Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования:изучение особенностей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Выяснить психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить формирование двигательных функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Изучить характеристику заболеваний.
4. Выявить способы коррекции при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Введение………………………………………………………………………………
Глава I. Категории детей с двигательной патологией у детей………………..
1.1Причина и характеристика двигательной патологии у детей…………
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с двигательной патологией……………………………………………………………………………
Глава II. Организация и содержание коррекционной работы с детьми с двигательной патологией………………………………………………………
2.1Общие вопросы и направления коррекционной работы с детьми с двигательной патологией……………………………………………………………
2.2Уроки физической культуры и их потенциальные возможности в коррекции психо-физического статуса детей с двигательной патологией……………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава I. Категории детей с двигательной патологией у детей………………..
1.1Причина и характеристика
двигательной патологии у
1.2.Психолого-педагогическая
характеристика детей с
Глава II. Организация
и содержание коррекционной работы с детьми
с двигательной патологией……………………………………………………
2.1Общие вопросы и направления
коррекционной работы с детьми с двигательной
патологией……………………………………………………
2.2Уроки физической
культуры и их потенциальные
возможности в коррекции
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Опорно-двигательные заболевания занимают
особое место в детской патологии, влияя
на характер детской и подростковой инвалидности.
Нарушения функций стопы и осанки - сложнейшая
медицинская и социальная проблема. Внимание
к ней не ослабевает на протяжении многих
веков. Число детей и подростков с ортопедическим
патологиями продолжает расти. Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ) объявила
первое десятилетие 21 века периодом улучшения
качества диагностики и лечения болезней
костно-мышечной системы. Болезни опорно-двигательного
аппарата (ОДА) занимают одно из первых
мест среди заболеваний, особенно у подростков
15- 18 лет. Стопа, как ведущий компонент
рессорной системы организма при ее патологическом
формировании и в сочетании с другими
вредными факторами, отрицательно влияет
на позвоночник, приводит к нарушениям
осанки, сколиозу, утомляемости и болям
в ногах, снижению физической и умственной
работоспособности, ухудшению течения
сопутствующих ортопедических заболеваний,
развитию соматической патологии. Сочетанные
нарушения рессорной системы организма
снижают показатели годности к военной
службе. Рост числа допризывников, направленных
на дополнительное обследование, указывает
на недостаточную эффективность лечебно-
оздоровительных мероприятий в детских
лечебно- профилактических учреждениях,
отсутствие должной профилактики и ранней
диагностики заболеваний опорно-двигательного
аппарата. Профилактика мероприятия с
первых месяцев жизни ребенка до завершения
подросткового возраста является основой
в борьбе с распространением этого недуга
и предупреждений обусловленной им тяжести
инвалидности. Значение санитарно- гигиенических
требований к статической нагрузке, детской
мебели, условиям обучения ребенка является
залогом успешной профилактики нарушений
осанки, плоскостопия, сколиоза.
Объект исследования:
Предмет исследования:особенности
развития детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Цель исследования:изучение
особенностей развития детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Выяснить психолого-педагогическое
развитие детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
2. Изучить формирование двигательных
функций у детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
3. Изучить характеристику заболеваний.
4. Выявить способы коррекции при нарушениях
опорно-двигательного аппарата.
5Дать практические рекомендации по коррекции
заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Глава I. Категории детей с двигательной патологией.
1.1Причина и характер
двигательной патологии у
Детская инвалидность в связи
с нарушениями опорно-
— наследственные аномалии (например,
плоскостопие) и травмы опорно-двигательной
системы при рождении, в детском возрасте,
болезни костной системы (например, остеомиелит
— воспаление костного мозга);
— заболевания центральной нервной системы
на уровне спинного мозга: радикулит (воспаление
спинномозговых нервов), полиомиелит (детский
паралич, вызванный вирусной инфекцией),
рассеянный склероз;
— травмы спинного мозга, искривления
позвоночника (сколиоз);
— заболевания центральной нервной системы
на уровне головного мозга: детский церебральный
паралич, рассеянный склероз;
— травмы головного мозга;
— нарушение обменных процессов
(рахит);
— болезни мышечной системы: миопатия,
миастения, атрофии;
— болезни суставов: артриты (воспаления),
артрозы (зарастание соединительной тканью),
болезнь Бехтерева (спондилоартрит —
воспаление межпозвоночных суставов);
— болезни сосудов (облитерирующий эндартериит).
