целостный
педагогический процесс. Руководя
игрой, организуя жизнь детей
в игре, воспитатель воздействует
на все стороны развития
В игре ребенок приобретает
новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию
Огромную роль в умственном воспитании играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Обучение математике
в детском саду основывается
на конкретных образах и
Без обогащения чувственного
познавательного опыта
Теория и практика
обучения накопили
В разработку методов обучения внесла много нового Е.И. Тихеева, составленные ею игры – занятия сочетали в себе слово, действие, наглядность. Игру как метод обучения Е.И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже извлечено детьми из самой жизни.
Существенный вклад
в разработку дидактических
В настоящее время значение дидактических игр умаляется в виду того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается или дидактические игры подчас превращаются в занятия, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате ограничивается самостоятельность детей.
1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ
1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ИГРЫ
Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов
Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою»
К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы»
Игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ
Впервые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы
В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».
К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающем.
На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.
1.3. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Игра как ведущий
вид деятельности ребенка
В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности.
Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ РЕБЕНКА.
1) В игре ребенок учится
полноценному общению со
2) Учиться подчинять свои
импульсивные желания правилам
игры. Появляется соподчинение
3) В игре интенсивно
развиваются все психические
процессы, формируются первые
4) Формируются новые мотивы
и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в
5) В игре зарождаются
новые виды продуктивной
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету – заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета – заместителя. При выборе предметов – заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка мишкой – мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.