Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:20, доклад
Существует ряд специфических трудностей, возникающих при диагностике педагогического артистизма: невозможность сведения данного качества к количественным показателям; трудность получения объективных данных о субъективных проявлениях артистизма; направленность любой диагностики на получение статических данных, что противоречит динамике артистизма.
Методы, которые используются при исследованиях актерской одаренности, можно условно классифицировать так.
Изучение межличностных
отношений показало, что большинство
артистичных педагогов имеют
высокие оценки по следующим
показателям: уверенность в
Многофакторный опросник Р.Б. Кеттела свидетельствует, что артистичные педагоги имеют высокие оценки по факторам экспрессивности, чувствительности, воображения. Результаты теста (характерологического опросника) Леонгарда-Шмишека показывают, что артистичные педагоги чаще всего относятся к следующим типам: демонстративный, или истероидный (выраженная тенденция к фантазированию, потребность во внимании окружающих, раскованность, некоторое тщеславие при неудовлетворенной потребности в признании, склонность к усилению эмоциональных реакций); гипертимный (постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность и жажда деятельности, оптимизм, живость, гиперактивность, несколько завышенная самооценка); аффективно-экзальтированный (широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, бурные реакции, впечатлительность, искреннее и глубокое переживание чужих проблем); эмотивный, или сензитивный (повышенная чувствительность и впечатлительность, глубина сопереживания, богатство чувств и эмоций, чуткость к отношениям с окружающими, повышенная откликаемость на внешние события, частая смена настроений). Опросник структуры темперамента свидетельствует, что артистичные педагоги устойчиво демонстрируют высокие значения таких свойств, как социальная эргичность (открытость, общительность, контактность); социальная пластичность (широкий набор коммуникативных программ, импульсивность, легкость переключения в процессе общения, расторможенность); предметный темп (высокий темп поведения, большая психомоторная скорость, легкость движений); социальный темп (легкость и плавность речи, речедвигательная активность, быстрая вербализация); эмоциональная чувствительность (чувствительность к неудачам в общении, к расхождению между задуманным и результатом).
Следует также отметить,
что большинство артистичных
педагогов обладают развитой
фантазией, наблюдательностью,
Анализ самооценки
артистичных педагогов
В описании артистизма
как профессионального
1) артистизм при взаимодействии
с учениками, характер
2) артистизм в организации деятельности (яркость речи, жестов и др.);
3) режиссура урока (целостность, логичность, единство и др.).
Наличие артистизма
как профессионального
Одну из глав своей книги "Искусство быть другим" (М., 1982) психолог В. Леви назвал "Гений общения", обозначив черты идеального "портрета": "плюсы" характера "человека общающегося", которые стоит воспитывать, и "минусы" (их оборотную сторону). Так вот черты этого "портрета" в основном удивительным образом "подходят" артистичному педагогу (сокращения обозначены отточиями): "Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого... Плюс обратная связь. Вы еще только вглядываетесь, он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд как старого знакомого... В беседе улавливает малейшие изменения в интонации... Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм. Плюс оптимизм... минус предвзятость. Все та же открытость восприятия, незаслоненность. Отсутствие предрассудков.
Плюс предвидение. Плюс симпатия. Отношение к людям как к существам, несмотря ни на что заслуживающим симпатии. Без симпатии не может быть интереса, без интереса неоткуда взяться симпатии. Излучение доброжелательности возвращается к ним отраженным светом" (с. 89-92).