Вследствие широкой распространенности
и множественности осложнений наиболее
изучен детский церебральный Паралич
(ДЦП), заболевание, которое может служить
и общей моделью дизонтогении на почве
нарушений со стороны опорно-двигательной
системы.
Детский церебральный паралич - врожденное
или приобретенное в младенчестве и детстве
заболевание вследствие инфекций, интоксикации,
гипоксии, кровоизлияния, повреждающих
белое вещество коры головного мозга и
подкорковые структуры, главным образом
ретикулярно-лимбическую систему. Характеризуется,
прежде всего, парезами и параличами, нарушенным
тонусом мышц (гипер- или гипотонус) и гиперкинезами
конечностей. Нередки дизартрия, тугоухость,
вегетодистонии, психоорганический синдром
(задержки умственного развития, повышенная
эффективность, инертность нервно-психических
процессов). Вследствие физического и
психического дизонтогенеза появляются
неврозоподобные и психопатоподобные
расстройства. Начальная стадия ДЦП продолжается
первые три года, далее наступает поздняя
резидуальная стадия болезни. ДЦП как
состояние двигательнбиГсистемы с не
прогрессирующим течением, которое в то
же время изменяется по клинической симптоматике
(особенно неврологической и психиатрической)
по мере развития ребенка. ДЦП является
самым распространенным и прогрессирующим
по росту числа больных заболеванием в
клинике детских нервных болезней. Оценки
частоты заболевания значительно разнятся,
главным образом вследствие различных
методов исследования случаев заболевания,
изменяющихся демографических тенденций
и социальных условий. Согласно исследованиям,
проведенным в некоторых развитых странах,
частота, заболевания ДЦП составляет приблизительно
2 случая на 1000 живорожденных детей. В развивающихся
странах оценочные коэффициенты частоты
заболевания варьируют от 2,5 до 5 на 1000.
В России ежегодно рождается свыше 4,5 тысяч
детей с ДЦП. С медицинской точки зрения
это состояние обычно определяется преимущественно
как неврологическое - как устойчивого
характера различного рода нарушения
движения. Основная медицинская проблема
ДЦП - поражение двигательного аппарата:
параличи, парезы, дизартрии, спастические
и гиперкинетические состоянии мышц,тремор,расстройства
координации.
Еще одним аспектом рассмотрения медицинской
проблемы ДЦП являются сопутствующие
этой патологии соматические заболевания.
Основной механизм такого развития ДЦП
- психосоматический (Н.А. Государев). Выделяются
основные системы, требующие в этой связи
первоочередного внимания (Семенова К.А.,
1997; Зелинская Д.И., 1996; Тактаров ВТ., 1997;
Перепонов Ю.П., 2000): иммуннокомпетентная,
сердечно-сосудистая, моче-поло-вая, бронхолегочная,
система пищеварения. Косвенно о сопутствующих
ДЦП соматических заболеваниях можно
судить по информации о причинах смерти.
Респираторные заболевания (42,1%) и сердечные
заболевания (38,0%) являлись лидирующими
причинами смерти. Большая часть смертей
приходится на возраст 30 лет и позже. ДЦП
подразделяют на несколько форм. Согласно
применяемой в нашей стране классификации
К.А. Семеновой выделяются пять форм церебрального
паралича. В основу этой классификации
положена специфика клинической картины,
которая в значительной мере обусловлена
разным характером поражения мозга.
