Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:20, доклад
Существует ряд специфических трудностей, возникающих при диагностике педагогического артистизма: невозможность сведения данного качества к количественным показателям; трудность получения объективных данных о субъективных проявлениях артистизма; направленность любой диагностики на получение статических данных, что противоречит динамике артистизма.
Методы, которые используются при исследованиях актерской одаренности, можно условно классифицировать так.
Министерство образования и науки Украины
ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра дошкольного и
начального образования
Доклад на тему
«Критерии и методы диагностики педагогического артистизма»
Выполнила:
студентка IV курса
специальности «Дошкольное образование»
заочной формы обучения
Дегтярева Татьяна Викторовна
Луганськ
2012
В качестве основных особенностей
людей, актерски одаренных, называются
различные характеристики: способность
к продуктивному и
Существует ряд специфических
трудностей, возникающих при диагностике
педагогического артистизма: невозможность
сведения данного качества к
количественным показателям;
Методы, которые используются при исследованиях актерской одаренности, можно условно классифицировать так.
1. Графические и цветовые. Например, силу и богатство воображения человека помогают определить пятна Роршаха, когда субъекта просят рассказать, что именно видится ему в бесформенных и случайных очертаниях черно-белых или цветных пятен. О творческом потенциале человека, его эмоциональных реакциях можно судить по тому, какие образы возникают у него при виде каждого пятна, как используются форма и светотень, цвет пятна, какова продуктивность воображения человека и в чем своеобразие его воображения. Преимущество этого метода в том, что стимул для работы воображения строго стандартизирован, значит, по результатам работы с пятнами можно судить о внутренних источниках творчества. По гипотезе Роршаха, проекция движения в статичном пятне означает высокий уровень и сложность восприятия, связанного с хорошо развитым творческим воображением. В таких ответах проявляется внутренняя активность, не обусловленная самим изображением. Чем больше в протоколе сюжетов, связанных с движением, тем больше индивид незауряден в своих действиях и мышлении. Люди, не видящие движения, обычно малосамостоятельны, круг их интересов достаточно узок. В таких экспериментах учитывается величина продукции (число ответов на 10 пятен), ее оригинальность (число ответов, встречающихся 1-2 раза на 100 протоколов) и число ответов, связанных с движением человека. Эти показатели говорят о творческом потенциале личности.
2. Вопросные. В работах,
исследующих степень
3. Психофизиологические. Психофизиологическим
методом определения
4. Собеседование, "непрофильные" экзамены, импровизированная речь на избранную тему. Мы уже отмечали, что, например, такое качество актера, как заразительность, прежде всего будет зависеть от того, насколько зритель разделит мотивы, поводы, причины, побуждающие другого человека вести себя так, а не иначе, насколько актер умеет трансформировать свою художническую потребность "сообщения" в мотивы поведения героя.
Степень эффективности
педагогического труда зависит
от целого набора врожденных
и приобретенных
Вопрос об определении
критериев и диагностике
Теоретически давно
доказано, что необходимым условием
для профессиональной
Умение "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
Умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности: обеспечение связи школы со средой; регулирование внешних непрограммируемых воздействий.
Умение учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Рядом исследователей профессиограмма учителя разрабатывается как модель личности. В числе ее наиболее важных блоков называются свойства и характеристики личности и прежде всего профессионально-педагогическая направленность. Этот же аспект иначе характеризуют как личностную вовлеченность в работу, которая подразумевает гуманистическую установку по отношению к своим воспитанникам, то есть проявление интереса, доброжелательности, заботы и внимания; а также стремление содействовать личностному и интеллектуальному развитию учеников.
В последние годы профессиограмма педагога претерпевает содержательные изменения из-за переосмысления характера его деятельности. На первый план выступают процессы рефлексивного управления деятельностью учащихся. С этим связано и решение вопроса о тех качествах личности учителя, которые приобретают профессиональную значимость: способность понимать внутренний мир другого человека (рефлексия), отождествлять себя с учеником (идентификация), эмоционально сопереживать ему (эмпатия). Принципиально важными являются динамизм личности педагога (способность к инициативному и гибкому воздействию на ученика), а также эмоциональная устойчивость (владение собой)3.
Педагогический артистизм
как способность воплощать
Выполнение учителем своих как общетрудовых, так и педагогических функций требует от него разного рода способностей (дидактических, экспрессивных, перцептивных, организаторских, суггестивных, академических). Все они выступают как системообразующие качества личности и в той или иной мере включают в себя актерские способности человека, становясь от этого более выразительными и действенными. Компоненты актерских способностей в структуре педагогических способностей - это прежде всего интуитивное понимание ребенка (психологическая наблюдательность и избирательность) и выразительные способности.
Чтобы понять проявления
педагогического артистизма, рассмотреть
уровень артистичности
Например, характеризуя
свою учительницу, литовский
"Она приоткрыла ворота
своего янтарного замка и
Вероятно, можно сказать,
что современные теория и
В центре рассмотрения
педагогического артистизма
Педагогический артистизм может быть рассмотрен как качество личностное и профессиональное. В описании артистизма как качества личности важно обратить внимание на:
а) масштаб, потенциалы, направленность личности - цели, интересы, желания;
б) социальное поведение личности - потребности, поведение в межличностных контактах, коммуникативность;
в) проявления психической жизни - тип нервной системы, характер и темперамент, демонстрируемые психические качества, доминирующие личностные черты;
г) отношение к себе, самооценку.
Изучение деятельности
артистичных педагогов
Информация о работе Критерии и методы диагностики педагогического артистизма