Коррекционное обучение детей с псевдобульбарной дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Голос человека — явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой определенных мышц, участвующих в артикуляции (деятельности речевых органов, связанной с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова), но и со всем психофизическим аппаратом человека.
Наша речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании всего головного мозга и других отделов нервной системы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
1. Общее представление о дизартрии………………………………………..
2. Детская псевдобульбарная дизартрия………………………………….
3. Коррекционное обучение детей с псевдобульбарной дизартрией………
4. Заключение………………………………………………………………….
5. Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контр.дизарт..docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

    Введение……………………………………………………………………..

3

1. Общее представление  о дизартрии………………………………………..

4

2. Детская псевдобульбарная  дизартрия………………………………….

8

3. Коррекционное обучение детей с псевдобульбарной дизартрией………

13

4. Заключение………………………………………………………………….

20

5. Список литературы…………………………………………………………

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Голос человека —  явление сложное, во многом еще  не разгаданное. Он связан не  только с работой определенных  мышц, участвующих в артикуляции (деятельности речевых органов, связанной  с произнесением звуков речи  и различных их комплексов, составляющих  слоги, слова), но и со всем психофизическим  аппаратом человека.

Наша речь — это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании всего головного мозга и других отделов нервной системы. Нормальная деятельность нервных речевых зон, расположенных в коре головного мозга, обеспечивает управление речевой системой, правильный подбор слов и восприятие обращенной к нам речи.

Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи.

Дизартрия относится к группе сенсомоторных расстройств, затрагивающих артикуляторный уровень речеобразования. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее представление  о дизартрии.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство.

При дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и особенно в слитной речи. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения.  При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией.

При дизартрии наряду с нарушениями звукопроизносительной стороны речи часто может отмечаться задержка развития или недоразвитие других компонентов речевой системы (лексико-грамматическая сторона речи, фонематический слух и др.), а также общей моторики. Общими клиническими признаками дизартрии являются:

1) нарушения мышечного  тонуса в артикуляционной мускулатуре, которые имеют различный характер  в зависимости от локализации  поражения мозга;

2) ограничения подвижности  артикуляционных мышц в результате  параличей и парезов. Ограничение  подвижности артикуляционной мускулатуры  приводит к нарушениям звукопроизношения. При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок (открытая гнусавость). При поражении блуждающего нерва открытая гнусавость и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и нарушением голоса (афония) вследствие частичного или полного нарушения функций внутренних мышц гортани.

Характерной особенностью дизартрии является нарушение голосообразования за счет нарушений иннервации мышц гортани. Голос при дизартрии обычно слабый, с расстройством модуляции.

При дизатриях наступают также нарушения дыхания. При некоторых дизартриях наблюдается усиленное слюнотечение (гиперсаливация). [1,214-217]

Клиническое, психологическое, логопедическое изучение  детей  с дизартрией показывает, что эта категория  детей  очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

Причинами дизартрии являются органические поражения ЦНС  в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг  ребенка  во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения, являющиеся результатом острых, хронический инфекций, кислородной недостаточности (гипоксии), интоксикации, токсикоза беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у  ребенка  возникает асфиксия,  ребенок  рождается недоношенным. Причиной дизартрии может быть несовместимость по резус- фактору. Также дизартрия возникает под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни  ребенка.  Дизартрия часто наблюдается у  детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). По данным Е. М.  Мастюковой,  дизартрия при ДЦП проявляется в 68 – 85% случаев.

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга.  Дети  с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени поддаются коррекции.

Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе принципа локализации мозгового поражения двигательного аппарата речи (О.В.Правдина и др.).

Различают следующие формы дизартрии:

-бульбарную;

-псевдобульбарную;

-экстрапирамидную (или подкорковую);

-мозжечковую;

-корковую.

Бульбарная дизартрия проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого). Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Голос слабый, назализованный. В речи не реализуются звонкие звуки, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок. Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношений. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка амимично.

Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез - насильственные непроизвольные движения, не контролируемые ребенком. Эти движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте. Характерным признаком подкорковой дизартрии является нарушение просодической стороны речи- темпа, ритма, интонации. Сочетание нарушения артикуляционной моторики с нарушениями голосообразования, речевого дыхания приводит к специфическим дефектам звуковой стороны речи,  проявляющимся изменчиво в зависимости от состояния ребенка, и отражается на коммуникативной функции речи. Иногда у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.

Мозжечковая дизартрия характеризуется скандированной «рубленной» речью, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Речь недостаточно внятная, искажаются ее нормативные характеристики, часто напоминает речь «пьяного» человека. В том числе эта форма у детей наблюдается редко. При этой форме дизартрии происходит поражение мозжечка и его связей с другими структурами мозга. Мимика вялая, нарушена координация движений.

Корковая дизартрия представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как прежде всего нарушается произношение сложных по звуко - слоговой структуре слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной позы к другой. При убыстренном темпе появляются запинки, напоминающие заикание. Однако, в отличии от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Мимика и речь живы и выразительны, голос звонкий, повышенная речевая активность, а при дизартрии голос монотонный, затухающий, лицо анемично. Корковую дизартрию следует отличать от дислалии. Дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в речи.

Псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречающаяся форма. Она является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. По клиническим проявлениям нарушений в области мимической и артикуляционной мускулатуры он близок к бульбарной. Однако возможности коррекции и полноценного овладения звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии значительно выше. В результате псевдобульбарного паралича у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Малыш плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица. [2,75-78]

 

2. Детская псевдобульбарная  дизартрия.

Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. [3]

С неврологической точки зрения детская псевдобульбарная дизартрия имеет сложный патогенез: наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата у ребенка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса, различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства.

Сложность и неоднозначность патогенеза детской псевдобульбарной дизартрии определяет и особенности ее клинических проявлений.

Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детского церебрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественно до 2 лет) в связи с травматическими или воспалительными заболеваниями головного мозга. Нередко детский церебральный паралич является последствием родовой травмы.

Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер. Часто страдает и моторика верхней части лица (движения глаз, бровей), вследствие чего лицо бывает неподвижным, маскообразным, амимичным, наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть, причем у одних детей оказывается более пострадавшей правая сторона тела, у других—левая. Родители отмечают, что ребенок не может себя обслужить — сам не одевается, не обувается, плохо бегает, прыгает. Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполноценными: ребенок плохо пережевывает пищу, плохо ее глотает, не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющуюся слюну, поэтому наблюдается обычно более или менее сильное слюнотечение (саливация). Специалисты, которые занимаются псевдобульбарной дизартрией, отмечают, что при детском параличе различные мышцы поражаются не в одинаковой степени одни—больше, другие— меньше.

Клинически различают паралитическую, спастическую, гиперкинетическую, смешанную и стертую формы детского псевдобульбарного паралича.

Чаще всего встречаются смешанные  формы, когда у ребенка имеются налицо все указанные явления нарушения моторики— почти одинаково выраженные симптомы пареза, спастичности и гиперкинеза. [4,89-90]

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.

При отсутствии или недостаточности произвольных движений отмечается сохранность рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Имеются синкинезии. Язык при псевдобульбарной дизартрии напряжен, оттянут кзади, спинка его закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. Произвольные движения языка ограничены, ребенок обычно может высунуть язык из полости рта, однако амплитуда этого движения ограничена, он с трудом удерживает высунутый язык по средней линии; язык отклоняется в сторону или опускается на нижнюю губу, загибаясь к подбородку.

Боковые движения высунутого языка отличаются малой амплитудой, замедленным темпом, диффузным перемещением всей его массы, кончик при всех его движениях остается пассивным и обычно напряженным.

Особенно трудным при псевдобульбарной дизартрии является движение высунутого языка вверх с загибанием его кончика к носу. При выполнении движения видно повышение мышечного тонуса, пассивность кончика языка, а также истощаемость движения.

Во всех случаях при псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны. Так, например, при ограниченности произвольных движений языка ребенок во время еды облизывает губы; затрудняясь в произнесении звонких звуков, ребенок их производит в плаче, он громко кашляет, чихает, смеется. [3,174-175]

Степень нарушения речевой и артикуляционной моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

Информация о работе Коррекционное обучение детей с псевдобульбарной дизартрией