Спастическая диплегия. При спастической
диплегии (болезнь Литтля), являющейся
самой распространенной формой церебрального
паралича, у больных отмечается высокий
(спастический) тонус мышц сгибателей
конечностей, тетрапареа (парезы обеих
рук и ног), при котором руки страдают меньше,
чем ноги.
Гимипаретическая форма — парезы одной
стороны тела (поражение тяжелей в верхних
конечностях).
При гиперкинетической форме гиперкинезы
могут сочетаться с парезами или выступать
как самостоятельный вид расстройств.
Атонически-астатическая форма. Характеризуется
низким мышечным тонусом (атония), трудностью
формирования верти-кальцой позы (астазия),
нарушениями равновесия и координации
движений (атаксия), динамическим тремором,
который усиливается по мере развития
двигательного акта. В половине случаев
сопровождается олигофренией.
Двойная гемиплегия. Наиболее тяжелая
форма ДЦП. Дети не ходят, не стоят, не сидят,
не держат голову. Сочетается с олигофренией.
Все формы ДЦП так или иначе уродуют внешний
вид больных. И хотя в силу резидуального
течения заболевания параличи со временем
могут переходить в парезы, негативные
последствия социального развития личности
продолжает во многом определять фактор
двигательных расстройств (обусловленные
двигательной недостаточностью задержки
формирования навыков самообслуживания,
речи и письма, ограничения в общении).
1.2Психолого-педагогическая
характеристика детей с
Недостатки развития движений
у детей обнаруживаются на разных
уровнях нервной и нервно- психической
организации. Результатом функциональной
недостаточности, проявлением слабо
выраженной резидуальной органики является
имеющие место у всех детей двигательная
неловкость и недостаточная координация,
проявляющиеся даже в таких автоматизированных
движениях, как ходьба и бег. У многих детей
наряду с плохой координацией движений
наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная
двигательная активность в форме неадекватной,
чрезмерной силы или амплитуды движений.
У некоторых детей наблюдаются мышечные
подергивания. В некоторых случаях, но
значительно реже, напротив, двигательная
активность значительно снижена по отношению
к нормальному уровню.В наибольшей мере
отставание в развитии двигательной сферы
проявляются в области психомоторики
- произвольных осознанных движений, направленных
на достижение определенной цели. Обследование
психомоторики у старших дошкольников
с задержкой психического развития с помощью
тестов Н. И. Озерецкого показало, что выполнение
многих из тестовых заданий вызывает определенные
трудности у детей. Все задания они выполняют
медленнее, чем нормально развивающиеся
дети, обнаруживаются неточность, неловкость
движений. Кроме двигательных и речевых
нарушений, структура дефекта при церебральном
параличе (ЦП) включает в себя специфические
отклонения в психическом развитии. Они
могут быть связаны как первичным поражением
мозга, так и с задержкой постнатального
созревания. Большая роль в отклонениях
психического развития детей с детским
церебральным параличом принадлежит двигательным,
речевым сенсорным нарушениям. Так, глазодвигательные
нарушения, недоразвитие и задержка формирования
важнейших двигательных функций (удержание
головы, сидение) способствуют ограничению
полей зрения, что в свою очередь, обедняет
процесс восприятия окружающего, приводит
к недостаточности произвольного внимания,
пространственного восприятия и познавательных
процессов. Двигательные нарушения ограничивают
предметно- практическую деятельность.
Последнее обуславливает недостаточное
развитие предметного восприятия. Двигательная
недостаточность затрудняет манипуляцию
с предметами, их восприятие на ощупь.