Артистизм при взаимодействии
педагога с учениками - в характере
и содержании отношений с ними
(стремление установления
У артистичных педагогов,
как мы уже отмечали, в арсенале
- гибкая смена пристроек-
Если в театральной
педагогике при диагностике
В специальных исследованиях на эту тему, в частности в работе С.А. Гильманова , называется довольно объемный набор качеств педагога и приводятся виды их диагностики (тесты, опросники, варианты алгоритмов). Но чаще всего речь идет о творческой индивидуальности педагога, уже сложившегося, сформировавшегося в деятельности. Что же касается набора качеств абитуриента на момент поступления в учебное заведение и их диагностики, то, возможно, в условиях педагогического вуза нет необходимости использовать сложные методы типа регистрации физиологических функций, как это делается в театральных вузах. Но воспользоваться методами театральной педагогики, с помощью которых можно определить богатство фантазии и воображения, творческий потенциал личности, ее самобытность и другие качества, несомненно, стоит. В особенности же следует обратить внимание на методы определения личностной заразительности, убедительности: творческое собеседование, избранную речь на заданную тему, активно и эффективно используемые театральной педагогикой. Важность именно этих методов диагностики творческой одаренности абитуриента педагогического вуза определяется целевым признаком, общим для педагогической и актерской деятельности, - воздействием человека на человека и вызовом определенного переживания у партнера.
Оказать действенную помощь в диагностике педагогических способностей и, в частности, педагогического артистизма призваны многие методики: оценка уровня общительности (по В. Ф. Ряховскому), карта коммуникативной деятельности (по А.А. Леонтьеву), тест Т. Лири "Межличностные отношения", тест "Уровень субъективного контроля" (по В.А. Ядову), тест Г.Ю. Айзенка (на темперамент), 16-факторный тест Кеттела, методика исследования эмпатийных тенденций (по И. М. Юсупову), опросник для определения степени выраженности педагогических способностей Н.А. Аминова, Н.А. Морозовой, А.Я. Смятских; вариант алгоритма определения яркости, оригинальности, обаяния, рефлексивный опросник педагогической интуиции С.А. Гильманова и др. Некоторые из этих методик, а также анкеты и опросники, разработанные нами, включены в приложение. Выявление педагогического артистизма возможно осуществлять исходя из устойчивости его проявления, произвольности артистичного поведения (изящная легкость, свобода), самостоятельности и оригинальности педагогических решений и действий (естественность и независимость в неожиданных, даже странных, решениях ситуации; исключительность, непохожесть на других, наличие "изюминки" в проявлениях; несоциальность в том смысле, что личность строго не придерживается условностей общества), скорости включения в деятельность, характера взаимодействия с учащимися (установление контакта, стимулирование и мотивация личности обучаемого, создание личностного ситуативного фона, позитивного микроклимата, стиль общения, нахождение способов влияния на конкретных учеников; тип пристройки, дистанция, эмоциональный тон атмосферы взаимодействия), организации деятельности учителя (способы осуществления педагогических действий: неповторимость приемов и организационных форм, яркость речи, жестов, владение собой, убедительность, выразительность и др.), режиссуры урока (структурно-композиционное построение учебного занятия: выбор целесообразной структуры урока, наилучшего сочетания форм работы, гармоничность, логичность, оперативная корректировка занятия, создание в ходе урока ситуаций эмоциональных переживаний, мизансцена как предметно-пространственное окружение).
Анализ литературы, наблюдения за деятельностью учителей, выявление характеристик, общих для театральной и педагогической деятельности, дают возможность сделать вывод, что оценка педагогического артистизма должна отражать интегральную характеристику следующих наиболее общих критериев диагностики: самопрезентационные умения (самоподача, внешнее самооформление), обаяние (эстетика манер, визуальная привлекательность), экспрессивные умения (выразительность, актерские способности), вербальные умения (речевой контакт), невербальные умения (пластичность), оригинальность решений, импровизационные умения (экспромт, импровизация), самообладание, управление своим поведением, эмоциональность, образность, эстетическое чувство, такт, чувство меры, способность к педагогической режиссуре (способность к структурированию учебного процесса, умение выразить и воплотить свой замысел, умение сплотить учеников, чувство ритма, пространства и времени).
Необходимо помнить
о том, что, вероятно, любое
средство диагностики
Рекомендуемая литература
Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Я. Психодиагностика педагогических способностей. - М., 1994.
Вербова К.В., Парамей Г.В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1990. - № 2.
Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога. - Тюмень, 1998.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. - Ставрополь, 1994.
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. - М., 1999. - С. 55-63.
Информация о работе Критерии и методы диагностики педагогического артистизма