Критерии и методы диагностики педагогического артистизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:20, доклад

Описание работы

Существует ряд специфических трудностей, возникающих при диагностике педагогического артистизма: невозможность сведения данного качества к количественным показателям; трудность получения объективных данных о субъективных проявлениях артистизма; направленность любой диагностики на получение статических данных, что противоречит динамике артистизма.
Методы, которые используются при исследованиях актерской одаренности, можно условно классифицировать так.

Файлы: 1 файл

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АРТИСТИЗМА.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

 

 Изучение межличностных  отношений показало, что большинство  артистичных педагогов имеют  высокие оценки по следующим  показателям: уверенность в себе, дипломатия в отношениях с  людьми, стремление к сотрудничеству, отзывчивость, эмпатия, эмоциональная реактивность, коммуникабельность. Высоки оценки экстраверсии (контактность, мобильность, адаптивность), открытости (свободное выражение чувств, отсутствие "маски"), гибкости (легкое разрешение возникающих проблем).

 

 Многофакторный опросник Р.Б. Кеттела свидетельствует, что артистичные педагоги имеют высокие оценки по факторам экспрессивности, чувствительности, воображения. Результаты теста (характерологического опросника) Леонгарда-Шмишека показывают, что артистичные педагоги чаще всего относятся к следующим типам: демонстративный, или истероидный (выраженная тенденция к фантазированию, потребность во внимании окружающих, раскованность, некоторое тщеславие при неудовлетворенной потребности в признании, склонность к усилению эмоциональных реакций); гипертимный (постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность и жажда деятельности, оптимизм, живость, гиперактивность, несколько завышенная самооценка); аффективно-экзальтированный (широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, бурные реакции, впечатлительность, искреннее и глубокое переживание чужих проблем); эмотивный, или сензитивный (повышенная чувствительность и впечатлительность, глубина сопереживания, богатство чувств и эмоций, чуткость к отношениям с окружающими, повышенная откликаемость на внешние события, частая смена настроений). Опросник структуры темперамента свидетельствует, что артистичные педагоги устойчиво демонстрируют высокие значения таких свойств, как социальная эргичность (открытость, общительность, контактность); социальная пластичность (широкий набор коммуникативных программ, импульсивность, легкость переключения в процессе общения, расторможенность); предметный темп (высокий темп поведения, большая психомоторная скорость, легкость движений); социальный темп (легкость и плавность речи, речедвигательная активность, быстрая вербализация); эмоциональная чувствительность (чувствительность к неудачам в общении, к расхождению между задуманным и результатом).

 

 Следует также отметить, что большинство артистичных  педагогов обладают развитой  фантазией, наблюдательностью, чувством  юмора. 

 

 Анализ самооценки  артистичных педагогов показывает  высокие баллы по таким шкалам, как самоуважение, аутосимпатия, самопринятие, саморуководство. Некоторым артистичным педагогам присущ повышенный уровень тревожности (Ж.В. Ваганова).

 

 В описании артистизма  как профессионального качества  необходимо учитывать уровень  осмысления педагогической деятельности, степень выраженности педагогического  артистизма, его составляющие у  конкретного педагога на трех  уровнях: 

1) артистизм при взаимодействии  с учениками, характер пристроек;

2) артистизм в организации  деятельности (яркость речи, жестов  и др.);

3) режиссура урока (целостность,  логичность, единство и др.).

 

 Наличие артистизма  как профессионального качества  безошибочно определяется практически  всеми, кто с ним встречается,  и не нуждается в углубленной  диагностике. Сложнее определить  особенности его педагогического  характера. Показателями здесь  служат высказывания и поступки  учителя; диагностический инструментарий - тесты, анкеты, программы наблюдений. Исследования показывают, что основные  признаки педагогического характера  - это эмоциональная привлекательность  для учителя действий педагогического  характера (желание знать о  других больше и понимать их  состояния; интерес к наблюдению  за поведением людей; привлекательность  общения; умение устанавливать  коммуникацию; способность испытывать  вдохновение при объяснении или  убеждении других в чем-либо); общий характер профессиональных  установок и позиций по отношению  к ученикам, характер отношения  к детям (педагогическая целесообразность, коммуникативная гибкость, открытость  педагога, ориентация на сотрудничество  с учениками, установка на эмпатию, чувственное восприятие ученика).