Сочетание этих нарушений с недоразвитием
зрительно- моторной координации и речи
препятствует развитию познавательной
деятельности. Отклонения в психическом
развитии у детей с ЦП в большей степени
обусловлены недостаточностью их практического
и социального опыта, коммуникативных
связей с окружающими и невозможностью
полноценной игровой деятельности. Двигательные
нарушения и ограниченность практического
опыта может быть одной из причин недостаточности
высших корковых функций и в первую очередь
несформированности пространственных
представлений. Большую роль в познавательной
деятельности у детей с ЦП играют и речевые
расстройства. Отклонения в психическом
развитии значительно утяжеляются под
влиянием ошибок воспитания, педагогической
запущенности. Особенности психологических
отклонений в большей мере зависят от
локализации мозгового поражения. Нарушения
умственной работоспособности у этих
детей проявляются в виде синдрома раздражительной
слабости. Этот синдром включает два основных
компонента: с одной стороны, это повышенная
истощаемость психических процессов,
утомляемость, с другой – чрезвычайная
раздражительность, плаксивость, капризность.
Иногда при этом наблюдается более стойкие
дистимические изменения настроения (пониженный
фон настроения с оттенком недовольства).
Дети с детским церебральным параличом
психически истощены, недостаточно работоспособны,
не способны к длительному интеллектуальному
напряжению. Синдром раздражительной
слабости сочетается у этих детей с повышенной
чувствительностью к различным внешним
раздражителям (громкий звук, яркий свет,
различные прикосновения). Определенная
роль в утяжелении указанного синдрома
принадлежит социальным факторам, в частности
воспитанию по типу гиперопеки. В результате
может произойти недоразвитие мотивационной
основы психической деятельности. В этих
случаях более четко проявляется астеноаденомический
синдром. Дети с этим синдромом вялые,
заторможенные. Они малоактивны при выполнении
любых видов деятельности, с трудом начинают
выполнять задание, двигаться, говорить.
Их мыслительные процессы крайне замедлены.
Астеноадиномический синдром по большей
части отмечается у детей со спастической
диплегией и атонически-астатической
формой ЦП. При гиперкинетической форме
более часто наблюдается астеногипердиномический
синдром с проявлениями двигательного
беспокойства, повышенной раздражительности,
суетливости.
Цереброастенические синдромы наиболее
отчетливо проявляются в школьном возрасте
при различных интеллектуальных нагрузках.
Так во время увеличения интеллектуальной
нагрузки или нарастания ее длительности
наблюдается выраженное снижение психической
работоспособности. Резко проявляется
недостаточность внимания, памяти и других
корковых функций. Кроме того, более четкими
становятся специфические особенности
мыслительной деятельности.
Нарушения мыслительной деятельности
проявляются в недостаточной сформированности
понятийного, абстрактного мышления, что
в значительной степени обусловлено нарушениями
семантической стороны речи. Несмотря
на то, что у многих детей к началу обучения
в школе может быть формально достаточный
словарный запас, наблюдается задержанное
формирование слова, как понятия, имеет
место ограниченное, часто сугубо индивидуальное,
иногда искаженное понимание значения
отдельных слов. Это связано в первую очередь
с ограниченным практическим опытом ребенка.
Можно предполагать, что обобщающие понятия,
сформированные вне практической деятельности,
не способствуют в должной мере развитию
интеллекта, общие стратегии познавания.
