Конвенция о правах ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:02, реферат

Описание работы

Ребенком согласно ст. 1 Конвенции является лицо, не достигшее 18-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика Конвенции ООН «О правах ребенка» 4
2. История создания Конвенции ООН 5
3. Основные положения конвенции 7
4. Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей 8
5. Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции 9
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

оон.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Общая характеристика  Конвенции ООН «О правах ребенка» 4

2. История создания  Конвенции ООН 5

3. Основные положения конвенции 7

4. Конвенция о праве  ребёнка на образование и о  воспитании детей 8

5. Федеральное законодательство  и подзаконные акты Российской  Федерации в развитии Конвенции 9

Заключение 13

Список использованной литературы 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации  забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Приоритет интересов и  благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен  в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация.

Ребенком согласно ст. 1 Конвенции  является лицо, не достигшее 18-летнего  возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия  ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что  ребенок пребывает в состоянии  физической и умственной незрелости.

В ст. 27 Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень  жизни, необходимый для физического  и социального развития.

Одним из главных предназначений семьи является создание условий  для нормального развития и надлежащего  воспитания детей.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении Конвенции ООН  «О правах ребенка».

Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:

- изучить Конвенцию ООН «О правах ребенка»;

- проанализировать основные положения Конвенции.

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  Конвенции ООН «О правах ребенка»

 

Конвенция о правах ребенка  одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г. Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I. Вступил в  силу для России с 15 сентября 1990 года. Конвенция опубликована в Сборнике международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993г.

Конвенция о правах ребенка 1989 г., будучи документом особого значения, провозглашает ребенка полноценной  и полноправной личностью, самостоятельным  субъектом права.

В числе наиболее остро  стоящих проблем, рассматриваемых  в Конвенции и в ряде случаев  впервые поднимаемых в рамках международного документа, отметим  такие, как обязательства по отношению  к детям, живущим в наиболее неблагоприятных  условиях (Статья 22), защита от сексуальной  и иных видов эксплуатации (Статьи 34 и 36), наркомания (Статья 33), детская  преступность (Статья 40), межгосударственная практика усыновления (Статья 21), дети в вооруженных конфликтах (Статьи 38 и 39), потребности детей-инвалидов (Статья 23), а также дети меньшинств и коренных народов (Статья 30) [5].

Образование является предметом  рассмотрения двух важных статей (27 и 28), значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию  для всех, проходившей 5-9 марта 1990 г. в Джомтьене (Таиланд). Начальное  образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому  и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных  способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Особый акцент делается на равенстве  образовательных возможностей для  девочек и мальчиков.

Органичная сила новой  Конвенции состоит в ее гибкости, способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные проблемы, она ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предлагающие свои пути решения общих для всех детей проблем Ниже приводится сокращенное изложение основных положений Конвенции

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали [10].

2. История создания Конвенции ООН

 

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты [4].

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

На последнем этапе  подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН  от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт  Лиханов. При подписании Конвенции  ООН, на заседании Генеральной Ассамблеи  ООН, принимавшей Конвенцию, делегация  СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя  общественности. Конвенцию от имени  СССР подписал Министр иностранных  дел СССР Э. А. Шеварднадзе. А. А. Лиханов  был заместителем руководителя делегации  СССР. Впоследствии Советский детский  фонд присудил А. Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду - Международную  золотую медаль имени Льва Толстого, вручённую ему в Москве.

Во время работы над  Конвенцией и после ее принятия Генеральной  Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для  осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств [8].

 

3. Основные положения конвенции

 

Первая часть Конвенции.

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн [8].

Вторая часть Конвенции.

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет

А также рассказывают о  Комитете по правам ребенка, о его  структуре, функциях, правах и обязанностях

Третья часть Конвенции.

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается  прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые  из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции  [6].

4. Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

 

Конвенция в ст. 28 гарантирует  детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует  от государств-членов ООН поощрение  развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия, необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования  составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» [3].

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».

a) развитие личности, талантов  и умственных и физических  способностей ребенка в их  самом полном объеме;

b) воспитание уважения  к правам человека и основным  свободам, а также принципам, провозглашенным  в Уставе Организации Объединённых  Наций;

c) воспитание уважения  к родителям ребенка, его культурной  самобытности, языку и ценностям,  к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает,  страны его происхождения и  к цивилизациям, отличным от его  собственной;

d) подготовку ребенка  к сознательной жизни в свободном  обществе в духе понимания,  мира, терпимости, равноправия мужчин  и женщин и дружбы между  всеми народами, этническими, национальными  и религиозными группами, а также  лицами из числа коренного  населения; 

e) воспитание уважения  к окружающей природе [2].

5. Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции

 

  • 1993 год Комитет ООН по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года, рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
  • 1993 год — Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
  • 1993 год — Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
  • 1994 год — Президент Российской Федерации Указом № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
  • 1995 год — Президент Российской Федерации подписал Указ № 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
  • 1995 год — Принят Семейный кодекс Российской Федерации.
  • 1995 год — Принят Федеральный закон от 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».
  • 1997 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998—2000 годы» утверждены федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации "О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. № 29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.
  • 1998 год — Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и приложение к нему.
  • 1998 год — Государственная Дума Российской Федерации, а Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
  • 2000 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001—2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы "Дети России).
  • 2002 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2003—2006 годы».
  • 2002 год — Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998—2002 гг.).
  • 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, разграничения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
  • 2004 год — Федеральным законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка в России на отдых и оздоровление.
  • 2006 год — Утверждены Указами Президента Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации механизмы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье».
  • 2006 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272 утверждена Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • 2006 год — Совместным приказом Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей. Комитету по правам ребенка ООН представлен доклад, получены его заключительные замечания.
  • 2007 год — Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2007—2010 годы».
  • 2007 год — Поручением Президента Российской Федерации в июне 2007 года Правительству поручено разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности [5].

Информация о работе Конвенция о правах ребёнка