 

 Одну из глав своей книги "Искусство быть другим" (М., 1982) психолог В. Леви назвал "Гений общения", обозначив черты идеального "портрета": "плюсы" характера "человека общающегося", которые стоит воспитывать, и "минусы" (их оборотную сторону). Так вот черты этого "портрета" в основном удивительным образом "подходят" артистичному педагогу (сокращения обозначены отточиями): "Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого... Плюс обратная связь. Вы еще только вглядываетесь, он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд как старого знакомого... В беседе улавливает малейшие изменения в интонации... Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.  Плюс оптимизм... минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность. Отсутствие предрассудков.

 Плюс предвидение.  Плюс симпатия. Отношение к людям  как к существам, несмотря ни  на что заслуживающим симпатии. Без симпатии не может быть  интереса, без интереса неоткуда  взяться симпатии. Излучение доброжелательности  возвращается к ним отраженным  светом" (с. 89-92).

 

 Артистизм при взаимодействии  педагога с учениками - в характере  и содержании отношений с ними (стремление установления контакта, создание личностного ситуативного  фона, позитивного микроклимата  общения, поиск индивидуальных  способов влияния на конкретных  учеников). Поведение, действия артистичных  педагогов создают у ребят  ощущение, что учителю самому  всегда интересно, что скажут  ученики, как отреагируют на происходящее на уроке. Тогда и ребятам становится интересно, они охотно отвечают на вопросы, спорят, размышляют. Учитель часто хвалит ребят, причем не только словом, но и улыбкой, жестом. Если ученик допускает в ответе ошибку, учитель может утрировать ее интонацией; об ошибке также можно догадаться по мимике или характерному жесту.

 

 У артистичных педагогов,  как мы уже отмечали, в арсенале - гибкая смена пристроек-составляющих  психологического пространства  взаимодействия (сверху, снизу, на  равных), умелое соблюдение дистанции  общения (межличностного расстояния, определяемого количеством барьеров, преград). Артистизм в организации деятельности учителя - это способы осуществления профессионально-педагогических действий (неповторимость приемов и организационных форм, яркость речи, жестов; умение рассредоточить внимание, владение собой, своим настроением; импровизация, интуитивные находки; свобода, легкость, непосредственность; убедительность, выразительность, заразительность). Режиссура урока - это структурно-композиционное построение учебного занятия (выбор наиболее целесообразной структуры урока, наилучшего сочетания форм работы, гармоничность, четкость, логичность, рациональное распределение времени, оперативная корректировка учебного занятия. Создание в ходе урока ситуаций эмоциональных переживаний; мизансцена как предметно-пространственное окружение).

 

 Если в театральной  педагогике при диагностике качеств творческой натуры используются самые разнообразные, в том числе и достаточно сложные, инструментальные методы, то в общей педагогике основным способом выявления присутствия творческой индивидуальности педагога являются субъективные суждения и оценка самого педагога и окружающих. Л.Н. Толстому принадлежат слова о том, что описать человека, собственно, нельзя, но можно описать, как он на нас подействовал. Педагогический артистизм часто определяется интуитивно, однако это не значит, что невозможно диагностировать его наличие и совершенствовать процесс развития артистизма учителя. Для диагностики можно использовать такие методы, как экспертное заключение, тестирование (для изучения способностей и качеств), анкетирование, наблюдение за работой педагогов, самонаблюдения, беседы, интервью, сопоставления результатов самооценки и экспертной оценки, изучение биографий артистичных педагогов. В качестве важных дополнительных свидетельств могут использоваться психологические тесты, групповая оценка коллег по работе, мнение учащихся. Наряду с собственно артистическими способностями можно обследовать внимание (его объем, концентрацию, распределение, динамичность), воображение (тип, продуктивность) и некоторые другие психические качества.

 В специальных исследованиях  на эту тему, в частности в работе С.А. Гильманова , называется довольно объемный набор качеств педагога и приводятся виды их диагностики (тесты, опросники, варианты алгоритмов). Но чаще всего речь идет о творческой индивидуальности педагога, уже сложившегося, сформировавшегося в деятельности. Что же касается набора качеств абитуриента на момент поступления в учебное заведение и их диагностики, то, возможно, в условиях педагогического вуза нет необходимости использовать сложные методы типа регистрации физиологических функций, как это делается в театральных вузах. Но воспользоваться методами театральной педагогики, с помощью которых можно определить богатство фантазии и воображения, творческий потенциал личности, ее самобытность и другие качества, несомненно, стоит. В особенности же следует обратить внимание на методы определения личностной заразительности, убедительности: творческое собеседование, избранную речь на заданную тему, активно и эффективно используемые театральной педагогикой. Важность именно этих методов диагностики творческой одаренности абитуриента педагогического вуза определяется целевым признаком, общим для педагогической и актерской деятельности, - воздействием человека на человека и вызовом определенного переживания у партнера.