Характерной особенностью мыслительной
деятельности учащихся с ЦП является также
то, что многими понятиями они владеют
пассивно, не умея ими оперировать.Это
особенно проявляется в трудностях усвоения
математики. Особенности мышления обнаруживаются
при выполнении заданий, требующих симультанного
характера хода интеллектуальных процессов,
то есть целостной интеллектуальной операции,
основанной на взаимодействии анализаторных
систем.У детей с детским церебральным
параличом обычно отмечается не только
малый запас знаний и представлений за
счет бедности их практического опыта,
но и специфические трудности переработки
информации, получаемой в процессе предметно-
практической деятельности. Эти специфические
особенности мышления часто сочетаются
с нарушенной динамикой мыслительных
процессов. Наиболее часто наблюдается
замедленность мышления, некоторая его
инертность. У отдельных детей отмечается
недостаточная последовательность и целенаправленность
мышления, иногда со склонностью к резонерству
и побочным ассоциациям. Замедленность
мышления обычно сочетается с выраженностью
цереброастенического синдрома. Во всех
случаях наблюдается взаимосвязь нарушений
мышления и речевой деятельности.По состоянию
интеллекта дети с детским церебральным
параличом представляют крайне разнообразную
группу: одни имеют нормальный интеллект,
у многих наблюдается своеобразная задержка
психического развития, у некоторых имеет
место олигофрения разной степени.Для
детей с детским церебральным параличом
так же характерны нарушения формирования
высших корковых функций. Наиболее часто
наблюдается оптико-пространственные
нарушения. В этом случае детям трудно
копировать геометрические фигуры, рисовать
и писать. Недостаточность высших корковых
функций может проявляться также в задержке
формирования пространственных и временных
представлений, фонематического анализа
и синтеза, стереогноза (узнавание предметов
на ощупь). Для детей с детским церебральным
параличом характерны разнообразные эмоциональные
расстройства. Эмоциональные расстройства
проявляются в виде повышенной эмоциональной
возбудимости, повышенной чувственности
к обычным раздражителям окружающей среды,
склонности к колебаниям настроения. Повышенная
эмоциональная лабильность сочетается
с инертностью эмоциональных реакций.
Так, начав плакать или смеяться, ребенок
часто не может остановиться. Повышенная
эмоциональная возбудимость может сочетаться
с радостным , приподнятым, благодушным
настроением(эйфория), со снижением критики.
Нередко эта возбудимость сопровождается
страхами; особенно характерен страх высоты.
Повышенная эмоциональная возбудимость
может сочетаться с нарушениями поведения
в виде двигательной расторможенности,
аффективных взрывов, иногда с агрессивными
проявлениями.Все эти проявления усиливаются
при утомлении, в новой для ребенка обстановке
и являются одной из причин школьной и
социальной дезадаптации. При чрезмерной
физической и интеллектуальной нагрузке,
ошибках воспитания эти реакции закрепляются,
и возникает угроза формирования патологического
характера. Специфические нарушения деятельности
и общения при детском церебральном параличе,
обусловленные двигательными и речевыми
расстройствами, в сочетании с раним органическим
поражением мозга, способствуют своеобразному
формированию личности.Наиболее часто
наблюдается диспропорциональный вариант
развития личности. Это проявляется в
том, что достаточное интеллектуальное
развитие сочетается с отсутствием уверенности
в себе, самостоятельности, повышенной
внушаемостью.Личностная незрелость проявляется
в эгоцентризме, наивности суждений, слабой
ориентированности бытовых и практических
вопросах жизни. Причем с возрастом эта
диссоциация может увеличиваться. У детей
и подростков легко формируются иждивенческие
установки, неспособность и нежелание
к самостоятельной практической деятельности.
Поэтому при встрече с реальными трудностями
у них легко возникают различные афферентные
состояния, иногда истерические реакции.
Выражение трудности социальной адаптации
способствует формированию тормозных
черт личности с проявлениями робости,
застенчивости, неумения постоять за свои
интересы, стремления быть менее заметным,
с выраженным чувством неполноценности.
Это сочетается с повышенной чувствительностью,
обидчивостью, впечатлительностью. Под
влиянием даже незначительных психотравмирующих
факторов окружающей среды легко возникает
состояние декомпенсации с усилением
чувства неполноценности, замкнутости,
пониженным настроением, плаксивостью,
нарушениями сна и аппетита.При нарушениях
интеллекта особенности развития личности
сочетается с низким познавательным интересом,
недостаточной критичностью. В этих случаях
менее выражены реактивные состояния
с чувством неполноценности. Отгороженность
от сверстников, ограничение контактов
с окружающими связаны не только с реакций
личности на свой дефект, сколько с безразличием,
слабостью мотивации и волевых усилий.
1.2. Развитие общих движений
у детей с нарушениями опорно- двигательного
аппарата
Движения играют важную роль
в развитии организма в целом.
Основу движений нужно закладывать с детства.У
детей с детским церебральным параличом
задержано и нарушено формирование всех
двигательных функций. С трудом и опозданием
формируется функция удержания головы,
навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной
деятельности. Двигательные нарушения,
являясь ведущим дефектом, без соответствующей
коррекции оказывают неблагоприятное
влияние на формирование психических
функций и речи. Разнообразие двигательных
нарушений у детей обусловлено действием
ряда факторов, непосредственно связанных
со спецификой самого заболевания.В зависимости
от тяжести поражения мозга может наблюдаться
полное или частичное отсутствие тех или
иных движений. Полное отсутствие произвольных
движений, обусловленное поражением двигательных
зон коры головного мозга и проводящих
двигательных путей, называется центральным
параличом, а ограничение объема движений
– центральным парезом. Ограничение объема
произвольных движений обычно сочетается
со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется
или не может поднять руки вверх, вытянуть
их вперед, согнуть или разогнуть ноги.
Все это затрудняет развитие важнейших
двигательных функций и прежде всего манипулятивной
деятельности и ходьбы.Гиперкинезы –
непроизвольные насильственные движения,
обусловленные переменным тонусом мышц
с наличием неестественных поз и незаконченных
движений. Они могут проявляться в покое
и усиливаться при попытках произвести
движения, а также во время волнения.Тремор
– дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее
выражен при целенаправленных движениях
(например, при письме). В конце движения
тремор усиливается (например, пальценосовая
проба по выявлению тремора).
Атаксия – нарушения равновесия и координации.
Наблюдается туловищная атаксия в виде
неустойчивости при сидении, стоянии и
ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может
сидеть или стоять без поддержки. Отмечается
неустойчивость походки: дети ходят на
широко расставленных ногах, пошатываясь,
отклоняясь в сторону. Нарушения координации
проявляются в неточности, несоразмерности
движений (прежде всего рук). Ребенок не
может точно захватить предмет и поместить
его в заданное место. При выполнении этих
движений он промахивается, у него наблюдается
тремор.
Синкинезии
– это непроизвольные содружественные
движения, сопровождающие выполнение
активных движений (например, при попытке
взять предмет одной рукой происходит
сгибание другой руки, ребенок не может
разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении
всей руки пальцы разгибаются).Развитие
моторики при детском церебральном параличе
чаще всего останавливается на той стадии,
где тонические рефлексы оказывают решающее
влияние. Ребенку может быть 2 года, 5, 10
лет и более, а его двигательное развитие
будет находиться на уровне 5 – 8 месячного
здорового ребенка.Двигательные нарушения
у детей могут иметь различную степень
выраженности. При тяжелой степени ребенок
не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной
деятельостью. Он не может самостоятельно
обслуживать себя. При средней степени
дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно.
Часто при помощи специальных приспособлений
(костылей, палочек). Навыки самообслуживания
у них развиты не полностью, так же как
и манипулятивная деятельность. При легкой
степени двигательных нарушений дети
ходят самостоятельно, уверенно как в
помещении, так и за его пределами. Могут
самостоятельно ездить на городском транспорте.
Они полностью себя обслуживают, достаточно
развита манипуляивная деятельность.
Однако у детей могут наблюдаться неправильные
патологические позы и положения, нарушения
походки, движения недостаточно ловкие,
замедленные. Снижена мышечная сила.
Отсюда следует, что стоит уделять большое
внимание развитию общих движений у детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Благодаря данному развитию дети будут
иметь меньше проблем при движении, если
же конечно все будет проведено во время
и правильно.
Глава II. Организация и содержание коррекционной работы с детьми с двигательной работы с детьми с двигательной патологией.
2.1.Общие вопросы и
Основной целью воспитательной и педагогической работы при нарушениях опорно-двигательного аппарата является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно - педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля. Комплексный характер воспитательно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок. При воспитательно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности. При нарушениях опорно-двигательного аппарата важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм воспитательно-педагогической работы. Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.
Воспитательно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения
с окружающими (со
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;