 

 Оказать действенную помощь в диагностике педагогических способностей и, в частности, педагогического артистизма призваны многие методики: оценка уровня общительности (по В. Ф. Ряховскому), карта коммуникативной деятельности (по А.А. Леонтьеву), тест Т. Лири "Межличностные отношения", тест "Уровень субъективного контроля" (по В.А. Ядову), тест Г.Ю. Айзенка (на темперамент), 16-факторный тест Кеттела, методика исследования эмпатийных тенденций (по И. М. Юсупову), опросник для определения степени выраженности педагогических способностей Н.А. Аминова, Н.А. Морозовой, А.Я. Смятских; вариант алгоритма определения яркости, оригинальности, обаяния, рефлексивный опросник педагогической интуиции С.А. Гильманова и др. Некоторые из этих методик, а также анкеты и опросники, разработанные нами, включены в приложение. Выявление педагогического артистизма возможно осуществлять исходя из устойчивости его проявления, произвольности артистичного поведения (изящная легкость, свобода), самостоятельности и оригинальности педагогических решений и действий (естественность и независимость в неожиданных, даже странных, решениях ситуации; исключительность, непохожесть на других, наличие "изюминки" в проявлениях; несоциальность в том смысле, что личность строго не придерживается условностей общества), скорости включения в деятельность, характера взаимодействия с учащимися (установление контакта, стимулирование и мотивация личности обучаемого, создание личностного ситуативного фона, позитивного микроклимата, стиль общения, нахождение способов влияния на конкретных учеников; тип пристройки, дистанция, эмоциональный тон атмосферы взаимодействия), организации деятельности учителя (способы осуществления педагогических действий: неповторимость приемов и организационных форм, яркость речи, жестов, владение собой, убедительность, выразительность и др.), режиссуры урока (структурно-композиционное построение учебного занятия: выбор целесообразной структуры урока, наилучшего сочетания форм работы, гармоничность, логичность, оперативная корректировка занятия, создание в ходе урока ситуаций эмоциональных переживаний, мизансцена как предметно-пространственное окружение).

 

 Анализ литературы, наблюдения за деятельностью учителей, выявление характеристик, общих для театральной и педагогической деятельности, дают возможность сделать вывод, что оценка педагогического артистизма должна отражать интегральную характеристику следующих наиболее общих критериев диагностики: самопрезентационные умения (самоподача, внешнее самооформление), обаяние (эстетика манер, визуальная привлекательность), экспрессивные умения (выразительность, актерские способности), вербальные умения (речевой контакт), невербальные умения (пластичность), оригинальность решений, импровизационные умения (экспромт, импровизация), самообладание, управление своим поведением, эмоциональность, образность, эстетическое чувство, такт, чувство меры, способность к педагогической режиссуре (способность к структурированию учебного процесса, умение выразить и воплотить свой замысел, умение сплотить учеников, чувство ритма, пространства и времени).

 

 Необходимо помнить  о том, что, вероятно, любое  средство диагностики педагогического  артистизма (и обычные программы  наблюдений, и "портреты" учителей) отражают лишь отдельные стороны проявления творческой индивидуальности. Полное же представление о ней возможно только через понимание одной личностью другой средствами эмпатии, интуиции, на основе диалогичного взаимодействия, считывания смыслов из надвербальных проявлений. По мысли С.А. Гильманова, информация об индивидуальности очень личностна и может быть познана только на этой же основе. Человеку интеллектуально, духовно, нравственно, эмоционально неразвитому она и недоступна, и не нужна. Такая информация нужна в практической деятельности в первую очередь для придания учебному заведению своего лица, для создания творческой атмосферы в нем, только ему присущей истории, традиций, "духа" школы; для ценностного понимания педагогами-коллегами, учениками живущего и работающего рядом с ними человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Я. Психодиагностика педагогических способностей. - М., 1994.

Вербова К.В., Парамей Г.В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1990. - № 2.

Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. - Тюмень, 1998.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. - Ставрополь, 1994.

Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. - М., 1999. - С. 55-63.

Информация о работе Критерии и методы диагностики педагогического артистизма